Одной из главных тем прошедшего в Астрахани Второго Каспийского медиафорума стали перспективы развития единого информационного пространства Каспийского региона. О востребованности совместных медиа-проектов и роли журналистов в реализации этой идеи Пресс-клуб «Содружество» поговорил с профессором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олегом Дмитриевым.
- Олег Аркадьевич, можно ли говорить о формировании единого информационного пространства уже сейчас? Что, на Ваш взгляд, еще необходимо сделать странам на этом направлении?
- Процесс очень многоступенчатый и неоднозначный. Во-первых, у каждого СМИ должны быть такие пользователи, которым нужна была бы информация из других регионов. Потребность в такой информации должна быть у целевой аудитории во всех странах.
Я бы говорил не столько о едином информационном пространстве, сколько об обмене совместными историями. Если обмен будет налажен, это покажет, что появляются и очаги совместного пространства.
К примеру, если есть сюжет о Каспии, который интересен всем странам Каспийского региона, то можно говорить об успехе. Если она не появится, то развивать общее пространство будет сложно. Тут должна проявить себя воля журналистов, энтузиазм среди экспертов и востребованность продукта у целевой аудитории.
- Есть ли сейчас такая востребованность у общества?
- Здесь уже на повестку дня выходит то, как рассказчик, журналист и эксперт «цепляет» этой историей. Потому что потребность, судя по тому, что было сказано на Каспийском медиафоруме, есть. Нужно только формировать её через отдельные интересные сюжеты. Когда будет сильнее проникновение и осознание, что историю рассказал журналист из другой страны, будет легче и сформировать пространство.
- Во время обсуждения на медиафоруме не раз высказывалась идея о создании экспертного клуба. В какой форме Вы видите практическое воплощение этой идеи?
- Если есть эксперты, которые постоянно обмениваются мнениями, это постоянно тиражируется в СМИ и потом эти мнения становятся более обоснованными, то получается любопытная ситуация. Эксперты образовывают журналистов, журналисты, в свою очередь, образовывают сообщество, а эксперты тем временем получают обратную связь от аудитории и журналистов. Тем самым, появляются три сообщества: зрителей, журналистов и экспертов. И все они работают ради достижения одной цели. Надо сказать, что сейчас в журналистике сложно добиться своих целей, не сформировав при этом сообщество.
На практике это должны быть дискуссионные площадки, совместные проекты. Причем проекты, которые требуют участия журналистов, либо участия сообщества. В качестве примера можно привести и Пресс-клуб «Содружество»: журналисты из разных стран формируют проект, где они рассказывают значимые истории, и просят целевую аудиторию принимать в этом участие. Форма такого участия может быть разной: комментарии, участие в идеях и т.д. Так и формируется сообщество – через участие в отдельно взятых проектах.
- Стоит ли при этом привлекать к участию в подобных проектах молодежь?
- Безусловно. Сейчас очень многие СМИ стараются зацепить не только аудиторию от 30 до 50 лет, у которой есть деньги и которая привлекательна для рекламодателя, но и молодую аудиторию. Эта аудитория – поставщик контента и идей для СМИ. Скажу по секрету, некоторые телеканалы и сайты переориентируются как раз для привлечения молодой аудитории, потому что она может бесплатно сама создать тебе контент, если поставлена грамотная идея. Поэтому заинтересованность молодежи из разных стран может способствовать огромному успеху самых разных медиа-проектов.
Беседовала Елизавета Болдова.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/24066/