Казахстан-2016: Что стоит за задержанием Бигельды Габдуллина?

Опубликовано: 22.11.2016

Казахстан-2016: Что стоит за задержанием Бигельды Габдуллина?

Задержание известного казахстанского журналиста и редактора ряда авторитетных медиаресурсов Бигельды Габдуллина практически сразу было расценено как очередное звено в цепи кампании по стерилизации информационного пространства страны и поставлено в одном ряду с посадкой бывшего главы Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева.

Примечательно, что оба корифея казахстанской журналистики подорвались на опасном минном поле государственного заказа. Матаеву было инкриминировано ненадлежащее его исполнение. Габдуллину Национальное бюро по противодействию коррупции вменяет следующий состав: якобы он «используя подконтрольные СМИ «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz», активизировал информационную атаку в отношении руководителей государственных органов путем публикаций негативных материалов, порочащих деловую репутацию. В дальнейшем Габдуллин за прекращение критики вымогал с должностных лиц государственные заказы для своих медиаресурсов».

Что же, для людей, не понаслышке знакомых с казахстанским медиапространством, этот сюжет принуждения чиновников к корыстной дружбе с помощью компромата – секрет полишинеля. Было бы лицемерием утверждать, что схема «госзаказ в обмен на лояльность» не используется независимыми медиа, а «черный пиар» не является одной из форм подработки для СМИ. Поговаривают даже, что подобным медиарэкетом не гнушаются не только отвязные блогеры – робин гуды, но и весьма уважаемые издания.

Директор общественного фонда «Правовой медиацентр» Диана Окремова отмечает, что в Казахстане, действительно, сложилась порочная система, в которой госорганы, благодаря наличию у них финансовых ресурсов, имеют возможность откупиться от СМИ:

«Сегодня государство превратилось в крупнейшего рекламодателя. Для сравнения: в 2015 году государственный информационный заказ составил 43 млрд тенге, объемы рекламы в СМИ – 37 млрд тенге. Эта система настолько развратила наши медиа, что журналисты просто превратились в обслугу интересов чиновников. В деле Габдуллина обнажилась вся бессмысленность системы госинформзаказа, которая ставит с ног на голову все журналистские стандарты. Мы видим, что СМИ вместо того, чтобы стоять на страже общественных интересов – критические материалы это норма для независимой журналистики! – превратились в придворных журналистов», - констатирует эксперт.

Какая же может быть альтернатива этой порочной системе, учитывая узость рекламного рынка в Казахстане?

«Необходимо сделать систему госинформзаказа абсолютно прозрачной. До тех пор, пока мы не будем видеть, какие суммы распределяются, на что выделяются деньги, как они осваиваются, естественно, эта сфера будет создавать благодатную почву для вымогательства и торговли влиянием», - считает эксперт.

Впрочем, помимо этой уже давно на все лады склоняемой проблематики госзаказа, есть в деле Габдуллина еще один аспект. Те, кто давно отслеживает процессы в казахстанском медиапространстве, не могут не задаться вопросом: почему именно сегодня силовые органы так рьяно взялись за посадку крупных медийных функционеров?

Чтобы ответить на этот вопрос, вероятно, следует присмотреться к фигуре министра информации и коммуникаций Даурена Абаева, назначенного на эту должность в мае нынешнего года. За долгое время Абаев – первый глава профильного министерства с ярко выраженной «заточенностью» на информационную и идеологическую сферу.

До его назначения информационный сектор ютился где-то на задворках супер-министерства индустрии и развития в статусе комитета. Предшественник Абаева, министр связи и информации Аскар Жумагалиев, будучи технократом и специалистом в сфере связи, явно отдавал приоритет технической составляющей коммуникационной отрасли, в ущерб содержательной.

Даурену Абаеву досталось сложное наследство. Информационная сфера, благодаря новым медиа и социальным сетям, сегодня разрослась многократно, соответственно этому повысилась ее общественная роль. Если предшественникам Абаева для контроля над ней достаточно было договориться с главными редакторами ведущих телеканалов и газет, то новому министру приходится иметь дело с бесконечно множащимся и ежедневно прибывающим числом акторов информационного процесса: блогерами, лидерами мнений, изготовленными кустарным способом интернет-ресурсами, наконец, коллективным интеллектом пользователей социальных сетей.

При всей своей кажущейся незначительности новые акторы обладают сегодня достаточным влиянием и ресурсами для того, чтобы развязать информационную атаку поистине общестранового масштаба. Причем некоторые из них не прочь конвертировать эти возможности в денежный эквивалент.

Очевидно, что одной из задач нового министра должна была стать систематизация этого стихийного пространства, формирование из этого первородного хаоса некоего подобия порядка.

Не случайно одной из первых инициатив нового министра стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций». Главное новшество законопроекта - придание блогерам статуса интернет-ресурсов со всей вытекающей отсюда правовой ответственностью.

Правда, разработчики законопроекта все-таки отказались от этой идеи, предлагая блогерам закрепить юридический статус на добровольной основе. Как считает Диана Окремова, это завуалированное приглашение к участию в распределении все того же госзаказа.

В этой связи примечателен недавний скандальный вброс в информационное пространство. В соцсетях была распространена таблица с тарифами услуг известных блогеров, в том числе главы профильной ассоциации Галыма Байтука.

Многие расценили этот «документ» как пиар-ход самих списочников, предоставивших таким образом вниманию общественности свой прайс. Однако, возможно, блогерам следовало бы насторожиться, увидев в этом месседж от власти. Дескать, она прекрасно осведомлена о методах их работы и источниках заработка.

Быть может, задержание Габдуллина - это послание о том, что времена робин гудов и информационных киллеров-одиночек прошли? Что любой медийный авторитет невзирая на выслугу лет может подвергнуться уголовному преследованию? Что развязывая информационные войны против чиновников, госструктур и нацкомпаний отныне можно легко получить «обратку».

источник:http://ia-centr.ru/expert/24332/