Первое заседание Евразийского межправительственного совета в 2024 году стартовало в Алматы. Повестка дня мероприятия включает ряд важных для Союза вопросов, среди которых регламенты и порядок работы внутреннего рынка ЕАЭС, совместные проекты по транспорту, развитию интегрированной информационной системы.
В части развития транспортного и логистического потенциала Союза обращает на себя внимание преемственность повестки заседания Межправсовета с теми обсуждениями, которые проходили в конце 2023 года на Высшем экономическом совете в Санкт-Петербурге.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в декабре 2023 года отмечал, что специфика развития мировой экономики в текущих геополитических координатах делает важными автомобильные перевозки. Сдерживающим факторов выступает долгая процедура контроля на границе. Важно усилить работу для разрешения проблем "бутылочных горлышек". В рамках ЕАЭС следует расширять пропускную способность в пунктах перехода не только на внешних границах союза, но и на внутренних.
Актуальным шагом является вынесение на обсуждение общих инструментов защиты в торговле в части регулирования работы маркетплейсов и формирования комфортной среды для развития электронной торговли.
С июня 2023 года вступила в силу рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии, определяющая общие подходы к защите прав потребителей в электронной торговле. Согласно рекомендации, субъекты электронной торговли должны нести ответственность перед потребителями.
При этом в реальности дело обстоит с точностью наоборот, крупнейший маркетплейс Wildberries которой последовательно усиливает присутствии в ЕАЭС становится объектом недовольства и жалоб. Статистика Управления контроля и координации Комитета защиты прав потребителей Казахстана говорит о том, что за 2022 год в комитет и его территориальные департаменты поступило 2663 обращения, за аналогичный период 2023 года уже 7732. Жалобы касаются отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагаемого товара описанию, отказа сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб касательно участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках. На сегодняшний день у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах. В рамках гражданского законодательства они в частном порядке могут заключать соглашения о добропорядочности с предпринимателями. Однако наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано. Важно сформировать такую законодательную среду для электронной торговли, которая будет способствовать ее развитию в цивилизованных рамках.
Еще один вопрос повестки дня – это «Евразийский агроэкспресс», проект предполагает создание «зеленого коридора» для ускоренных перевозок сельхозпродукции по железной дороге и мультимодальными перевозками. Созданию таких условий будет способствовать подписание соответствующего меморандума.
«Евразийский агроэкспресс» – перспективная инициатива, в реализации которой задействованы ЕЭК, Российский экспортный центр, ряд правительственных структур из государств-членов Евразийского экономического союза. Данный канал агропродовольственной продукции является созидающим и объединяющим. За последние пару десятилетий взаимная торговля в Евразийском регионе в части продовольственной продукции выросла в 8,5 раз и достигла объема более чем в 15 млрд долл. При этом, по оценкам экспертов, до 2035 года объем взаимной торговли может увеличиться еще почти вдвое и составить порядка 30 млрд долл.
Сейчас со стороны сельхозпроизводителей ЕАЭС делается работа по формированию устойчивых каналов поставок продовольствия в АТР. Традиционная номенклатура включает масла и соевые бобы. Кроме того, теперь появились новые продукты – это мясная продукция, птица, кондитерские изделия, субпродукты. Это происходит на фоне роста производства агропродовольственной продукции в ЕАЭС. Все это дает шансы ЕАЭС стать гарантом продовольственной безопасности не только для собственного населения, но и для более широкого круга стран. Для бесперебойной работы проекта крайне важно иметь работающую без перебоев логистическую сеть.
В целом тот набор вопросов, который были вынесен в повестку дня отражает специфику проблем и вызовов, с которыми сталкиваются страны-участницы Союза. Решение данных вопросов дело не одного дня, требующее взаимопонимания и готовности искать консенсус для последовательного развития экономик стран и региона.