Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция. ч.2

Опубликовано: 29.09.2015

Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция. ч.2

Выступление исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" Юлии Якушевой на круглом столе  «Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция».  Окончание.

Уважаемые коллеги! Несколько слов о внешнеполитичсксом фоне, на котором проходит избирательная кампания.

Традиционно приоритетным внешнеполитическим ориентиром для Кыргызстана является Российская Федерация. Сотрудничество Российской Федерации с Кыргызской Республикой носит характер тесного стратегического партнерства и отличается высокой динамикой развития политического диалога. Россия последовательно оказывает экономическую и военно-политическую поддержку Киргизии в преодолении последствий тяжелых политических кризисов. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что стратегический характер взаимодействия двух государств проверен на прочность потрясениями и кризисами. 

Закономерным результатом тесного российско-киргизского экономического сотрудничества стало вступление Киргизской Республики в Евразийский экономический союз, завершившееся в августе 2015 года открытием границы между Киргизией и Казахстаном. В целях безболезненной адаптации Кыргызстана к стандартам и нормам ЕАЭС Россией и Казахстаном были выделены 300 млн. долл. на оборудование государственных границ КР. Для поддержки кыргызского бизнеса создан Кыргызско-российский фонд развития, объем которого должен составить 1 млрд. долл. 

Евразийский вектор руководства Кыргызстана делает возможной системную реконструкцию национальной экономики страны с переходом от доминирования торгово-посреднического сектора к приоритету производственных инструментов в аграрном, строительном, энергетическом направлении, а также в сфере легкой промышленности. Интеграционная политика дает практические результаты, что, безусловно, найдет отражение в итогах предвыборной кампании, прежде всего, в ожидаемо высоких показателях поддержки  пропрезидентской партии СДПК.

Пророссийскую и проевразийскую ориентацию в КР в погоне за поддержкой избирателей стремится декларировать большинство политических сил, включая тех, кто ранее гордился связями за Атлантикой.

Демонстрируя пророссийскую ориентацию, на кыргызском политическом поле действуют соперничающие друг с другом партии, чьи идеологические платформы зачастую совершенно разнятся. Впрочем, Россия в любом случае может рассчитывать на союзнические отношения со стороны Кыргызстана, ведь любые официальные власти КР отдают себе отчет в том, что население в большинстве своем поддерживает курс на Кремль, а сама РФ имеет мощное влияние на Бишкек. Политикам нужно все время помнить о более полумиллионе мигрантов из Кыргызстана, работающих в России. Поэтому среди действующих и наиболее авторитетных деятелей КР, по сути, нет никого, кто бы выступал с яркой антироссийской риторикой. Другое дело, насколько эта пророссийская риторика останется только предвыборной позицией уже после 4 октября.

   Ориентация на Соединенные Штаты Америки в настоящее время утеряла былую популярность в публичной кыргызской политике. Теперь связи с США являются скорее компрометирующими. 

Многие понимают, что предстоящие парламентские выборы должны решить важный для «Белого дома» вопрос: удастся ли сохранить противостояние и несогласие в кыргызских элитах по основным вопросам будущего страны, перенеся его в стены парламента. Только в этом случае американцы могли бы рассчитывать на сохранение своего влияния в Кыргызстане, и опосредованно на другие страны Центральной Азии. Особенно важно для них «удержать» Таджикистан от вступления в ЕАЭС. «Неудачный» пример нестабильного Кыргызстана был бы как нельзя кстати. Именно в этом направлении стоит ожидать активности американцев в отношении кыргызского политического поля. 

 

      Понятно, что американцы «складывать все яйца в одну корзину» никогда себе не позволяли, ведя свои геополитические игры терпеливо и ориентируясь на конечный результат. Штаты, и это тоже очевидно, заинтересованы в союзниках среди тех партий КР, которые могут реально претендовать на мандаты в новом Жогорку Кенеше.

  Можно утверждать, что в настоящее время ни одна политическая сила в Кыргызстане, кроме СДПК, не может претендовать на абсолютное лидерство. В этой связи, наблюдалось укрупнение партий путём их объединения и «поглощения» крупными партиями более мелких.                                                                                                                                                                                                                                                     Таким образом, вне зависимости от исхода голосования парламентские выборы в Кыргызстане должны стать важным этапом на пути дальнейшего становления демократических институтов, развития парламентаризма и модернизации партийно-политической системы страны.

Этому способствует переход руководства Кыргызстана от решения тактических задач в сфере политики и экономики к стратегии долгосрочного политического планирования, что находит свое отражение во вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз. 

Еще одним важным фактором, определяющим повестку дня для предстоящих выборов в Жогорку Кенеш является общественный запрос на модернизацию социально-экономической и политической сфер, что проявляется не только в дискуссии о выборе политических и экономических приоритетов, но и в понимании необходимости соответствующего кадрового сопровождения политики реформ. 

Анализируя ход избирательной кампании и программы основных ее акторов, можно выделить следующие принципиальные моменты, представляющие важность для понимания текущей общественной ситуации в КР: 

Первое. За годы, прошедшие между предыдущим и нынешним электоральными периодами, руководству Кыргызстана удалось добиться относительной стабилизации функционирования кыргызской партийно-политической модели.  Переход к пропорциональной системе позволил минимизировать возможность попадания в Парламент политиков-популистов, а также полукриминальных элементов, интересы государства для которых существенно уступали личным бизнес-интересам. При мажоритарной системе партийно-политическая  модель в Кыргызской Республике носила нестабильный характер, политические движения объединялись и распадались, не создавая устойчивых коалиционных связей. 

Второе.  Более четко выраженные ориентиры политических партий на интересы определенных электоральных групп, что находит отражение в отказе от популистских лозунгах и отражении в предвыборных программах политических партий проблем, касающихся общенациональной повестки дня. Хотя необходимо признать, что эти позитивные изменения затронули далеко не весь партийный спектр КР. 

Третье. Вырос уровень профессиональной подготовки партийных аппаратов. Традиционный для прошлых лет уровень черного пиара заметно сократился. 

Четвертое. Еще одна заслуга команды Атамбаева – все политические силы Кыргызстана приняли установленные правила игры, начиная от механизмов организации электорального процесса, которые стали более прозрачными и демократическими, и заканчивая более цивилизованной конкурентной борьбой.

Все эти изменения базируются на росте доверия к политическому классу Кыргызстана и одновременно снижении уровня политической индифферентности, характерного для прошлых электоральных циклов. В то же время это происходит на фоне более требовательного отношения избирателей к программам политических партий и личным качествам кандидатов. 

Еще одним сигналов для кыргызского общества стала более активная политическая позиция позиция трудовых мигрантов, большая часть которых работает на территории Российской Федерации, и членов их семей. Со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС эта категория граждан КР более отчетливо понимает логику политических и экономических реформ руководства страны и видит в избирательном процессе действенный механизм реализации собственных интересов.  

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21753/