Итоги сочинского саммита глав государств ЕАЭС: экономика, внешние партнеры, геополитика и безопасность

Опубликовано: 30.05.2018

Итоги сочинского саммита глав государств ЕАЭС: экономика, внешние партнеры, геополитика и безопасность

Четыре года назад, 29 мая 2014 года, был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. За эти годы в рамках союза была проведена колоссальная работа, благодаря чему он состоялся как международное интеграционное объединение.

В Бишкеке в рамках экспертного заседания, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир», обсудили итоги заседания высшего евразийского экономического совета, прошедшего 14 мая этого года в городе Сочи. Как известно, в работе саммита ЕАЭС приняли участие лидеры пяти союзных государств, а также Молдовы, получившей по итогам заседания статус наблюдателя в организации.

 

Экономика в ЕАЭС

Открывая экспертную дискуссию, модератор встречи, сопредседатель Клуба региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» Игорь Шестаков напомнил, что на прошедшем саммите глав государств Евразийского экономического союза рассматривались актуальные вопросы, касающиеся развития макроэкономической политики стран ЕАЭС, реализации цифровой повестки и многих других аспектов экономической интеграции на евразийском пространстве.

«Общий рынок Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России, где действует принцип четырех свобод, т.е. происходит свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, объединяет 182 миллиона потребителей. За 2017 год совокупный ВВП стран ЕАЭС вырос на 1,8 процента и достиг более двух триллионов долларов. Итогом прошлого года также стал рост промышленного производства на 1,7 процента, и на 2,5 процента – сельскохозяйственного.  Кроме того, во всех государствах евразийского объединения в среднем на 3,1 процента снизился уровень инфляции, и улучшилось состояние внешней и внутренней торговли», - подчеркнул эксперт.

Говоря конкретно о Кыргызстане, он отметил, что плюсы участия республики в ЕАЭС связаны в первую очередь с решением вопросов по наращиванию собственных производственных мощностей и повышению конкурентоспособности отечественных товаров. Также Шестаков считает, что председательствование России в ЕАЭС в этом году положительно повлияет на развитие торгово-экономических связей Кыргызстана со странами ЕАЭС, и отразится на улучшении правовых условий наших мигрантов в российских регионах.

Продолжила тему начальник Управления координации ЕАЭС Министерства экономики КР Индира Ахматова. Она сообщила, что в рамках заседания высшего евразийского экономического совета, был подписан протокол о внесении изменений в Договор о присоединении Кыргызстана к договору о ЕАЭС, предусматривающий продление действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, согласно которым на данный момент КР получает 1,9 процента, на срок до 31 декабря 2019 года. Кроме того изменения коснулись  Протокола об условиях и переходных положениях для республики – продлены с 24 на 48 месяцев сроки обустройства и материально-технического оснащения пунктов пропуска.

Что касается общих вопросов, то участниками заседания были внесены изменения в перечень секторов услуг, по которым в Союзе функционирует единый рынок.

«Новое решение ВЕЭС позволило расширить единый рынок  услугами по производству и распространению кино- и видеофильмов, по аренде и лизингу прогулочных судов без оператора, услугами в области рекламы и туристическими услугами. Таким образом, на сегодняшний в формате единого рынка день могут предоставляться уже 52 вида услуг», - сообщила Индира Ахматова.

По ее словам, несмотря на позитивные изменения, лидеры государств евразийского объединения отмечают, что перед союзом стоит еще множество нерешенных вопросов.

Одним из таких вопросов, по мнению сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», заслуженного экономиста республики Жумакадыра Акенеева, должен стать вопрос обеспечения равных прав трудящихся ЕАЭС.

«Одним из инструментов решения этого вопроса может стать создание института двойного гражданства для граждан ЕАЭС. Это поможет не только снять вопросы обеспечения социальных гарантий, но и станет позитивным аспектом для развития бизнеса», - уверен эксперт.

В своем выступлении он также отметил, что в рамках интеграционного объединения необходимо прорабатывать конкретные совместные  межведомственные программы развития по отраслям и секторам экономики.

Об этом говорил и экономист Кубат Умурзаков, который считает, что одной из ключевых задач евразийской группировки на данный момент является поиск эффективных механизмов экономической интеграции. По его словам, сейчас отдельные страны принимают решения исходя из своих собственных приоритетов, игнорируя союзные интересы и препятствуя развитию бизнеса других стран.

«Экономический союз – высшая форма интеграции, и если мы намерены ее углублять, лидерам государств, составляющих ЕАЭС, необходимо проявить политическую волю, чтобы находить консолидированные решения, которые будут соответствовать общим интересам. В рамках саммита, прошедшего в Сочи, об этом говорили и президент Кыргызстана, и президент Казахстана. И, на мой взгляд, это был один из ключевых вопросов заседания. Внутренняя логика интеграционных группировок заключается в том, что на синхронизацию бюрократических процедур нужно время. Поэтому, будучи молодым объединением, ЕАЭС только проходит этот процесс, между тем, за небольшой срок существования союза он показал хороший прогресс», - подчеркнул эксперт.

Стоит отметить, что в рамках саммита с докладом о ситуации в Кыргызстане выступил президент республики Сооронбай Жээнбеков. Он подтвердил, что сотрудничество с ЕАЭС является приоритетным направлением внешнеэкономического курса страны, и отметил достижения КР в развитии экономики, в наращивании экспорта и т.д.  

Между тем, эксперт в сфере бизнеса Джами Аширов считает, что Кыргызстан не в полной мере использует возможности, которые открывает перед страной евразийская интеграция и геополитическая конъектура.  

