25 мая состоялось заседание ВЕЭС с участием глав государств Евразийского экономического союза. краю угла стоял вопрос о ходе исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. О ходе саммита и его выводах рассказала политолог Замир Каражанов
Расскажите про основные итоги прошедшего саммита ЕАЭС?
- Говоря об итогах саммита, то самое главное, что он состоялся в полном составе. Разговор, который был между Главами Государств, проходил в открытом формате. Обсуждались проблемы и перспективы, которые хотели бы видеть в рамках ЕАЭС. Все стороны имели возможность обозначить свою позицию по развитию и интеграции в рамках ЕАЭС. В целом, каждая из сторон обозначила свою позицию и интересы. Были подняты вопросы и по поводу перспектив в торговле и инвестициях.
Как вы оцениваете результаты мониторинга эффективности за 2021-2022 годы в части развития интеграции?
- Что касается мониторинга, то надо исходить из того, что это работа Евразийской Экономической Комиссии. Она направлена на сам мониторинг, на отслеживание тех изменений, которые вносились в законодательную базу стран ЕАЭС с тем, чтобы упростить торговлю между этими государствами. По большей части это те договорённости, которые раньше заключались между странами-участницами ЕАЭС. Данные договоренности должны были находить своё отражение в законодательной базе каждый из этих стран, но по факту этот процесс носит неодинаковый характер. Не всегда, страны после подписания вносят изменения в свою законодательную базу. Иногда, данный процесс затягивается по разным причинам. И данный мониторинг отслеживает, были ли внесены изменения, но каких-либо штрафных санкций в отношении стран за то, что они задержали или не приняли поправки в законодательство, не предусматривается.
Данный мониторинг, носит информационный характер, который оповещает о процессах или же о темпах изменений, которые происходят или которые должны вноситься в законодательную базу этих стран.
Каковы, по вашему мнению, ключевые проблемы, стоящие перед экономической интеграцией стран-участниц?
- Основной целью ЕАЭС было создание общего рынка. В данном пространстве, самым большим рынком выступает Россия. Получается, что это 140 миллионов потребителей и в принципе, даже сама идея ЕАЭС состояла в том, что другие страны могут выходить на этот рынок и за счёт торговли с Россией, на этом рынке, стимулировать свой экономический рост, тем самым развиваться и процветать. Но проблема в том, что создать общий рынок достаточно проблематично. Так как, сохраняются барьеры, есть ограничения, имеются и изъятия в торговле между странами-участницами. Но, несмотря на все трудности, Россия остаётся для нас одним из крупных торговых партнёров.
Выступает вопрос и о региональной кооперации. К примеру, создают проекты по производству сельхозтехники и, в конце концов, данные проекты плохо локализуются. Производство начинается в одной стране и заканчивается в другой. Скажем, попытка создания сельхозтехники в Казахстане, заканчивается тем, что вся готовая продукция, поставляется от завода поставщика и здесь её просто собирают. Это совершенно неправильный подход, надо исходить из того, что должна быть местная локализация, а её на самом деле не наблюдается. И причина этому, скорее всего, ситуация в экономиках наших стран,
Каковы, на Ваш взгляд, ключевые ориентиры Казахстана в сотрудничестве со странами ЕАЭС?
- В целом, в этом вопросе не должно быть каких-либо приоритетов. Одно, или другое. Приоритетов в торговле не должно существовать, потому что каждый сектор, каждый сегмент экономики, должен получать преимущество от внешней торговли и, конечно же, преимущество от таких интеграционных объединений, как ЕАЭС. Поэтому, приоритетов быть не может, но есть сектора, где у Казахстана могут быть более хорошие позиции во внешней торговле со своими партнёрами в рамках ЕАЭС. Но в основном, это продукты питания, так как Казахстан сталкивается с проблемой продовольственной безопасностью. Но возникает проблема – конкуренция с российскими компаниями, потому что зачастую, у нас существует проблема с переработкой, что снижает нашу конкурентоспособность. В итоге, на местных рынках, начинает превалировать российская продукция. При том, что производство и переработка сельхозпродукции на месте, как правило дешевле, чем завозная продукция. В целом, у нас есть возможности, где мы могли бы наращивать свой потенциал, но не наращиваем. Потому что проблема носит уже внутренний характер. Она связана с экономикой и необходимостью проведения экономических реформ. И когда, мы устраним проблемы внутри экономики, то тогда действительно мы можем поставлять или сотрудничать по всем направлениям в рамках ЕАЭС.