МФЦ «Астана»: финансовый оазис в казахстанских степях?

Международный финансовый центра «Астана», который должен обосноваться на месте выставочных павильонов ЭКСПО-2017, выглядит в проекте как финансовый оазис, затерявшийся в суровых степях Центральной Азии. Однако местные эксперты считают, что вряд ли инвесторам удастся отгородиться с помощью непроницаемых стен независимой юрисдикции центра от казахстанской действительности.

Международный финансовый центра «Астана», который должен обосноваться на месте выставочных павильонов ЭКСПО-2017, выглядит в проекте как финансовый оазис, затерявшийся в суровых степях Центральной Азии. Однако местные эксперты считают, что вряд ли инвесторам удастся отгородиться с помощью непроницаемых стен независимой юрисдикции центра от казахстанской действительности.
 
Чтобы было, как в Дубае
 
При знакомстве с проектом Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) возникает устойчивое впечатление, что главным принципом его работы является дистанцирование от всего посконно казахстанского: на территории МФЦА будет действовать английское прецедентное право (это позволит значительно повысить доверие иностранных инвесторов, уверены в центре), даже судьи для отправления правосудия на территории специальной экономической зоны будут импортироваться из-за рубежа. В довершение этого делопроизводство в МФЦА будет вестись исключительно на английском языке.
Впрочем, это засилье иноземного вполне объяснимо, ведь проект МФЦА — это «слепок» международного финансового центра в Дубае. Многие идеи разработчики позаимствовали у арабов.
Предполагается, что для иностранных компаний, зарегистрированных в МФЦА, будут предоставляться беспрецедентные – во всяком случае, для казахстанских реалий – налоговые и административные льготы: освобождение от корпоративного и подоходного налога в течение 50 лет, бесплатная аренда офисных помещений сроком на два года.
Экономист, директор BRB Invest Галим Хусаинов, комментируя эти нормы, обращает внимание на то, что создание благоприятных условий для иностранных инвесторов не должно сопровождаться дискриминацией отечественных компаний.
«Здесь возникает вопрос защиты интересов казахстанского бизнеса. Предполагается, что в МФЦА зарубежные компании будут иметь больше льгот, чем местные. Если мы будем допускать в МФЦА казахстанские компании, то закономерно возникнет вопрос оптимизации налогов и для них. Полагаю, что это дискуссионный вопрос, который требует обсуждения», — подчеркивает эксперт.
Еще ряд льгот касается иностранного персонала центра: на него не будут распространяться квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа, действующие в Казахстане. Также будет введен безвизовый режим до 30 дней для граждан стран-членов ОЭСР, Объединенных Арабских Эмиратов, Малайзии и Республики Сингапур. Сотрудники центра и их родные будут пользоваться специальным визовым режимом сроком до 5 лет.
В МФЦА нас заверили, что послабления визового режима вовсе не означают, что в центре будут работать одни иностранцы. Напротив, в его структуре действуют специальные программы привлечения на работу казахстанских сотрудников. В частности, создана Академия МФЦА для подготовки кадров и повышения квалификации персонала.
МФЦА выделена квота в рамках президентской стипендиальной программы «Болашак» для обучения сотрудников за рубежом, в лучших финансовых центрах мира. Помимо этого, у центра есть совместные программы с «Назарбаев Университетом», выпускников которого будут привлекать для работы в подразделениях центра.
«В кадровом плане будут поощряться, конечно, казахстанские специалисты», — заявляют в МФЦА. Вообще же, в структурах финансового центра – Суде, Международном Арбитражном центре, Академии, Комитете –после того, как он заработает в полную силу, будет работать около 2 тыс. человек.
 
Сопряжение несопрягаемого
 
В настоящее время топ-менеджмент МФЦА занят презентацией центра перед международными инвесторами. Инфраструктура центра – офисные здания и жилые дома, которые строятся в рамках ЭКСПО-2017, – практически готова.
Также имеется законодательная основа для деятельности центра – еще в конце прошлого года был принят Конституционный Закон о создании Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).
Однако Галим Хусаинов отмечает, что именно в сфере законодательства и правоприменения у инвесторов могут возникнуть в будущем серьезные проблемы, поскольку один из предметов особой гордости разработчиков проекта МФЦА – независимая юрисдикция на территории центра на основе английского коммерческого права – может неожиданным образом войти в конфликт с казахстанским законодательством.
«Ключевой риск этого проекта заключается в интеграции международной правовой системы и законодательства, действующего на территории Казахстана. Очень важно определить, как они будут взаимодействовать? Очевидно, что в МФЦА будут преобладать казахстанские ценные бумаги, а их приобретение сопряжено со всеми рисками законодательства, действующего на территории Казахстана. Иными словами, если инвестор приобретет акции казахстанской компании в МФЦА, то хотя его как акционера будет защищать международное законодательство, тем не менее, поскольку компания работает в казахстанском правовом поле, его нельзя не брать в расчет», — подчеркивает эксперт.
Вряд ли удастся добиться того, чтобы предприятия, размещенные на бирже МФЦА, работали по международным законам, считает Хусаинов. И этот момент – как будет осуществляться сопряжение казахстанского и международного законодательства – нуждается в ясности.
Как известно, одним из основных направлений работы МФЦА является создание рынка капитала. На базе центра будет создана биржа, на которой планируется провести IPO «национальных чемпионов» и приватизацию привлекательных компаний квазигосударственного сектора. Тут и могут инвесторов поджидать неприятные сюрпризы, считает Хусаинов.
«Представьте себе, что МФЦА размещает на IPO одну из «дочек» «Самрук – Казыны». Зарубежная компания покупает ее долю, скажем, 5-10%, но не контрольный пакет. Его как инвестора будет защищать МФЦА. Но представим ситуацию, что у компании возникли налоговые риски, и государство подключило механизмы по взысканию с предприятия дополнительных налогов – быть может, действуя не вполне обоснованно. Возникает вопрос: в каком суде будет рассматриваться это дело по налогам? В международном суде на территории МФЦА? Или в казахстанском правовом поле?», — спрашивает экономист.
С большой долей вероятности эти налоговые притязания будут обсуждаться в казахстанском суде, поскольку компания работает на территории Казахстана, уверен эксперт. И это будет прямым воздействием на интересы зарубежного акционера, который по идее должен быть защищен правовым режимом МФЦА и таким образом лишается своих гарантий.
«На мой взгляд, отсутствие ясного понимания механизмов состыковки международного и казахстанского законодательства делает этот рынок капитала достаточно мифическим», — высказывает мнение Хусаинов.
Помимо этого, есть также большой пласт вопросов относительно администрирования решений международного суда МФЦА – иными словами, кто и на каких условиях будет исполнять его постановления: карать, миловать, взыскивать штрафы и недоимки.
«Как будет действовать исполнительное производство? Готовы ли у нас Министерство юстиции, правоохранительные органы, судебная система, исполнительное производство к тому, чтобы исполнять решения суда МФЦА?» — задается вопросами эксперт.
 
Исламские финансы пока поют романсы
 
Еще одно направление работы МФЦА – создание хаба исламского банкинга в Казахстане – также может оказаться под угрозой срыва из-за необходимости реформ законодательства.
Замысел создания регионального центра исламского финансирования – первого в Центральной Азии и на постсоветском пространстве – теоретически имеет неплохие перспективы. Помимо собственно притока исламского капитала в страну, это позволило бы создать альтернативный банковский сектор в дополнение к традиционному.
Учитывая, что казахстанские банки второго уровня сегодня находятся в не самом хорошем состоянии ввиду закредитованности и высокой доли проблемных кредитов – исламский капитал мог бы стать неплохим подспорьем для экономики.
Однако Галим Хусаинов снова указывает на проблемы сопряжения казахстанского финансового права и принятого в странах с развитым исламским банкингом.
«Исламское финансирование существенно отличается от действующей в Казахстане системы кредитования. В исламском банкинге нет понятия кредита, есть понятие доли участия в бизнесе и прибыли. Но долевое участие в компании в Казахстане сопряжено с высокими рисками, потому что акционеры защищены в меньшей степени, чем кредиторы. Именно поэтому, внедрение исламского банкинга в Казахстане требует больших организационных усилий и проработки на законодательном уровне», — отмечает экономист.
Таким образом, по мнению эксперта, создание на законодательном уровне условий для функционирования международного финансового центра на территории Республики Казахстана – это достаточно сложная работа, которая не ограничивается принятием одного закона.
«Требуется скрупулезная подготовка, пересмотр большого количества законов, внесение в них поправок и изменений», — подытоживает экономист.
Таким образом, чтобы финансовый центр в Астане не обернулся для международных инвесторов чистилищем, вместо обещанного рая, необходима кропотливая подготовительная работа. Справится ли с ней команда управляющего МФЦА Кайрата Келимбетова – покажут ближайшие год-два. Судя по его последним интервью руководство Центра понимает масштаб предстоящих задач. Главное, чтобы хватило времени и ресурсов.
 
Жанар Тулиндинова, пресс-секретарь ЦАИ "Евразийский мониторинг". 
 
 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *