Казахстан-2015: Повестка для Москвы и Астаны. Ч.1.

Опубликовано: 07.09.2015

Казахстан-2015: Повестка для Москвы и Астаны. Ч.1.

Интервью с исполнительным директором Политологического Центра «Север-Юг» Юлией Якушевой. 

ИАЦ: Интенсивность контактов между Москвой и Астаной в последнее время остается предельно высокой. Причем, судя по всему, в центре внимания не только вопросы двухстороннего сотрудничества, но и проблемы интеграционных структур – ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, совместные проекты с Китаем. Как Вы оцениваете степень близости подходов Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина применительно к оценке ситуации в отношениях двух стран и на постсоветском пространстве в целом?

Ю.Якушева: Вы правы, активные контакты между Москвой и Астаной развиваются практически на всех уровнях: от высшего до бизнес-структур и институтов гражданского общества. Здесь нужно учитывать два фактора. Первый – общая неблагоприятная ситуация в экономике, которая негативно влияет на ситуацию в России и Казахстане. Это проблемы падения цен на энергоносители, волатильность национальных валют, негативные процессы в  китайской экономике, которые также неизбежно давят на Кремль и Ак Орду в условиях резкого роста значимости восточного направления.

У России и Казахстана сходные проблемы, которые необходимо решать через координацию усилий как в рамках ЕАЭС, так и на двухстороннем уровне. Другое дело, как уже отмечали мои коллеги, не все зависит от желания правительств и президентов. Если цена на нефть будет и дальше падать, то Россия и Казахстан неизбежно столкнутся с необходимостью вносить изменения в бюджетные программы, вновь корректировать и что самое главное, соотносить друг с другом приоритеты развития.

 Общий фон остается по большей части негативным, а в таких условиях трудно рассчитывать на устойчивое поступательное развитие торговых обменов между РК и РФ.

Но как раз через совместные антикризисные меры, я полагаю, и появятся возможности для преодоления возникших экономических трудностей. Так что активизация контактов на высшем уровне в значительной степени связана с необходимостью экстренного решения вопросов по координации антикризисных усилий.

ИАЦ: Мы все-таки говорим о ЕАЭС или двухсторонних усилиях России и Казахстана?

Ю.Якушева: И о том, и о другом. Но цифры не сопоставимы. Объемы взаимной торговли России и Казахстана, Казахстана и Беларуси слишком сильно разнятся, чтобы можно было говорить о каких-то близких значениях, с точки зрения взаимного влияния. А между тем, объемы взаимной торговли серьезно падают, начиная с первого квартала 2015 года. Причем тут надо учитывать, что Россия поставляет в Казахстан довольно серьезную долю своей несырьевой продукции.

И, несмотря на небольшой процент РК в российском экспорте, тенденция к снижению объема взаимной торговли свидетельствует об углублении достаточно опасной тенденции. Следовательно, необходимы скоординированные усилия не только органов государственной власти, но и институтов, защищающих интересы бизнеса – НППП «Атамекен», ТПП РФ, других подобных организаций.

Спад рано или поздно закончится, и очень важно, чтобы мы вышли из кризиса, не только минимизировав потери, но и сформировав новые точки роста. С учетом новой экономической стратегии Назарбаева, в том числе.

Перспективные направления для развития очевидны. Это и сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг, инновационные отрасли. Принцип «каждый за себя» в нынешней ситуации не сработает. Думаю, что это понимают и российские, и казахстанские элиты.

ИАЦ: А насколько реальны разговоры о создании единой валюты ЕАЭС и попытках дедолларизации экономик стран ЕАЭС?

Ю.Якушева: Вокруг этих тем слишком много спекуляций, формируемых подчас искусственно через информационные вбросы. Речь нигде не шла о немедленном отказе от рубля и тенге и создании алтына в течение последнего квартала 2015 года. Это – фейк. На рассмотрение выносилась возможность стратегического выбора – поэтапного сокращения уровня зависимости от доллара во взаимных расчетах.

Большинство экономистов поддерживает эту меру, расценивая сам вектор как стратегически верный. По этому вопросу предельно четко высказался и глава Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов. В начале лета он  назвал срок, в течение которого может быть реализована программа дедолларизации РК. Напомню, что по его оценке, на это потребуется от 3 до 5 лет. И, действительно, и для Москвы и для Астаны – это многоаспектная задача, в рамках решения целого ряда системных вопросов: изменения законодательства, повышения финансовой грамотности населения и проч.

Но, конечно, первым и главным шагом на пути и к дедолларизации и к другим значимым решениям в этой сфере должно стать усиление координации между Россией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС в области реализации валютных политик.

Реальное сближение в части согласования мер в финансовой сфере поможет сделать происходящие процессы  более понятными и предсказуемыми, повысит уровень доверия между сторонами.

И тогда реакция на заголовки газет или интернет публикаций типа «Москва запрещает доллар» будет основываться не на эмоциях, а на критическом подходе к использующимся формулировкам. 

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21585/