Отставка Карима Масимова с поста главы правительства Республики Казахстан при всем ее «прогнозируемости», стала, тем не менее, достаточно неожиданным событием. Ведь, несмотря на всю остроту критики президента в адрес правительства в последние годы, Карим Кажимканович всегда казался «заговоренным» премьером, обладающим особым неприкосновенным статусом.
Вероятно, причиной тому была исключительная роль теперь уже бывшего премьера в успешной реализации антикризисной программы 2008-2009 гг.. Однако, видимо, резерв «былых заслуг» рано или поздно исчерпывается. Затяжной кризис, в который вошла казахстанская экономика после падения цены на нефть, вероятно, заставил главу государства пересмотреть свое отношение к «непотопляемому» премьеру. Каковы же результаты почти десятилетнего премьерства Карима Кажимкановича и каким нам запомнится «экономический курс Масимова»?
Кресло премьер-министра Карим Масимов занял в январе 2007 года. На тот момент Казахстану вот уже седьмой год как фантастически везло - страна переживала бурный рост и «головокружение от успехов». Ежегодный десятипроцентный рост ВВП, высокие цены на нефть и другие сырьевые ресурсы, стремительное развитие банковского и строительного сектора – все это заставило всерьез заговорить о «казахстанском экономическом чуде». В этой эйфории казахстанцы и сами поверили в свою исключительность.
Однако с приходом Карима Масимова период везения закончился. Премьерство Карима Кажимкановича началось с боевого крещения глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов, первые симптомы которого Казахстан ощутил еще летом 2007 года. Началось все с обвала строительного рынка, а обернулось коллапсом ряда казахстанских банков, едва не погребших под собой всю финансовую систему.
Реакцией команды Карима Масимова на вызовы кризиса 2008-2009 года стал переход к ручному управлению экономикой, усиление роли государства практически во всех ее отраслях. В эти годы повсеместно заговорили о целесообразности внедрения элементов плановой экономики, в обиход вошли идеи кейнсианства.
Проблемы банковского и строительного сектора были решены нехитрым путем – за счет позаимствованных из Национального фонда 10 млрд долларов. Банки устояли, некоторые из них были в последствие национализированы. Рецепты, найденные Каримом Масимовым в борьбе кризисом 2008-2009 года, – «ручное управление экономикой» и национализация всего, что плохо лежит, во многом и стали ключевыми приметами казахстанской экономики, со временем приобретшими гипертрофированный характер.
Главным масимовским детищем был пожалуй, мега-гигант квазигосударственного сектора – Фонд национального благосостояния «Самрук – Казына». Он и стал воплощением «ручного управления экономикой», реинкарнацией советского Госплана, накрывшим своим зонтиком больше половины национальной экономики.
Еще одним воплощением идей плановой экономики стала масштабная программа форсированного инновационно-индустриального развития (ПФИИР), которая была запущена в 2010 году. Замысел ее был прост – если бизнес и инвесторы не идут в обрабатывающие отрасли по причине их низкой рентабельности, то государство само будет решать, где строить заводы и кому давать займы. «Самрук - Казына» был назначен главной повитухой казахстанской индустриализации, а акимы областей стали ее многочисленными няньками. Результаты первой «индустриальной пятилетки» (отметим, что масимовские технократы не чурались заимствованием терминов советской плановой экономики, что позволяет говорить о преемственности традиций) обнадеживали.
В течение 2010-2013 гг. удалось добиться роста ВВП в среднем на 6-7%. В первый же год реализации программы обрабатывающая промышленность выросла на 13%. По итогам первой ПФИИР в строй было введено 770 проектов. Однако скромно умалчивалось, какой ценой дался этот рост. К примеру, фонд «Самрук - Казына» и группа компаний, входящих в него, инвестировали в проекты «Карты индустриализации» (еще один термин «масимовского экономического курса») 50,5 млрд долларов.
Со временем приходило отрезвление. Заводы, созданные в рамках «индустриальной пятилетки» и призванные стать флагманами своей отрасли, чахли, едва достигнув годовалого возраста, поддержание их жизнедеятельности ложилось непосильной ношей на бюджет. Отдача от масштабных вложений государства была достаточно скромной. Искусственная подкормка экономики оказалась дорогой и малоэффективной.
В 2014 году после непродолжительного пребывания на посту руководителя Администрации президента Карим Масимов вернулся в кресло премьера. По-видимому, от него ожидали повторения «антикризисного чуда» 2008-2009 гг. Команда Карима Масимова энергично взялась за реформы: холдинг «Самрук – Казына» начал процедуру трансформации, был взят курс на разгосударствление, началась вторая волна приватизации. Однако, как показало время, универсальным рецептом от кризиса любой этимологии Карим Кажимканович не обладает. Закралось даже подозрение, что успешным прохождением предыдущей турбулентности Казахстан был обязан отнюдь не исключительным качествам премьера, а высоким ценам на нефть.
Что же, недочеты «масимовского экономического курса» придется исправлять его преемнику. В то же время Карим Масимов остается в команде президента. Фронт его работы изменился кардинально, однако в его пользу говорит и колоссальный опыт работы на ключевых должностях и то, что он сохранил статус ближайшего доверенного лица главы государства. Полагаем, Карим Кажимканович еще очень далек от завершения своей политической карьеры.
Жанар Тулиндинова.