Здравствуйте. Меня зовут Амина, я ученица первого курса международных отношений, сегодня выступаю в роли интервьюера. Мы говорим об интересных и актуальных для жителей региона темах. Сегодня тема нашего разговора — фейки в медиапространстве. Беседует с нами специалист по фактчекингу, журналист Мадина Адилова.
— Мадина, первый вопрос: что такое фейки?
— Фейки — это смесь сплетен, пропаганды, конспирологических теорий, задача и стремление которых — в первую очередь, навредить и манипулировать общественных сознанием. Конечно, у фейков есть маркеры. Например, кричащие заголовки, эмоциональное наполнение, призыв к действию. Есть такая теория — "перцептивная слепота". В Канаде с группой добровольцев проводили психологический тест: люди очень увлеченно играли в баскетбол, и в середине игры по одну сторону корта выпускали гулять гориллу. Как думаете, что? Они этого не видели. Замечали игроки это уже тогда, когда игра заканчивалась. Суть эксперимента и теории в том, что можно как-то увлечь внимание людей, увести его, так, чтобы они не смотрели в какую-то конкретную сторону. Мы говорим, что у фейков бывает два направления: коммерческое и политическое, как раз в политическом такой прием задействуют очень часто.
— Можно ли говорить, что приемы перцептивной слепоты часто задействуют и на официальных мероприятиях, например, политические деятели?
— Несколько некорректно будет тыкать пальцем, но, в частности, политические журналисты регулярно прибегают к такой практике, чтобы снизить общественное напряжение относительно одних тем, избегая неудобных вопросов. Впрочем, в этом и состоит их умение подавать информацию нужным образом.
— Есть фейки, которые сделаны совершенно некачественно. "Инверсионный след самолётов выдает, что с помощью них распыляют вирусы" — абсолютно топорный сюжет и никакой доказательной базы, но люди верят. Почему?
— Люди склонны верить в силу своих личных убеждений и в силу своего эмоционального состояния. Это называется — "эпоха постправды". Даже когда мы делаем большое опровержение, большую пресс-конференцию, привлекая экспертов и доказательную базу, опровергая что-то, люди, ещё раз, в силу своего эмоционального состояния и личных убеждений, не поверят. Они верят в то, что было сказано им ранее. Человеческое сознание не способно концентрироваться на чем-либо дольше пятнадцати секунд. Те пятнадцать секунд, за которые я закрепила у себя в голове, скажем, тот же самый сюжет с самолётами, распыляющими вирусы, уже никуда не денутся. Внутри меня уже не переубедит ничто. Второй момент, грубо говоря — отсутствие критического мышления, некоторое невежество. Люди не умеют проверять информацию, или, даже если умеют, не обременяют себя этим.
— Рассмотрим случай. Приходит в какой-нибудь чат, группу, условно, откровенный фейк, например, "будьте осторожны, родители, возле школы ходит мужчина с отрезанной ногой!". Я знаю, что это неправда, но не знаю, как преподнести это общественности. Как с таким бороться, что нужно делать?
— Как минимум, не нужно торопиться. Задумайтесь, включите критическое мышление. Для общественности важна профессиональная составляющая — важно проверить информацию на нескольких сервисах. Но надо понимать, что иногда попытки образумить общество ни к чему не приводят. Учтите, вы имеете дело с разными людьми — кто-то более гибкий восприятием, а кто-то менее. Важно не рассчитывать на положительный исход. В конечном счёте, каждый сам выбирает, в чем его правда.
— Как по вашему, в чем главная опасность фейков?
— В том, что они манипулируют общественным сознанием, безусловно. Любой отлаженный процесс можно свести на "нет". Как в локальных случаях, так и более масштабно, вплоть до глобальных конфликтов. Больше всего такому воздействию подтверждены те люди, у кого нет к нему иммунитета, в первую очередь — дети. Именно поэтому, я считаю, образовывать их нужно со школьной скамьи, или даже детских садов. Бывали случаи, когда привлекали детей для разных общественных резонансов. Условно, не так давно, их массово призывали устраивать митинги с помощью платформы Тик-ток. Дети даже не понимали, зачем они выходили на демонстрации. Они просто пошли на поводу у пиар-кампании, у них не было никакого внутреннего стопа, относительно того, что они потребляют и делают.
— Хотела привести пример, в связи с недавней трагедией в Карагандинской области, когда собрали видео с Турции, Китая, объединили, отредактировали, и выложили с подписью "за несколько минут до трагедии на шахте Костенко". Почему, как вы считаете, человек это сделал, потратил свое время, ресурсы, и запустил этот фейк? В чем для него выгода?
— Он как минимум получил выгоду в том, что посеял в людях сомнение, разлад. Благо, здесь человек просто хотел убедить самого себя в том, что способен оказать влияние на общество. Если говорить про коммерческую составляющую, таким образом можно даже уничтожить чей-то бизнес. Сейчас, благодаря нейросетям, технологиям дип-фейка это сделать довольно просто.
— Случалось ли в вашей практике так, что фейки вызывали бизнес-конфликты на международном уровне?
— Я наблюдала один случай, когда два бизнес-партнера вели некоторого рода медиа войну, в частности через социальные сети. Теперь их заграничные партнёры просто не проводят операций с Казахстаном, разве что, через соседние государства. Это наглядный пример того, как посредством дезинформации можно оказать влияние на участников крупных международных транзакций.
— Вы говорили, что людям свойственно невежество в медиа сфере. Чтобы уйти от него, как вы посоветуете поступать обывателям интернета в отношении информации из непроверенных источников?
— Само собой разумеется — проверять. Если это ссылка на видео, вы можете загрузить его на сервис, прямо ссылкой, и вам выдадут точное время и платформы, на которых оно впервые было опубликовано. Это простое действие. Обратный поиск по фото, в гугл, яндексе — тоже элементарный способ проверки, в частности, сводок новостей. Любое изображение точно так же можно загрузить на сайт и проверить его метаданные. С текстами работает аналогично. Это элементарные меры, которые можно предпринять, но даже их достаточно, чтобы не стать жертвой дезинформации.
— Мадина, может быть у вас есть какие-то слова, с которыми вы бы хотели обратиться к вашим землякам?
— Я бы хотела попросить вас задумываться, не принимать все на веру. Проверяйте все, что видите иди слышите, прежде, чем распространять это дальше. Таким образом вы лично можете поспособствовать формированию безопасного медиапространства в своей среде.