В числе «мозговых центров» Казахстана – качественное пополнение. В Астане презентован Центр политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан», созданный по поручению лидера партии и призванный обеспечить аналитическое сопровождение деятельности партии. Об основных направлениях работы, о планах и первоочередных проектах Центра мы побеседовали с его директоромЮлией Кучинской:
— Юлия Владимировна, партия «Нұр Отан» располагает мощными организационными и человеческими ресурсами. Как вы будете использовать их в работе Центра?
— Действительно, у партии есть огромный потенциал – партийный актив в виде филиалов во всех регионах страны и первичных партийных организаций. И, конечно, в своей деятельности мы будем привлекать партийный актив для реализации совместных проектов. Но, учитывая специфику исследовательской работы и важность получения объективной информации о ситуации в регионах, для сбора данных будут приглашаться люди с опытом исследовательской работы.
Необходимо отметить, что сбор данных будет проводиться из различных источников. Это и общественные приемные партии «Нұр Отан», и сводки оперативной информации филиалов партии, и материалы депутатов по итогам встреч с избирателями, а также научно-обоснованные, верифицируемые методы сбора данных – массовые и экспертные опросы, мониторинг социальных медиа, проведение глубинных интервью по отдельным проблемам.
Далее вся информация будет обрабатываться, систематизироваться с использованием современного программного обеспечения. Анализ данных и подготовка рекомендаций – это задача экспертов Центра.
Мы ставим перед собой цель комплексного анализа и прогнозирования развития социальных и государственных институтов. Любая проблема, которая возникает на самом низовом уровне, как правило, является следствием сбоев в работе институтов. Глубокий анализ причинно-следственных связей позволит выработать рекомендации по предупреждению развития выявленных проблем в будущем и созданию условий для дальнейшего развития. К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с констатацией проблемы, хронологии развития событий, но нет прогнозов на системной основе. Несмотря на скептические оценки возможностей прогнозирования и моделирования в наших реалиях, для нас это станет ключевым направлением работы.
— Какие проекты Центр реализует в первую очередь?
— Первым большим проектом Центра стал Национальный индекс восприятия коррупции. Методология исследования была разработана еще Институтом общественной политики партии «Нұр Отан» с привлечением отечественных и российских экспертов, а также консультантов из дальнего зарубежья.
В прошлом году был проведен первый срез, в нынешнем мы реализуем вторую волну исследований, которые предполагают опрос населения и предпринимателей. Малый и средний бизнес (МСБ) выделен в отдельную группу, поскольку эта категория граждан априори имеет более тесные контакты с государственными органами и, в частности, с теми, к кому среднестатистический гражданин вообще не обращается.
Если государство ставит перед собой задачу развития МСБ, если делает на него ставку как основу экономического развития, конечно, оно должно создавать комфортные условия для бизнеса. А для этого необходимо на системной основе измерять его самочувствие, выявлять проблемы, с которыми он сталкивается.
Второе направление исследовательских работ – мониторинг эффективности реализации ключевых стратегических государственных и партийных программ – План нации «100 шагов», «Нұрлы жол», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Дорожная карта занятости-2020».
Центр политического анализа и стратегических исследований придерживается комплексного подхода к изучению проблем. В составе Центра работают отделы международных исследований, правовой аналитики, общественно-политических исследований и прогнозирования, социологическая и стратегическая служба, что позволят проводить всесторонний анализ.
Важное направление исследований – Казахстан в глобальном мире. Как сохранить стабильность, мир внутри страны и партнерские, дружеские отношения на мировой арене, ставшие нашей визитной карточкой? Как в условиях интеграционных проектов сохранить свои национальные интересы? Какой международный опыт может быть перенят нами, а что требует адаптации к нашей реальности и т.д. Для решения этих и многих других вопросов в Центре создан отдел международных исследований, где работают высококвалифицированные эксперты, а также привлекаются ученые созданного Международного экспертного совета.
Как показала земельная реформа, любым законодательным инициативам и преобразованиям должны предшествовать глубокий экспертный анализ настоящего состояния проблемы, моделирование различных сценариев и прогнозирование последствий реформ на экономику, бизнес, общественное мнение, жизнь населения.
Особенно это важно сегодня, когда Казахстан реализует План нации «100 шагов», каждый пункт которой предполагает модернизацию целой сферы общественной жизни.
Взять хотя бы введение трехъязычного школьного образования. Эта реформа, без всякого преувеличения, касается буквально каждого казахстанца и не может оставить его безучастным. Нам важно оценить готовность общества к глубоким переменам, измерить его реакцию на реформы, спрогнозировать результаты модернизации. Работу в данном направлении сложно представить без исследований общественного мнения, ценностных установок и ориентаций.
— Глава государства, давая оценку ситуации вокруг земельной реформы, отметил, что очевидным были провалы в работе с населением, его информированием, разъяснением сути преобразований. Какую роль, на ваш взгляд, должна играть в этих процессах партия «Нұр Отан»?
— Отмечу, что «Нұр Отан» проводит сегодня колоссальную работу в социальной сфере, у партии есть 15 собственных проектов, ориентированных на разные группы населения. Однако зачастую казахстанцы не знают или крайне мало знают обо всех этих возможностях. И мне кажется, что это, действительно, большая проблема. Очевидно, что необходимо менять формат работы с населением.
В партии «Нұр Отан» очень сильная пресс-служба, которая проводит огромную работу по освещению деятельности партии. Но в том, что касается социальных программ, я вижу задачу нашего Центра в подготовке такой информации, которая была бы полезна и доступна для населения.
К сожалению, сегодня мы испытываем недостаток стратегического планирования в информационной сфере. К чему нередко сводится государственная информационная политика? Госорганы рассылают пресс-релизы, которые СМИ тиражируют по одной копирке. При этом сами пресс-релизы написаны сухим официальным языком и зачастую не дают ответов на вопросы, которые закономерно возникают у казахстанцев.
Неуспех реформ, неприятие их со стороны населения, на мой взгляд, связаны отнюдь не с отсутствием информации. Информация как раз-таки есть – и на телевидении, и в Интернете, и в печатных СМИ. Но вот понимания сути происходящих преобразований, как они повлияют на жизнь рядовых граждан, как они могут использовать новые возможности – нет.
Главное – объяснить казахстанцам, как они могут принять участие в масштабных государственных проектах в сфере экономики и в общественной жизни.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем некоторую социальную апатию – население старается отгородиться от государства, не стремится принять участие в социальных проектах.
Например, как показала практика создания Общественных советов при государственных ведомствах, граждане отнеслись довольно инертно к возможности войти в состав этих органов. Хотя, казалось бы, это предоставляет прекрасную возможность повлиять на процесс принятия решений в той или иной сфере. Ажиотажа с подачей заявок в Общественные советы, во всяком случае, не наблюдалось, напротив, была их нехватка.
Активизировать потенциал социума, привлечь общественную инициативу для решения значимых государственных задач – это одна из задач, стоящих перед нашим Центром.
Беседовала Жанар Тулиндинова (Астана)
http://ia-centr.ru/expert/24107/