Казахстан и Россия – от координации усилий зависит будущее интеграции. Ч.1

Опубликовано: 27.05.2016

Казахстан и Россия – от координации усилий зависит будущее интеграции. Ч.1

Почти полтора года прошло с момента создания Евразийского Экономического союза,  и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что сам по себе Союз не просто состоялся, но и стал интеграционным объединением с довольно высокой степенью интеграции.  Он охватывает 5 стран региона, который условно принято называть постсоветским пространством, но при этом в самом проекте союза доминирует уже вовсе не постсоветское, а новое евразийское качество.

Россия и Казахстан являются не просто самыми большими по объему экономиками в рамах Союза, но и политическими лидерами ЕАЭС. Именно от позиции Москвы и Астаны во многом зависит сегодня само развитие идеи евразийской интеграции,  векторы, по которым она будет реализовываться в дальнейшем.  Существование и развитие ЕАЭС является фактором, укрепляющим и двусторонние российско-казахстанские отношения - дальнейшее углубление интеграции поможет сохранению и развитию союзнических отношений между Россией и Казахстаном. ЕАЭС уже успел получить де-факто и своеобразное международное признание - важным доказательством определенного успеха Евразийского экономического союза стало то, что Китай выразил готовность сотрудничать с ЕАЭС а не только с отдельными государствами в рамках своего проекта Экономического пояса Шелкового пути.        

Безусловно, слова лидера Казахстана Н. Назарбаева о том, что сама идея ЕАЭС как   воплощение не носят политического характера абсолютно верны. Для самого сохранения ЕАЭС важно его развивать именно как экономический союз, минимизируя возможные политические риски. Тем не менее, сегодня перед ЕАЭС, а, следовательно, и  перед российско-казахстанскими отношениями стоит ряд задач, от решения которых зависит будущее всего проекта евразийской интеграции.

 Прежде всего, хотелось бы отметить тот факт, что при незыблемости экономической доминанты, политическая составляющая все равно довольно  важна, с точки зрения наличия воли к реализации  стратегического решения на развитие Союза. Это диктует необходимость очень тесной работы по координации сотрудничества как в рамках ЕАЭС так и с внешними акторами,, сопряжения национальных чаяний и наднациональных, интеграционных устремлений, приведения их к балансу -  это вопрос до некоторой степени ограничения своих желаний осознанием стремлений  партнера, вопрос умения выстроить устойчивую компромиссную конструкцию. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такие политические параметры, как ситуативные риски, например, позиция ряда стран ОДКБ по отношению к конфликту в Нагоном Карабахе, которая  имеет, пусть и опосредованное, влияние на ЕАЭС. Главное сегодня – это то, что политическая  составляющая  в союзе должна восприниматься именно как наличие политического стремления и воли к экономической интеграции и способность  порой по отдельным вопросам поступиться национальным ради общего большого проекта.

Из этого истекает такое важное обстоятельство как то, что для достижения позитивного результата от сотрудничества необходимо, и это прежде всего, касается России усиливать роль евразийской интеграции и российско-казахстанских отношений не только как  интеграционного и внешнеполитического трека, но и стратегического национального проекта, имея в виду, что для национальной элиты России этот проект должен стать одним из ключевых. Многие внешнеполитические решения должны приниматься  с учетом того, будут ли оно содействовать развитию Евразийского Экономического союза. Следует понимать, что сохранить полностью свободу рук и при этом реализовывать интеграционный проект такого масштаба нельзя, и Россия здесь, несмотря на все экономические сложности могла и должна брать на себя функции интегратора более активно, имея пред собой такой пример как Германия и  Евросоюз. Только тогда можно будет снимать неизбежно возникающие противоречия по отдельным направлениям развития. А в том, что такие противоречия возникают нет ничего удивительного – сам формат и воплощение интеграционного  проекта подобного ЕАЭС – это очень сложный и многофакторный процесс, на осуществление которого уходят не годы, а десятилетия.

С предыдущим положением тесно связана и проблема информационного сопровождения евразийской интеграции. В Казахстане процессы евразийского сотрудничества освещаются гораздо подробнее, чем в России, широкая общественность о нем информирована гораздо лучше. Конечно, в России есть также целый ряд СМИ, общественных организаций и политологических центров, которые освещают российско-казахстанские двусторонние отношения и евразийскую интеграцию, но тем не менее, эта тема сегодня далеко не на первых полосах газет и не среди главных новостей телепрограмм. Между тем, именно долгосрочная медийная стратегия освещения процесса евразийской интеграции могла бы оказать ему существенную поддержку, демонстрируя гражданам и  бизнесу все преимущества проекта. Речь не идет о разработке какой-то особой парадигмы нового евразийского мышления или идеологии – сегодня это могло бы только архаизировать проект. Но демонстрировать успехи, сложности, а главное показать, что в итоге получит каждый конкретный гражданин – очень важно, это может способствовать повышению мотивированности и превращению ЕАЭС в проект национального развития.

И в этом плане России есть ему поучиться у Казахстана, который смог не просто выдвинуть идею евразийской интеграции, но и следовать изначально выбранной линии, подразумевая именно ее в качестве ключевого вектора развития экономики и органично вписывая ее в формат своей многовекторной политики. Именно такая политика позволяет сегодня Казахстану активно заинтересовывать евразийским экономическим союзом новые страны, свидетельством чего явились недавние переговоры  в Иране.  В этом контексте необходимо сказать о важности такой проблемы как напряжение в отношениях между Россией и  Западом и факторе санкций. Этот внешний фактор оказывает сегодня ограниченно негативное влияние на проект, но стратегически, может оказать и более негативное влияние. Фактор санкций и политической напряженности в западной части постсоветского пространства в долгосрочной перспективе может стать рисковым не только для реализации таких проектов как интеграция интеграций, но и для самого ЕАЭС, принимая во внимание тот факт, что Астана, проводя политику открытости и многовекторности активно развивает отношения с ЕС, а торговый оборот между Казахстаном и Европой хотя и упал, но  на долю ЕС приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота и почти 50% привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана.

продолжение следует.

Александр Гущин.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/23367/