Казахстан на пути к парламентско-президентской системе

Опубликовано: 22.03.2016

Казахстан на пути к парламентско-президентской системе

Вчера в Республике Казахстан прошли внеочередные выборы депутатов Мажилис Парламента (нижняя палата), избираемых по партийным спискам, а также очередные выборы депутатов маслихатов (местные представительные органы). Многие эксперты заявляли, что по результатам голосования серьезных изменений в политическом ландшафте страны не предвидится, так как большинство казахстанцев ассоциируют партию «Нур Отан» с многолетней стабильностью в республике и, конечно же, с ее лидером в лице Президента Нурсултана Назарбаева. К тому же в государстве уже начаты реформы, направленные на стабилизацию экономики, рост которой замедлился из-за снижения цен на нефть. Досрочные выборы должны содействовать эффективной реализации антикризисных мер. Парламентарии получат от народа вотум доверия в условиях экономической турбулентности.

По мнению ряда экспертов, парламентские выборы в Казахстане должны обновить и политическую элиту республики. Например, средний возраст молодых политиков партии «Нур Отан», которые заявлены в предвыборных списках, составляет 43-44 года. Власти страны дают возможность проявить себя более молодых и активным политикам. Такой шаг руководства республики считается продуманным и дальновидным, так как это исключает любое столкновение интересов представителей различных поколений. В интервью Дням.Ру Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев сказал: «… Что же касается смены состава в парламенте – она не будет, конечно, стопроцентной, но она будет. Свежая кровь не помешает. Понятно, что президентом останется Назарбаев, понятно, что значительная часть парламента останется старой. Но новые люди придадут динамизм процессу – что в условиях того же кризиса небесполезно».

В принципе, в Казахстане всегда проводилась частая ротация кадров, ведь в политическую жизнь страны вливались активные люди со свежими идеями. Таким образом, большинству политиков предоставлялась возможность не просто высказываться с политической трибуны, но и участвовать в разработке и реализации перспективных программ. Вот и теперь поддержание дальнейшей стабильности в республике будет вверено более молодому поколению, которое должно реализовать План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, разработанный Нурсултаном Назарбаевым. Данные меры должны приблизить страну к демократии. Но в тоже время этот путь считается долгим, и казахстанское общество должно само прийти к этому. По мнению главы страны, власти Казахстана проводят реформы и принимают законы, двигаясь «на пути демократии» постепенно, поэтому Назарбаев призвал другие государства «не подгонять» республику на этом пути: «Демократия – это есть не начало пути, демократия для нас – это конец пути. И мы, постепенно реформируя, принимая законы, двигаемся в этом направлении. И подгонять нас не надо, потому что мы другие. Это Азия: у нас другие отношения – семейные отношения, другая религия, другие возможности между людьми».

Между тем существует вероятность того, что скоро может быть инициирован вопрос о переходе на другую систему политического управления, если казахстанцы выразят такую волю. Данная позиция была озвучена Н. Назарбаевым. «Изменения должны быть… Президентская система власти в Казахстане существует. Речь может идти о перераспределении власти между ветвями: президентом, парламентом и правительством… И когда это будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, в мире, внутри страны… Если будет такова воля народа, что надо будет переходить на другую систему управления, мы будем очень серьезно над этим думать», – отметил глава Казахстана. Таким образом, в будущем республика может перейти к парламентско-президентской системе. То есть со временем будет возрастать роль законодательного органа. Уже сегодня парламент выполняет не просто законодательные функции, но и участвует в кадровой политике государства путем дачи согласия на назначение президентом премьер-министра, главы национального банка, генерального прокурора, председателя комитета национальной безопасности, избирает и освобождает председателя и судей верховного суда и других важных должностных лиц. На днях Председатель Сената Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что процесс усиления роли парламента в системе государственной власти начался уже давно: «… Еще в ходе конституционной реформы 2007 года полномочия парламента были значительно расширены, заметно возросла роль политических партий в формировании законодательного органа, укрепилось влияние местных представительных органов».

С другой стороны, еще преждевременно говорить об окончательном выборе республикой политической модели, ведь в период становления государственности президентская система полностью оправдала себя. Достигнутые успехи в социально-экономическом развитии страны пришлись на этот период времени. У лидера нации, как ни у кого другого, есть четкое видение выхода из сложившейся экономической ситуации.

Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22935/