Выступление исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" Юлии Якушевой на круглом столе «Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция».
Уважаемые коллеги! Становление системы парламентаризма в Кыргызской Республике в период государственной независимости происходило в несколько этапов, напрямую связанных со знаковыми событиями в политической истории страны.
Процессы, произошедшие в общественно-политической жизни Кыргызстана за последние 5 лет, подтверждают эволюционность пути политического развития республики. Значительную роль в стабилизации политической сферы КР сыграл личностный фактор – роль президента Атамбаева, который смог сохранить баланс интересов между основными политическими акторами, не стремясь использовать административный ресурс для укрепления президентской вертикали власти. Все это сформировало благоприятные условия для проведения новой электоральной кампании в относительно спокойной и стабильной обстановке.
Таким образом, парламентские выборы 2015 года – важный шаг на пути дальнейшего развития политической системы страны.
Общественно-политическая ситуация в республике накануне парламентских выборов может быть кратко охарактеризована как стабильная. В стране практически отсутствуют официальные политические силы (общественные движения, партии), которые ставили бы задачу нелегитимного отстранения от власти существующего руководства. Между тем, в предыдущих электоральных циклах такие силы присутствовали, оказывая дестабилизирующее влияние на ситуацию.
Заметно снизились масштабы внутриэлитных противоречий. Это уже вызывает удивление у тех, кто ждал и прогнозировал жёсткую борьбу между различными политическими силами и группировками. Прогнозы эти основывались на оценках нелёгкой экономической ситуации, на традиционном противостоянии региональных лидеров в борьбе за власть, на нагнетании напряжения вокруг ряда потенциально опасных для общественной стабильности событий.
Среди важных факторов, влияющих на предвыборную ситуацию, следует отметить, прежде всего, завершение процесса вступления Кыргызстана в ЕАЭС, состоявшееся 12 августа, как раз, когда партии, конкурирующие на выборах, приступили к окончательному утверждению предвыборных списков кандидатов на своих съездах, и прохождению процедур регистрации в ЦИК КР.
Поэтому одним из ключевых пунктов повестки дня на выборах является тема участия Кыргызстана в ЕАЭС. Это одна из важнейших составляющих процесса модернизации национальной экономики и социальной сферы.
Влияние евразийского интеграционного процесса на экономику КР, действительно, велико. Таможенная граница между Казахстаном и Кыргызстаном теперь открыта.
Самые большие перемены, прямо влияющие на общественно-политическую ситуацию, в настоящее время происходят с мигрантами из Кыргызстана. По данным ФМС, сейчас в России работает свыше 300 тыс. граждан Кыргызстана, однако эксперты считают, что реально эта цифра выше в 2 или даже в 3 раза. В отличие от трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Украины, которых количественно до сих пор больше на трудовом рынке России, гражданам Кыргызстана теперь не требуется сдавать экзамены и оформлять трудовой патент, не нужно регистрироваться в течение месяца после пересечения границы с Россией. С 12 августа граждане КР могут устроиться на работу в России по внутреннему кыргызскому паспорту, и им нужно лишь заключить с работодателем трудовой договор, как это делают сейчас граждане Казахстана, Белоруссии, Армении. Кыргызстанцы освобождаются также от процедуры признания документов об образовании и становятся свободными соискателями вакансий на евразийском рынке труда.
Вторым значимым событием в общественно-политической жизни республики стала денонсация правительством Кыргызстана соглашения с США от 1993 г., предоставлявшего американским структурам на территории страны различные преференции. В результате денонсации упомянутого соглашения уже перестали получать финансирование многие НКО, активность которых направлена на подрыв государственных устоев в Кыргызстане.
Важнейшим вопросом политической повестки для Кыргызстана является проведение парламентских выборов, которые не вызовут серьезных нареканий наблюдателей, и которые будут признаны легитимными и честными различными политическими силами в стране, и за ее пределами.
С выборным процессом оказались тесно связаны вопросы политической повестки, поднимаемые различными партиями.
Важнейший вопрос повестки – это обеспечение безопасности границ страны, которые теперь стали внешними границами ЕАЭС. Причем, проблемными являются границы с Узбекистаном и Таджикистаном. Не осуществлена демаркация и делимитация сотен километров границ между странами в Ферганском регионе, нет согласия сторон с используемым картографическим и историческим материалом. К тому же население приграничных районов трёх стран привыкло жить в условиях контрабандной торговли, и не заинтересовано в возникновении режима реальной границы. Каждый год происходит крупный инцидент вокруг анклавов Узбекистана и Таджикистана на территории Кыргызстана.
