ИАЦ: Политический год в Казахстане начался без раскачки – несколько громких отставок и арестов, новые правила регистрации населения – с чем связана подобная активность властей РК? Какие события конца 2016 – начала 2017 года Вам представляются наиболее значимыми?
С.Рекеда: Я согласен, что это необычная ситуация – накануне нового года и непосредственно в период январских праздников принимается целый ряд принципиальных решений, в том числе по кадровым изменениям в правительстве. Причем эти перестановки не вписываются в логику плановых ротаций, а носят «вынужденный» характер, как в случае с экс-министром Бишимбаевым.
Его отставка и возможное расследование в отношении топ-чиновника еще раз демонстрируют новый курс Акорды в духе генеральной линии конца прошлого года – «в Казахстане теперь неприкасаемых нет». Местные эксперты, ориентируясь на заявление Нурсултана Назарбаева, предположили, что причиной увольнения Куандыка Бишимбаева мог стать коррупционный скандал с руководством «Байтерек Development», но детали всей этой истории пока не раскрыты.
Впрочем, есть и другие версии. Например, Марат Шибутов указывает на то обстоятельство, что у экс-министра не сложились отношения с премьером.
И еще один важный момент – четыре-пять лет назад после отставки Бишимбаева экспертная дискуссия сразу перешла бы в русло «кому это выгодно», кто из элитариев потерял очки, а кто приобрел. Допустим, сняли человека Кулибаева, а поставили представителя другой элитной группы. Но сейчас практически никто из местных экспертов не стал рассматривать ситуацию с Куандыком Бишимбаевым через подобную оптику и этот факт свидетельствует о том, что постепенно вырабатываются, принимаются иные правила игры, не связанные с прежним раскладом сил в ближайшем окружении президента РК.
На мой взгляд, это крайне важная тенденция.
ИАЦ: Новый министр экономики также принадлежит к новому поколению казахстанских чиновников. Но имеет большой опыт работы в международных интеграционных структурах. Можно ли ожидать каких-либо кардинальных изменений в работе ключевого экономического ведомства РК?
С.Рекеда: На этот счет есть определенные сомнения. Как и в России, казахстанский экономический блок в правительстве имеет ограниченную самостоятельность в принятии важнейших решений. Поэтому новый министр будет, скорее всего, исполнять задачи, определенные президентом и премьером, а не пытаться выстраивать какую-то самостоятельную линию поведения в рамках реализации экономических реформ. Не до того сейчас.
Аналогичным образом можно прокомментировать и перемены во внешнеполитическом ведомстве. Местные эксперты отмечают, что к работе Идрисова в должности министра едва ли можно предъявить сколько-нибудь серьезные претензии. И если оставить в стороне вопрос о роли МИДа в привлечении иностранных инвестиций, то можно с уверенностью сказать, что новый глава внешнеполитического ведомства РК будет действовать в том коридоре возможностей, который был определен его предшественником. Никаких волшебных новаций и на этом направлении не предвидится.
ИАЦ: Принятый в Казахстане закон об обязательной регистрации по месту пребывания вызвал неоднозначную реакцию среди жителей страны. Напомним, что ведена обязательная регистрация граждан по месту временного пребывания, и ее несоблюдение повлечет административный штраф в 7 МРП (почти 16 000 тенге). В чем подвох? Почему преобладает негативная оценка закона в социальных сетях?
С.Рекеда: Мне кажется, что снова возникла ситуация информационного вакуума вокруг принимаемого решения. В СМИ объяснения чиновников построены по принципу - кто в лес, кто по дрова.
Одни чиновники говорят о необходимости вывода из "тени" огромных средств, которые проходят по линии аренды квартир. Например, по данным комитета госдоходов, потери бюджета от теневой сдачи квартир только в Астане могут достигать 300 миллионов тенге.
Другие - о необходимости содействовать спецслужбам, с точки зрения выявления "подозрительных лиц". Весь негатив со стороны простых граждан можно было "сбить" грамотно построенной информационной кампанией.Но уже в который раз (и в России такие ситуации неоднократно возникали) соответствующие структуры показали явно недостаточный уровень компетентности.
Продолжение следует
Источник:http://ia-centr.ru/expert/24560/