Нурлан Еримбетов: Общество должно возложить на себя ответственность за то, что происходит в стране

25 ноября в Астане состоится VII Гражданский форум «Государство и Общество: Сотрудничество во имя развития!». Это мероприятие, которое традиционно собирает весь боевой актив неправительственного сектора, служит с одной стороны выставкой социальных идей и проектов, а с другой – барометром для измерения отношений государства и общества. Мы побеседовали с организатором мероприятия, главой Гражданского альянса Казахстана Нурланом Еримбетовым о том, какие вопросы будут подниматься на форуме:

25 ноября в Астане состоится VII Гражданский форум «Государство и Общество: Сотрудничество во имя развития!». Это мероприятие, которое традиционно собирает весь боевой актив неправительственного сектора, служит с одной стороны выставкой социальных идей и проектов, а с другой – барометром для измерения отношений государства и общества. Мы побеседовали с организатором мероприятия, главой Гражданского альянса Казахстана Нурланом Еримбетовым о том, какие вопросы будут подниматься на форуме:

— Нурлан Кенжекбекович, нынешний Гражданский форум седьмой по счету. Чем он отличается от предыдущих мероприятий?

— В последний раз Гражданский форум прошел три года назад. За эти три года гражданский сектор активно вошел в нашу жизнь. Если раньше аббревиатура НПО – неправительственная организация – была не совсем понятна чиновникам, то сегодня для исполнительной власти контакты с активистами гражданского сектора стали хорошим подспорьем для того, чтобы держать руку на пульсе общественного мнения, получать обратную связь от населения.

Мне бы очень хотелось, чтобы на форуме нам удалось обсудить роль общества в жизни государства. Чтобы у нас состоялся не декларативный, а предельно конкретный и предметный разговор на эту тему.

За последний год Мажилис принял поправки в законодательство, регулирующее неправительственный сектор. В них были предусмотрены новые формы поддержки социальных проектов – государственные гранты и премии для НПО. Благодаря этим новшествам у нас появилась законодательного основа для финансирования НПО со стороны государства.

На предстоящем форуме в пятницу я хочу поднять вопрос ответственности гражданского сектора за процессы, происходящие в стране. Хватит обвинять во всем исполнительную власть и партийные органы. Общество должно возложить на себя ответственность за то, что происходит со всеми нами, с нашими детьми, с нашими городами. Думаю, НПО должны не только получать инвестиции и премии, но и работать над улучшением социального климата, разделять всю полноту ответственности за ситуацию в стране.

— Если уж зашла речь о финансировании неправительственного сектора. Нурлан Кенжебекович, как относитесь к появлению Закона «О платежах и платежных системах», нормы которого обязывают организации, финансируемые из-за рубежа, сдавать специальную отчетность в Комитет госдоходов Минфина?

— Я отношу себя к последовательным противникам иностранного финансирования гражданского сектора. Мне хорошо известны мотивировочная часть и обоснование этого закона, более того – Гражданский альянс добивался его принятия. Я убежден, что любые инвестиции, приходящие из-за рубежа, должны быть подотчетны. НПО не могут тайком брать деньги у зарубежных спонсоров. Важно, чтоб они отчитывались перед государством: за что получены гранты, выплачены ли с них налоги, на что потрачены деньги. Эти меры контроля позволят регламентировать деятельность НПО, финансируемых из-за рубежа.

Ведь вместе с иностранными грантами в Казахстан приходят зарубежные идеи – не всегда полезные для нашей страны и общества, очень часто чуждые нам, а порой и откровенно деструктивные.

Крайне важно, чтобы казахстанское общество знало, кто и от кого получает деньги и на что их тратит.

— На нынешнем Гражданском форуме будет дан старт республиканской акции «25 инициатив НПО к 25-летию Независимости», в рамках которой будут представлены по одному проекту из 16 регионов и 9 от республиканских НПО. Вы не могли бы пояснить, о каких инициативах идет речь?

— Пока этот проект находится на подготовительном этапе, мы хотим выслушать на форуме все предложения и составить план работы. Хотелось бы добавить, что на VII форуме многое будет сделано впервые. Мы впервые проводим форум в Национальном музее. Это была моя идея: мне очень хотелось, чтобы люди, которые приедут из разных уголков Казахстана, прочувствовали все величие нашей истории, нашей страны.