С этой точки зрения рассматривается следующий вопрос повестки - проведение управленческих реформ, тесно увязанный с проблемой борьбы с коррупцией.
На повестке дня стоит вопрос обеспечения условий для крупных инвестиционных проектов из стран ЕАЭС. Прежде всего, это крупные гидроэнергетические проекты на реке Нарын, которые по договорённостям должны инвестироваться компаниями «РусГидро» и «РАО ЕЭС России». Это – крупные проекты по разработке месторождений золота, редкоземельных металлов, цветных металлов, угля и т.д.
Не менее важны также инфраструктурные проекты: прежде всего, вторая дорога (возможно, железнодорожное полотно), соединяющая север и юг страны; на повестке также современные проекты связи, и использования крупных узлов воздушного сообщения – аэропортов «Манас», «Ош», «Баткен» и т.д.
Но главный вопрос – это использование возможностей от вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Евразийский выбор Кыргызстана улучшит не только торговый климат, но и создаст условия для восстановления сельскохозяйственного производства и реиндустриализации страны. На повестке дня этот вопрос рассматривается как главный, отражающий верность выбора руководства страны в пользу интеграции с историческими стратегическими партнёрами, прежде всего, с Россией.
Выборы в Кыргызстане традиционно являются одними из наиболее конкурентных среди постсоветских стран. Можно выделить несколько основных компонентов, которые определяют проблемные поле данного электорального цикла.
Первая проблема позиционирования партий в Кыргызстане заключается в отсутствии чётких идеологически выраженных концепций будущего страны, лежащих в основе их деятельности. Поэтому есть вопросы к соответствию названия партии и отнесенности её к данной идеологической позиции.
Например, «Социалистическая партия «Ата-Мекен» не имеет социалистической программы, а выступает часто с либеральных и националистических позиций. Абсолютное большинство партий не выражает в своём названии сути политической позиции и намерения бороться за интересы какой-то части общества. Наоборот, они стремятся представить дело таким образом, как будто борются за интересы всего общества или «кыргызского народа» (иногда проще – «кыргызов»); достаточно часто это принимает моноэтническую окраску.
При этом следует учитывать, что произошла идеологическая интоксикация народа, и возникло коренное противоречие общественного сознания: любой конкретный вопрос крайне идеологизирован, что ведёт к неспособности решать накопившиеся вопросы и трудности; одновременно - в сегодняшней политической жизни население отторгает практически всё, кроме меркантилизма.
В результате «человеком с улицы» потеряна политическая ориентация, не говоря уже о политических ценностях, и общество сползло к меркантилизму как основной жизненной идеологии, замешанной на бедности и безработице. После июньских 2010 г. столкновений на юге страны к этому набору идей добавилось ещё стремление к порядку – любой ценой. Напрашивается вывод, что партийные программы, комплексы идей и т.п., которые не будут соответствовать этим двум установкам, будут избирателями отвергнуты.
Поэтому все партии, и основные претенденты на победу в первую очередь, обещают порядок в обществе, при этом некоторые партии развернули подкуп избирателей, учитывая меркантилистский настрой. Пожалуй, только СДПК, как партия власти, не стремится отметиться на этом поле.
По мнению ряда экспертов, неоконченный процесс развития партийно-политической модели в Кыргызстане, а также недостаточно высокий грамотности и информированности населения в вопросах партийного строительства, позволяет утверждать, что парламентские выборы будут представлять собой не столько столкновение партийных идеологий и программ, сколько голосование за отдельные политические фигуры. Персонификация политических процессов – общая тенденция для большинства стран постсоветского пространства и для государств Центральной Азии в частности.
Неслучайно штаб СДПК демонстрирует максимальное спокойствие и уверенность. Высокий уровень поддержки президента Атамбаева среди населения страны, связанный и с одобрением его внутриполитического курса и, особенно с интеграцией Кыргызстана в ЕАЭС, автоматически конвертируется в высокие рейтинги пропрезидентской партии.
Не менее важным критерием определения характера партий является не публично обозначенные программные цели, а ориентация партийных руководителей на различные геополитические проекты.
Продолжение следует.