Казахстан-2015: законодательное обеспечение Плана нации продвигается

В рамках выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» Парламент РК демонстрирует повышенную работоспособность по законодательному обеспечению данного процесса. Уже приняты такие законы, способствующие совершенствованию деятельности государства и его органов и их взаимодействию с обществом и его институтами, как, например, «О государственном аудите и финансовом контроле», «О государственно-частном партнерстве», «Об общественных советах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности местной полицейской службы», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления» и т.д.  

В рамках выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» Парламент РК демонстрирует повышенную работоспособность по законодательному обеспечению данного процесса. Уже приняты такие законы, способствующие совершенствованию деятельности государства и его органов и их взаимодействию с обществом и его институтами, как, например, «О государственном аудите и финансовом контроле», «О государственно-частном партнерстве», «Об общественных советах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности местной полицейской службы», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления» и т.д.  

Закон «Об общественных советах», который вступит в силу с 1 января 2016 года, упорядочивает вопросы создания и деятельности рассматриваемых органов, придавая этой деятельности более системный характер. Прежде всего, общественные советы станут не только консультативно-совещательными, но и наблюдательными структурами, призванными представлять интересы гражданского общества и осуществлять общественный контроль за деятельностью создавших их государственных органов. Такой подход позволит им не только обсуждать определенные вопросы и предлагать свои рекомендации по их решению, но и фактически отслеживать, насколько данные предложения учтены и претворяются в жизнь.

Если в составе большинства действующих при разных центральных и региональных органах власти общественных и экспертных советах преобладают чиновники, то теперь такое положение поменяется. В рабочих группах, которые будут создавать общественные советы, представительство институтов гражданского общества и отдельных граждан составляет не менее 2/3 от общего состава. В этой связи следует ожидать, что и в советы войдут главным образом представители общественности. Обращает на себя внимание и конкурсный порядок формирования общественных советов, а также выдвижение кандидатов в них некоммерческими организациями, группами граждан и через самовыдвижение.

Таким образом, руководители соответствующих госорганов не смогут включать сюда исключительно людей, которые удобны им по каким-либо личным или политическим моментам. Соответственно повысится уровень действительного участия общественности и объективности работы советов. Важно и то, что кандидатом в члены того или иного общественного совета может стать любой гражданин республики, достигший 18 лет. Такое положение может послужить стимулом для вовлечения к работе советов представителей молодежи.

Еще более серьезным моментом является то, что впервые в казахстанское законодательство введено понятие «общественный контроль» и определены его основные формы, порядок и механизмы. При этом данный контроль смогут осуществлять не только общественные советы, но и, по их поручению, некоммерческие организации и граждане. Основными формами контроля определены общественный мониторинг, общественное слушание по разным вопросам и общественная экспертиза. Правда, последняя касается почему-то только проектов принимаемых уполномоченными госорганами решений по вопросам, связанным с сохранением благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. Поэтому данную форму общественного контроля следует ввести и в других сферах, где пересекаются интересы государства и общества.

Поправки, внесенные в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», также предполагают взаимодействие государственных органов и заинтересованных граждан для решения актуальных вопросов местного значения. Прежде всего, они дают старт для создания в ближайшее время в Астане, Алматы и городах областного значения территориальных советов местного самоуправления. При этом основные вопросы создания и деятельности данных органов будут определены положениями, разработанными акиматами и утвержденными затем маслихатами данных городов. В любом случае все это расширит институциональную основу местного самоуправления в Казахстане, представленную пока на низовом уровне сходами и собраниями жителей сельских населенных пунктов и городов районного значения, а также будет способствовать вовлечению в процесс его осуществления заинтересованных горожан.

А на днях президент РК подписал новый закон «О государственной службе», который до этого был возвращен им в парламент на доработку. Такое решение было обусловлено необходимостью определить четкую позицию по выходу госслужащих на пенсию по достижению ими установленного законодательством пенсионного возраста. В целом, среди положительных моментов рассматриваемого закона следует отметить:

1) четкое распространение на сотрудников правоохранительных органов и дипломатической службы, что повышает уровень единства и системности регулирования государственной службы в целом;

2) включение в перечень принципов госслужбы меритократии, предполагающей признание личных заслуг и достижений и продвижение по службе, исходя из способностей и профессиональной подготовки госслужащих;

3) распространение конкурсного отбора на процедуры продвижения по службе в рамках одного государственного органа и перехода на работу в другие госорганы. Представляется, что данная мера станет дополнительным ограничением для осуществления так называемых «командных перемещений», когда смена руководителей различных госорганов приводит к неоправданному увольнению госслужащих, работающих при прежнем руководстве, и их замене своими выдвиженцами;

4) законодательную регламентацию основных функций ответственных секретарей министерств, а также руководителей аппаратов центральных госорганов и аппаратов акимов регионов;

5) определение служебной дисциплины и механизмов ее обеспечения, что призвано улучшить работу госслужащих;

6) усиление этической и антикоррупционной составляющей госслужбы. В том числе это касается недопущения использования служебной информации, не носящей публичный характер, в личных или групповых интересах, необоснованных отказов в предоставлении физическим и юридическим лицам информации, не относящейся к государственным секретам, предоставлении данной информации в недостоверном или неполном виде и т.д.;

7) установление возможностей для привлечения на работу в государственные органы Казахстана граждан других государств без занятия ими государственных должностей. Эта мера может способствовать позитивному вкладу иностранных специалистов, привлеченных, к примеру, в качестве консультантов, в работу тех или иных госорганов республики.

Безусловно, что само по себе содержание приведенных выше и иных законодательных актов, принятых в Казахстане с сентября этого года,  еще не является гарантией максимального достижения ими своего предназначения. Тем не менее, до конца года, видимо, следует ожидать принятия парламентом республики всего пакета законов в рамках реализации Плана нации. А в следующем году начнется уже новый этап данного процесса — исполнительский, связанный с претворением данных законов в жизнь. В этой связи работы для государства и его органов заметно прибудет.

 

 Талгат Адилов

 

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22234/

 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *