Интервью: "что такое фейки"?

На страницах нашего портала запускается серия интервью, подготовленных молодыми казахстанскими учеными. Сегодняшнее наше интервью посвящено вопросам фактчекинга. Его подготовила студентка Международного университета "Астана" Бунятова Амина.

Здравствуйте. Меня зовут Амина, я ученица первого курса международных отношений, сегодня выступаю в роли интервьюера. Мы говорим об интересных и актуальных для жителей региона темах. Сегодня тема нашего разговора — фейки в медиапространстве. Беседует с нами специалист по фактчекингу, журналист Мадина Адилова.

— Мадина, первый вопрос: что такое фейки?

— Фейки — это смесь сплетен, пропаганды, конспирологических теорий, задача и стремление которых — в первую очередь, навредить и манипулировать общественных сознанием. Конечно, у фейков есть маркеры. Например, кричащие заголовки, эмоциональное наполнение, призыв к действию. Есть такая теория — "перцептивная слепота". В Канаде с группой добровольцев проводили психологический тест: люди очень увлеченно играли в баскетбол, и в середине игры по одну сторону корта выпускали гулять гориллу. Как думаете, что? Они этого не видели. Замечали игроки это уже тогда, когда игра заканчивалась. Суть эксперимента и теории в том, что можно как-то увлечь внимание людей, увести его, так, чтобы они не смотрели в какую-то конкретную сторону. Мы говорим, что у фейков бывает два направления: коммерческое и политическое, как раз в политическом такой прием задействуют очень часто.

— Можно ли говорить, что приемы перцептивной слепоты часто задействуют и на официальных мероприятиях, например, политические деятели?

— Несколько некорректно будет тыкать пальцем, но, в частности, политические журналисты регулярно прибегают к такой практике, чтобы снизить общественное напряжение относительно одних тем, избегая неудобных вопросов. Впрочем, в этом и состоит их умение подавать информацию нужным образом.

— Есть фейки, которые сделаны совершенно некачественно. "Инверсионный след самолётов выдает, что с помощью них распыляют вирусы" — абсолютно топорный сюжет и никакой доказательной базы, но люди верят. Почему?

— Люди склонны верить в силу своих личных убеждений и в силу своего эмоционального состояния. Это называется — "эпоха постправды". Даже когда мы делаем большое опровержение, большую пресс-конференцию, привлекая экспертов и доказательную базу, опровергая что-то, люди, ещё раз, в силу своего эмоционального состояния и личных убеждений, не поверят. Они верят в то, что было сказано им ранее. Человеческое сознание не способно концентрироваться на чем-либо дольше пятнадцати секунд. Те пятнадцать секунд, за которые я закрепила у себя в голове, скажем, тот же самый сюжет с самолётами, распыляющими вирусы, уже никуда не денутся. Внутри меня уже не переубедит ничто. Второй момент, грубо говоря — отсутствие критического мышления, некоторое невежество. Люди не умеют проверять информацию, или, даже если умеют, не обременяют себя этим.

— Рассмотрим случай. Приходит в какой-нибудь чат, группу, условно, откровенный фейк, например, "будьте осторожны, родители, возле школы ходит мужчина с отрезанной ногой!". Я знаю, что это неправда, но не знаю, как преподнести это общественности. Как с таким бороться, что нужно делать?

— Как минимум, не нужно торопиться. Задумайтесь, включите критическое мышление. Для общественности важна профессиональная составляющая — важно проверить информацию на нескольких сервисах. Но надо понимать, что иногда попытки образумить общество ни к чему не приводят. Учтите, вы имеете дело с разными людьми — кто-то более гибкий восприятием, а кто-то менее. Важно не рассчитывать на положительный исход. В конечном счёте, каждый сам выбирает, в чем его правда.

— Как по вашему, в чем главная опасность фейков?

— В том, что они манипулируют общественным сознанием, безусловно. Любой отлаженный процесс можно свести на "нет". Как в локальных случаях, так и более масштабно, вплоть до глобальных конфликтов. Больше всего такому воздействию подтверждены те люди, у кого нет к нему иммунитета, в первую очередь — дети. Именно поэтому, я считаю, образовывать их нужно со школьной скамьи, или даже детских садов. Бывали случаи, когда привлекали детей для разных общественных резонансов. Условно, не так давно, их массово призывали устраивать митинги с помощью платформы Тик-ток. Дети даже не понимали, зачем они выходили на демонстрации. Они просто пошли на поводу у пиар-кампании, у них не было никакого внутреннего стопа, относительно того, что они потребляют и делают.

— Хотела привести пример, в связи с недавней трагедией в Карагандинской области, когда собрали видео с Турции, Китая, объединили, отредактировали, и выложили с подписью "за несколько минут до трагедии на шахте Костенко". Почему, как вы считаете, человек это сделал, потратил свое время, ресурсы, и запустил этот фейк? В чем для него выгода?

— Он как минимум получил выгоду в том, что посеял в людях сомнение, разлад. Благо, здесь человек просто хотел убедить самого себя в том, что способен оказать влияние на общество. Если говорить про коммерческую составляющую, таким образом можно даже уничтожить чей-то бизнес. Сейчас, благодаря нейросетям, технологиям дип-фейка это сделать довольно просто.

— Случалось ли в вашей практике так, что фейки вызывали бизнес-конфликты на международном уровне?

— Я наблюдала один случай, когда два бизнес-партнера вели некоторого рода медиа войну, в частности через социальные сети. Теперь их заграничные партнёры просто не проводят операций с Казахстаном, разве что, через соседние государства. Это наглядный пример того, как посредством дезинформации можно оказать влияние на участников крупных международных транзакций.

— Вы говорили, что людям свойственно невежество в медиа сфере. Чтобы уйти от него, как вы посоветуете поступать обывателям интернета в отношении информации из непроверенных источников?

— Само собой разумеется — проверять. Если это ссылка на видео, вы можете загрузить его на сервис, прямо ссылкой, и вам выдадут точное время и платформы, на которых оно впервые было опубликовано. Это простое действие. Обратный поиск по фото, в гугл, яндексе — тоже элементарный способ проверки, в частности, сводок новостей. Любое изображение точно так же можно загрузить на сайт и проверить его метаданные. С текстами работает аналогично. Это элементарные меры, которые можно предпринять, но даже их достаточно, чтобы не стать жертвой дезинформации.

— Мадина, может быть у вас есть какие-то слова, с которыми вы бы хотели обратиться к вашим землякам?

— Я бы хотела попросить вас задумываться, не принимать все на веру. Проверяйте все, что видите иди слышите, прежде, чем распространять это дальше. Таким образом вы лично можете поспособствовать формированию безопасного медиапространства в своей среде.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *