В Бишкеке обсудили перспективы евразийской интеграции в условиях вступления в силу нового Таможенного Кодекса ЕАЭС, который ратифицировали все пять стран союза. Участники круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир», рассмотрели основные преимущества документа, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность стран Евразийского союза.
«По сути, новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – это стратегически важный документ, который нацелен на то, чтобы способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала стран ЕАЭС. По прогнозам, документ должен существенно облегчить жизнь бизнесу сразу пяти государств: Армении Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России. Правила прохождения таможни теперь полностью совпадают. Участие специалистов в таможенной процедуре новый кодекс сводит к минимуму. Декларировать товар теперь можно электронным способом, сам выпуск в большинстве случаев — автоматический. Всю процедуру должны успеть выполнить за 4 часа. Раньше лимит был сутки. И лишние документы не нужны – действует принцип одного окна», — отметил модератор круглого стола, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Договор о новом Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза, подписанный странами-участницами объединения 11 апреля 2017 года в Москве, вступил в силу с первого января текущего года, прекратив действие Договора о ТК Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также действие ряда отдельных международных соглашений по вопросам таможенного регулирования.
Договор готовился порядка пяти лет, и вступил в силу после того, как все пять стран союза – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия – ратифицировали его и выполнили необходимые внутригосударственные процедуры, предусмотренные международным документом.
В свою очередь старший инспектор Государственной таможенной службы при правительстве КР Ниязбек Ибраимов, подчеркнул, что новый евразийский ТК не включает глобальных новшеств и изменений, но решает две основные задачи.
«Первая задача кодекса – унифицировать национальные законодательства в сфере таможенного регулирования. Прежний вариант документа был разработан, когда в союз входили только Белоруссия, Казахстан и Россия, следовательно, он был нацелен на обеспечение их интересов, расширение союза потребовало и модернизации таможенного наднационального законодательства, которая основывалась на дополнениях и уточнениях. Вторая задача вытекала из развития цифровых технологий и заключалась в необходимости законодательно закрепить внедрение этих новых технологий. Незначительные новшества есть, но они только упрощают деятельность бизнеса», — сообщил таможенник.
Не смотря на то, что новый евразийский таможенный кодекс заработал, в вопросах пересечения внешних границ остается еще множество изъянов и недостатков. На этот нюанс обратил внимание в своем выступлении сопредседатель Клуба «Пикир», экономист Жумакадыр Акенеев.
Он также добавил, что наши предприниматели в последнее время все чаще сталкиваются с препятствиями при железнодорожных перевозках. В частности на территории Казахстана. По словам эксперта, таможенные структуры соседней республики осуществляют неправомерные досмотры транзитных грузов, которые направляются в Кыргызстан.
« Кыргызстан является полноправным членом Евразийского экономического союза, а значит, наши соседи и партнеры по интеграционному объединению не имеют права производить такого рода проверки, которые противоречат нормам договора о ЕАЭС и наднационального таможенного законодательства. В этой связи, я считаю, что наши таможенные органы должны отреагировать на данную ситуацию, и провести переговоры с коллегами из Казахстана. Если это не поможет, мы будем вынуждены выносить этот вопрос на рассмотрение Евразийской экономической комиссии», — подчеркнул Жумакадыр Акенеев.
По словам таможенного брокера, представляющего интересы бизнесменов Кыргызстана, Лейлы Захаровой, сотрудники таможни Казахстана преднамеренно подменяют коды товаров в декларациях, подаваемых кыргызскими предпринимателями, и на этом основании досматривают вагоны, направляющиеся в нашу страну, не имея таких полномочий.
«Даже если они и зафиксировали нарушение, то они должны составить акт и направить его в таможенные органы нашей республики, которые и должны разбираться с этими вопросами. Но казахские таможенники этого не делают, они срывают пломбы, вскрывают вагоны, фактически портя продукцию, «гоняют» наших бизнесменов по таможенным пунктам и т.д. В итоге мы видим, что ситуация, возникшая в отношениях между нашими республиками осенью прошлого года, пока окончательно не разрешилась, у нашего бизнеса по-прежнему есть проблемы. Причем, это не имеет никакого отношения к борьбе с контрабандным импортом. Одному из наших клиентов пришлось заплатить казахской таможне десять с половиной тысяч долларов за перевес в триста килограммов гвоздей», — рассказала Лейла Захарова.
Действия казахстанской железнодорожной таможни представители бизнеса Кыргызстана расценивают, как вопиющее нарушение евразийского законодательства в этой сфере.
По мнению председателя комитета ТПП Кыргызстана экономиста Кубата Рахимова, общий для всех стран ЕАЭС свод правил таможенного регулирования не сразу приведет к балансу с интересов всех государств.
«Новый Таможенный кодекс ЕАЭС – это наднациональный документ, который в самое ближайшее время вызовет конфликт между наднациональными и суверенными интересами. В какой-то мере этот конфликт уже проявляется, например, в виде нездоровой конкуренции между таможенными структурами Кыргызстана и Казахстана, которая проявляется в том, что казахи стараются перенаправить грузовые потоки из третьих стран на себя, отбив их у нас», — отметил Кубат Рахимов.
Развивая дискуссию в сторону влияния нового Таможенного кодекса на экспорт Кыргызстана, эксперт назвал его «бедным родственником», подчеркнув низкий уровень его потенциала.
«Основным направлением кыргызского экспорта являются страны ЕАЭС. При этом в коридорах власти постоянно говорят о необходимости налаживать поставки своей продукции в третьи страны – Китай, Узбекистан и т.д. Но что мы собираемся продавать? Наш экспортный потенциал очень слабый, сейчас перечень данной продукции состоит из менее, чем 50-ти позиций товаров. Вот о чем мы реально должны сейчас думать! Нужно расширять производства. Нужно создавать экспортные центры. Увеличение экспорт должно стать главной задачей и бизнеса, и государства», — подчеркнул экономист.
О необходимости развивать экспортный потенциал в своем выступлении говорил и эксперт в сфере экономики, бывший вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов. Он напомнил основополагающий принцип развития экономики – экспорт увеличивает ВВП, импорт его снижает. В этой связи, эксперт назвал вступление Казахстана в ВТО «пробоиной» в ЕАЭС, через которую третьи страны захватывают евразийский рынок, снижая общий экспортный потенциал союза.
«Казахстан вошел в ВТО с целью отстоять высокие ставки, но не смог этого сделать. При этом, казахская сторона имеет право растомаживать продукцию по ставкам Всемирной торговой организации только для внутреннего рынка, однако, мы видим, что эта продукция попадает на общий рынок. Таким образом, страны-лидеры международных торговых площадок сделали пробоину в ЕАЭС и получили выход на наш единый рынок, создавая серьезную конкуренцию евразийским производителям и импортерам. По сути, это теневые потоки, и оптимальным механизмом их перекрытия могут стать современные методы таможенного администрирования через электронные системы, которые позволят прослеживать движение товаров. В принципе, электронная система вообще позволит снизить уровень контрабанды», — отметил Олег Панкратов.
Возвращаясь к вопросу кыргызско-казахской конкуренции за грузовые потоки, эксперт подчеркнул, что причина происходящего кроется в налоге добавочной стоимости, который в отличие от таможенных платежей, идущих в общую евразийскую копилку, остается в бюджете страны, производящей таможенную очистку.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»