Казахстан-2017: Открытое небо - пострадают ли казахстанские авиаперевозчики и что приобретут пассажиры?

Опубликовано: 10.04.2017

Казахстан-2017: Открытое небо - пострадают ли казахстанские авиаперевозчики и что приобретут пассажиры?

Российская авиакомпания S7 Airlines запустила новый рейс, связавший Уральск и Москву. Расширение географии полетов S7 Airlines вписывается в тенденцию развития казахстанского рынка авиаперевозок, который становится все более доступным для внешних игроков. На время проведения международной выставки ЭКСПО – 2017 казахстанские авиавласти «открывают» небо для зарубежных перевозчиков. Недавно финские, польские и венгерские авиалинии громко заявили о своем заходе на казахстанский рынок. Корреспондент ИАЦ МГУ побеседовал с государственными чиновниками и экспертами в области авиации, которые рассказали, чего ждать от новшеств пассажирам и не окажутся ли отечественные авиаперевозчики в уязвимом положении.

Авиарынку Казахстана нужен рост доходов населения

Эксперты оценивают появление новых авиалиний на рынке Казахстана двояко. По словам редактора Airways.world Куата Домбай, хотя ЭКСПО позволило частично либерализовать казахстанский авиарынок, о режиме открытого небо говорить ещё рано, поскольку это предмет межстрановых двусторонних договоренностей. К тому же главный вопрос – насколько это выгодно Казахстану. Возможно, определенные выгоды принесет вхождение на отечественный рынок западно- или центрально-европейских компаний, поскольку в обмен они предоставят часть своего, в том числе транзитный в Азию.

Иное дело – восточноевропейские страны, и особенно Россия, которые являются прямым конкурентом национального авиаперевозчика «Эйр Астана» на рынке транзитных перевозок, считает Домбай. «В этой связи трудно найти логику в действиях правительства Казахстана, поскольку вместо того, чтобы вернуть британские авиалинии, покинувшие наш рынок, они запускают компании из Восточной Европы, а также предоставляют новые частоты и назначения подмосковному аэропорту Жуковский», - комментирует эксперт.

«У меня весьма скептическое отношение к перспективам заявленных Министерством по инвестициям и развитию новых рейсов в Астану польских, венгерских и финских авиалиний. Экономические проблемы и сокращение доходов населения в Казахстане негативно сказались на объемах пассажиропотока и тенденция продолжается. За прошлый год он уменьшился на 11%, как на внутренних, так и на внешних направлениях.

Сократили рейсы в Алматы и Астану арабские авиакомпании, значительно снизился объём авиаперевозок в Турцию. Перспективы начала экономического роста очень слабые. Все это, наряду с непродуманными решениями профильного министерства, ставит большой вопрос на возможностях устойчивой и прибыльной работы на нашем авиарынке заявленных восточноевропейских операторов», - поясняет Куат Домбай.

Многое зависит от визового режима

По словам заместителя председателя Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК Талгата Ластаева, вопрос о привлечении новых авиаперевозчиков на рынок тесно связан с необходимостью введение облегченного визового режима:

«Основной вопрос заключается в стимулировании полетов – в частности, смягчении визового режима. Как показывает практика, чем меньше времени граждане тратят на бюрократические моменты, тем они чаще и охотнее летают. На данный момент в рамках проведения ЭКСПО для 55-и стран отменен визовый режим при въезде в нашу страну», - поделился чиновник.

По словам Ластаева, финские, польские и венгерские авиалинии пришли не только на период ЭКСПО: в планах авиакомпаний осуществление перелетов на долгосрочной основе. От казахстанской стороны требуется создание необходимых условий для работы иностранных перевозчиков, а рентабельность и выгоду каждая фирма со временем определит сама.

На вопрос о том, испытают ли казахстанские авиакомпании трудности в связи с появлением новых конкурентов, представитель профильного министерства ответил, что это исключено, поскольку вхождение новых игроков на авиарынок Казахстана осуществляется на паритетной основе.

«Безусловно, с ростом количества участников рынка ожидается перераспределение пассажиропотока, которое регулируется рамочными соглашениями, количествами частот. Если их не ограничивать, то наших перевозчиков задавят, конкуренция нужна, но справедливая», - подчеркнул Ластаев.

На данный момент из Казахстана осуществляется перелеты по 88 международным направлениям. Большая часть - российские маршруты, также активно осуществляются рейсы в Европу, Азию, Арабские Эмираты и Турцию. В нынешнем году планируется открытие маршрутов из Астаны в Хельсинки, Варшаву, Будапешт, Улан-Батор, Ереван, Минеральные Воды, Пекин. Не так давно возобновился маршрут Актау-Стамбул.

Открытое небо – здоровая конкуренция и снижение цен

Эксперт в сфере авиации Денис Кривошеев считает, что открытое небо над Астаной изменит расклад сил на авиарынке республики и позволит пассажирам почувствовать, а со временем и требовать, максимально дешевых цен на авиабилеты.

«Я неоднократно выступал за открытое небо, так как нельзя изолироваться только в угоду одной компании – национального перевозчика “Эйр Астана”. Монополия ведет либо к росту цен, либо к демпингу, из-за которого в свое время с нашего рынка ушли крупнейшие мировые авиакомпании. Без открытого неба сложно говорить о развитии авиации. Если этого не сделать, то средняя стоимость так и будет диктоваться не конкурентно-торговыми мерами, а представлениями компаний о желаемых доходах. В то же время необходимость введение режима открытого неба над всем Казахстаном вызывает сомнение. Региональные аэропорты вряд ли интересуют крупных игроков, но три-четыре аэропорта в РК могут быть привлекательны. Сейчас мы видим, с какими шумовыми эффектами к нам заходят венгерские авиалинии. Уверен, что с интересными возможностями придут и другие авиалинии.

Сегодня Астана получает конкурентное преимущество: искусственно создается возможность сделать из аэропорта хаб, который позволит собирать пассажиров со всего Казахстана и отправлять за границу. В дальнейшем это приведет к тому, что небо будет открытым над всем Казахстаном, государство изменит стратегию и будет обеспечивать такие условия, чтобы народ мог пользоваться дешевой авиацией», - уверен Кривошеев.

В настоящее время в стенах парламента Казахстана рассматривается законопроект, направленный на гармонизацию законодательства с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Переформатирование работы комитета гражданской авиации позволит усилить казахстанских перевозчиков и даст толчок развитию аэропортовой инфраструктуры.

Зарина Жусипова (Астана)

http://ia-centr.ru/expert/25045/