«Антироссийские санкции Запада открывают дополнительные возможности для партнеров России по ЕАЭС. Поэтому Кыргызстан не должен упустить этот момент, нам нужно поспешить и занять свою нишу. Так, на поставку своей сельхозпродукции Кыргызстан может получить часть тех квот, которые были у европейских стран. Но, для того, чтобы мы могли быть конкурентоспособными, необходимо создавать условия для предпринимателей и меньше заниматься бюрократией», - отметил бизнесмен.

В этой связи он обратил внимание на то, что уже в следующем году кыргызские производители текстиля и обуви могут оказаться в непростой ситуации, т.к. с 2019-го года вступает в силу техрегламент по маркировке этих групп товаров, а Кыргызстан, по мнению эксперта, к этой ситуации не готов. Однако представитель министерства экономики КР Индира Ахматова парировала эксперту, сообщив, что правительство республики активно занимается этим вопросом, и в скором времени процесс маркировки будет отрегулирован.

 

Внешние партнеры ЕАЭС

Стоит отметить, что важным пунктом повестки сочинского саммита глав государств ЕАЭС стало обсуждение вопросов расширения интеграционных связей с внешними партнёрами. В частности речь шла о  перспективах выстраивания торгово-экономических отношений с такими  странами, как Сингапур, Индия, Турция, Израиль, а также реальные возможности расширения кооперации евразийского объединения с КНР и Ираном.

«С 2015 года действует зона свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом. Итогом сочинского саммита стало подписание временного договора о создании ЗСТ с Ираном. Кроме того главы государств подписали договор о торгово-экономическом сотрудничестве и соглашение по формированию зон преференциальной торговли с Китаем», - сообщил Игорь Шестаков. 

В свою очередь президент Евразийского Исследовательского Института Развития Мира, учредитель Клуба Общественной дипломатии ECS diplomacy (Россия) Марат Шафигуллин отметил, что подписание данных документов является результатом консолидированной политики всех стран ЕАЭС и играет важную роль в развитии союза.

«Евразийский экономический союз проводит последовательный курс на укрепление международного сотрудничества, сформированная система международного взаимодействия позволяет комплексно решать задачи по расширению географии и объема экспорта, а также привлечению иностранных инвестиций и технологий», - подчеркнул российский эксперт.

По мнению эксперта Эдила Осмонбетова на сегодня наиболее значимым внешнеэкономическим направлением ЕАЭС может стать китайская инициатива «Один пояс – один путь».

«Чтобы ни говорили, ЕАЭС – это не только экономический союз, это геополитический проект. Поэтому вопрос сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой является очень актуальным, т.к. он позволяет создать глобальный блок в рамках планетарной экономической архитектуры. Сейчас происходит переформатирование всего мироустройства, создаются континентальные кооперации. Естественно, в этих условиях страны евразийского экономического пространства не могут стоять на месте,  поэтому они будут сближаться и создавать партнерства. И сопряжение двух проектов – китайской инициативы «Один пояс – один путь» и ЕАЭС является частью всех этих глобальных процессов», - считает Эдил Осмонбетов.

 

Геополитика и безопасность экономической интеграции

Накануне сочинского заседания, а также в рамках саммита президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков открыл обсуждение вопроса об открытии второй российской военной базы на юге республики. По мнению Игоря Шестакова, это связано с обострением угроз, которые исходят из Афганистана.

«Как известно, ситуация на рубежах СНГ обостряется. Усугубляет ее тот факт, что в настоящее время на афганских территориях сосредоточились мощные силы ИГИЛ, в числе которых множество наемников из Центральной Азии, воевавших в Сирии. И эти силы могут быть использованы для дестабилизации ситуации в Ферганской долине», - считает эксперт.

И без того непростая геополитическая ситуация в Центральной Азии обостряется нарастающей турбулентностью, вызванной множеством факторов – начиная с экономических антироссийских санкций Запада и заканчивая повышением активности террористических и экстремистских группировок в Афганистане, к которым примкнули бандформирования вытесненные из Сирии. Об этом в рамках экспертной дискуссии рассказал экс-министр иностранных дел КР Аликбек Джекшенкулов.

По его мнению, совокупность этих факторов и стала причиной того, что вопрос размещения военной базы на юге Кыргызстана был включен в программу обсуждения глав государств ЕАЭС.

«Размещение второй военной базы ОДКБ на юге республики, и президент Сооронбай Жээнбеков четко дал это понять,  соответствует национальным интересам Кыргызстана, т.к. обеспечит безопасность и стабильность, как в стране, так и в регионе в целом. В нынешних условиях, когда угрозам в той или иной степени подвержены все страны ЕАЭС, союзники должны стать опорой друг для друга. Нужно выработать общую позицию, как в вопросах геополитики, так и в плане внутренней экономической интеграции», - подчеркнул Аликбек Джекшенкулов.

При этом, укрепление отношений между странами ЕАЭС ведет к усилению противодействия извне. Об этом, выступая на экспертном заседании, заявил заслуженный юрист Кыргызстана Кайрат Осмоналиев.

«У евразийского объединения есть множество внешних противников, которые прикладывают массу усилий, чтобы снизить интенсивность интеграции. Евразийский экономический союз становится серьезной геополитической силой, поэтому нужно быть готовыми к тому, что некоторые глобальные игроки будут предпринимать попытки раскачать и даже дестабилизировать ситуацию через отдельных локальных игроков», - подчеркнул Кайрат Осмоналиев.

По итогам экспертного заседания было отмечено, что Российская Федерация является центром притяжения экономических и политических интересов стран Евразийского экономического союза и локомотивом евразийской интеграции. В этой связи эксперты  выразили уверенность, что в рамках председательствования в ЕАЭС Россия сможет поднять уровень всех интеграционных процессов, подчеркнув большие ожидания участников союза на этот счет.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»