Интервью с экспертом информационно-аналитического Центра, Александром Ревским.
ИАЦ: Несколько дней назад Минэкономики Казахстана опубликовало подробный список крупных предприятий и организаций, находящихся в республиканской собственности и подлежащих продаже в приоритетном порядке. Какие объекты из этого списка могут представлять наибольший интерес для инвесторов?
А.Ревский: Список действительно очень внушительный. Это более 60-и наиболее крупных компаний республиканской собственности и нацхолдингов, с балансовой стоимостью не менее 5 млрд. тенге.
В принципе, есть из чего выбирать, особенно в том случае, если ориентироваться не на текущее состояние компаний, а на громкое имя. Например, в этом списке мы видим авиакомпании "Эйр Астана" и Qazaq Air. Или, а это уже другой профиль, несколько "дочек" крупнейших национальных компаний, в частности, принадлежащих "КазМунай Газу" KMG International N.V., Атырауский НПЗ, Павлодарский нефтехимический завод.
В списке потенциальных объектов под приватизацию и международный центр пограничного сотрудничества "Хоргос", что также представляет интерес для потенциальных инвесторов. Наверняка может вызвать интерес и приватизация международных аэропортов - Астана, Павлодар, Актобе, Атырау.
Через IPO на рынок выставят "Казатомпром", Казахтелеком" и "Казпочту". Но это опять-таки «горячие пирожки» для тучных времен. Какова коммерческая привлекательность этих проектов в данный конкретный момент можно сказать только после очень глубокого и серьезного аудита. Так что список существует, но какова вероятность быстрой и эффективной распродажи, предсказать пока что очень сложно.
Я, кстати, полностью согласен с мнением Александра Караваева, который отметил, что по большому счету, у нефтеэкономик СНГ осталось два, пока незадействованных, антикризисных механизма: приватизация и наращивание госдолга. Казахстан и Азербайджан, судя по всему, будут пытаться реализовывать первый сценарий. Что касается России, то в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, расширяющий доступ граждан к покупке облигаций федерального займа (ОФЗ) с 2016 года. Это означает, что наши власти будут наращивать заимствования на внутреннем рынке.
ИАЦ: Некоторые казахстанские эксперты достаточно скептически оценили перспективы реализации приватизационной программы правительства. Насколько объективны подобного рода сомнения?
А.Ревский: Но ведь подобные программы стартуют уже не первый раз. В 90-х годах государство также использовало приватизационные инструменты как своеобразные точки роста для национальной экономики. Напомню, что и Президент Казахстана неоднократно подчеркивал, что необходимо снижать долю государственного участия в экономике. Сейчас, если не ошибаюсь, речь идет о снижении этого показателя до уровня 15 процентов. Так что, если брать политический контекст, то, вполне вероятно, другого пути у Ак Орды в текущей ситуации и не было.
Можно дискутировать о том, насколько привлекательными эти объекты будут для потенциальных инвесторов в нынешний момент, но это вопрос не стратегии, а конкретного обсуждения каждого из предложенных проектов. В любом случае, можно будет говорить о триединстве решаемых задач - снижении доли государства в экономике, наполнении бюджета и развитии фондового рынка, что, кстати, является пока что слабым местом для национальной экономики.
Думаю, что неслучайно запуск приватизационной программы совпал по времени с появлением очередной программной статьи Нурсултана Назарбаева. Президент направил чиновникам ясный сигнал о том, что эти меры носят не только экономический, но и политический характер, определив тем самым, исключительно высокую планку ответственности для правительства.
Ревский Александр.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22458/