Второе. На VII гражданском форуме модерировать секции впервые будут главы профильных министерств. К примеру, представители НПО в сфере образования смогут встретиться и обсудить актуальные проблемы непосредственно с министром образования и науки. Ветеранские НПО получат возможность рассказать о своих проблемах министру обороны. С гражданским сектором встретится также министр внутренних дел и другие члены правительства.

Нам хотелось создать подлинно рабочую атмосферу мероприятия, отойти от дежурного официоза, в духе которого проводились предыдущие форумы, когда после торжественного заседания министры расходились по своим ведомствам, а на встречу с представителями неправительственного сектора делегировались клерки средней руки, который ни за что, по сути, не отвечали и не могли решить ни единой проблемы, с которой НПО приезжали на форум.

Для того, чтобы сломать эту традицию, мы решили провести секционные заседания с участием министров утром и только после обеда – пленарное заседание.

Таким образом, НПО-шники смогут во время секционных заседаний высказать свои мысли, замечания, сформулировать предложения перед первым руководителем министерства.

Я нахожу очень позитивным тот факт, что представители гражданского сектора получат возможность встретиться с министрами с глазу на глаза, без посредников. Уверен, это позволит решить многие спорные вопросы на месте, на площадках форума.

Планируется, что министры придут на форум со своими командами – финансистами, замами, председателями комитетов и начальниками управлений. Ведь глава ведомства не всегда владеет исчерпывающей информацией – существуют финансовые ограничения для принятия решений, барьеры организационного или законодательного порядка.

Помимо этого, мы предоставим всем участникам форума возможность ходить из одной секции в другую, устраним жесткую привязку к определенной площадке.

— На брифинге, посвященном VII Гражданскому форуму, вы заявили, что Гражданский альянс запускает проект поддержки Общественных советов. Как вы считаете, состоялся ли этот институт в Казахстане? Ведь нередко в их адрес звучит критика: дескать, там собрались так называемые «друзья акима».

— Скажу прямо: я всегда выступал за то, чтобы в Общественных советах акимы собирали оппонентов исполнительной власти. В этом случае ответственность за процессы, происходящие в городе, области, районе, ложится и на этих людей. Одно дело горлопанить, закидывать госорганы жалобами, скандалить, а другое – сесть за стол переговоров и участвовать в разработке программ и принятии решений.

Если завтра в каком-нибудь районе, аульном акимате, сельском округе или городе будут разрабатываться программы развития с участием Общественных советов, то в срыве их результатов будут виноваты и представители гражданского общества. Эти шустрые активисты тоже будут нести ответственность.

Я считаю, что местные исполнительные органы должны взаимодействовать с люди, у которых есть критические замечания и конкретные инициативы. Не просто крикуны, а реально мыслящие люди. Не нужно, чтобы в Общественных ответах сидели люди, которые только и умеют, что поддакивать акиму.

Тогда население будет спрашивать и с членов Общественных советов. Куда вы смотрели? Почему промолчали? Почему не выделили деньги на строительство детского сада, а отдали их на проведение очередного тоя?

— А у Общественных советов есть реальные рычаги влияния? Оформились ли они как институт гражданской инициативы и контроля?

— На мой взгляд, у Общественных советов сегодня достаточно полномочий, чтобы влиять на ситуацию в городе, области, районе, отрасли.

Конечно, процесс становления Общественных советов находится в самом начале. На форуме мы обсудим это. Гражданский альянс намерен выслушать членов Общественных советов разных уровней, чтобы они как специалисты, как люди, реально работающие в этой сфере, поделились мнением, какие изменения нужно внести в законы, нормативно-правовые акты, чтобы устранить барьеры и создать условия для их эффективной деятельности.

Гражданский альянс намерен стать мостом между активистами Общественных советов и правительством и парламентом. Ведь мы имеем возможность прийти в Мажилис, встретиться с депутатами, содействовать внесению поправок в законы.

Закон об общественных советах уже принят, однако насколько он жизнеспособен, заложены ли в нем механизмы и нормы, которые позволят Общественным советам реально влиять на принятие решений, покажет только повседневная практика.

Жанар Тулиндинова 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *