1. Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Таджикистане?
После прекращения деятельности ЕврАзЭС в октябре 2014 г. и образования Евразийского экономического союза президент РТ Эмомали Рахмон заявил о необходимости изучения экономической базы и правовых документов нового союза с целью возможного вхождения в него. С целью всестороннего изучения возможных позитивных и негативных аспектов вхождения в ЕЭС, а также цены вхождения Правительство РТ образовало 6 рабочих групп из представителей правительства, науки и бизнеса. Группы работают при Министерстве экономики и развития РТ.
Сейчас существуют различные взгляды на цели и задачи нового объединения. Одни рассматривают ЕАЭС как реальный проект интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве, выгодный для всех участников, другие – как интеграцию вокруг России в условиях обострения геополитической игры и борьбы за рынки, третьи считают, что новое объединение постигнет судьба ЕврАзЭС, что это только декларативные заявления. Есть и еще одно опасение в том, что возможное ухудшение экономической ситуации в странах ЕАЭС может ослабить интеграционное взаимодействие и затормозить процесс.
Тщательное изучение проблемы предпринято правительством РТ именно для того, чтобы понять цели, условия, возможные выгоды и проигрыши, цену вхождения РТ в ЕАЭС.
2. Как ЕАЭС может способствовать/препятствовать решению экономических проблем в регионе ЦА?
Страны Центральной Азии очень разные и экономические проблемы различаются от страны к стране. Поэтому остановлюсь на выгодах и проигрышах, которые может получить Таджикистан в случае вхождения в ЕАЭС.
Выгоды от интеграции: что Таджикистан может получить от интеграции в ЕЭС?
1.Основная выгода интеграции РТ с ЕАЭС – это единый рынок труда. После присоединения таджикские мигранты смогут работать в России без действующих ныне формальных ограничений и дополнительных платежей. В то же время надо иметь в виду, что значительная часть таджикских мигрантов работает на обширном теневом рынке труда России. Поэтому масштаб неформальной занятости таджикских мигрантов в России вряд ли сильно уменьшится. Что касается переводов, то сейчас трудно прогнозировать их динамику, имея в виду неопределенность ситуации в России. В любом случае, интеграция РТ с ЕЭС ослабит напряжение на рынке труда РТ.
2. Таджикские экономисты и бизнесмены надеются на приток инвестиций из стран ЕАЭС. Колоссальные запасы гидроресурсов и полезных ископаемых позволяют при соответствующих инвестициях провести реиндустриализацию и развивать сельское хозяйство, основанное на орошаемом земледелии. С гидроэнергетикой связаны масштабные инвестиционные проекты крупных российских и зарубежных компаний.
Для того, чтобы ответить на данный вопрос обоснованно привожу материалы опроса общественного мнения. В апреле - мае 2014 и январе-феврале текущего года мы провели исследование отношения населения РТ, его различных групп к интеграции с ЕАЭС. Опросы были проведены по национально репрезентативной выборке и охватили 1500 и 1000 человек. Уровень ошибки +-3,5%.
В феврале с.г., после событий на Украине мы провели опрос только среди молодежи 14-29 лет. За вхождение в ЕАЭС высказались 72% опрошенных, против – 11%, и 17% затруднились ответить.
О том, что ожидает народ Таджикистана от вхождения в ЕАЭС можно судить по ответам молодежи в феврале 2015 года: 24% опрошенных ждет снятия барьеров для трудовой миграции, 20% - оживления торговли из-за снятия таможенных барьеров, 9% - различного рода субсидий и 25% всего вышеизложенного, 22% затруднились ответить.
3. Оживление внутреннего производства. ЕАЭС – это огромный рынок, на котором таджикские товары – фрукты, овощи, хлопок, текстиль, электроэнергия, цветные, редкие и драгоценные металлы будут пользоваться спросом.
Участие в ЕАЭС также может способствовать росту новых отраслей промышленности в Таджикистане: дешевый импорт из третьих стран будет ограничен, что обеспечит защиту внутреннего производителя. Это может способствовать росту новой промышленности, которая будет использовать быстро растущую дешевую рабочую силу Таджикистана. Это усилит эффект обучения на производстве, в результате рабочая сила станет более эффективной.
Кроме того, свободный доступ к рынкам стран - участниц ЕАЭС позволит новым отраслям промышленности Таджикистана получить выгоду от эффекта экономии на масштабе. Эти два эффекта: эффект обучения и эффект масштаба - в свою очередь будут способствовать росту инвестиций, вкладываемых во внедрение новых технологий в производство, инвестиций в образование и усилению конкурентоспособности страны.
4. Значительным преимуществом для Таджикистана станет также снижение цен на импортируемые углеводороды.
Сторонники вхождения в ЕАЭС считают, что синергетический эффект от присоединения в виде расширения рынков, роста объемов национального производства, расширения экспортных возможностей страны, оптимизация импорта (ее удешевление), рост занятости и т.п. перекроют все возможные издержки вхождения в региональную экономическую группировку.
Существуют также внеэкономические выгоды от вхождения в ЕЭС:
Во-первых, обеспечение безопасности Таджикистана на южных границах, нейтрализация негативного влияния афганского фактора, а также противодействие международному терроризму ИГИЛ.
Во-вторых, все эксперты утверждают, что вхождение в ЕАЭС резко снизит масштабы наркотранзита, что положительно отразится на безопасности, качестве управления и развитии Таджикистана в целом.
Проигрыши от интеграции
Главной проблемой при расчете эффектов присоединения к ЕЭС является проблема согласования тарифных ставок.
Тарифное расписание РТ значительно более однородное по сравнению с таможенным тарифом ЕАЭС. Тарифное расписание РТ содержит 6 различных уровней, ЕАЭС - 23. Это может негативно сказаться на администрировании внешнеэкономической деятельности РТ при присоединении к Таможенному союзу
Средний тариф Республики Таджикистан (Таджикистан стал полноправным членом этой организации 2 марта 2013 года, причем вступил в ВТО на достаточно льготных условиях), с учетом обязательств перед ВТО, на
конец 2013 года равен 8.71%, что несколько ниже среднего тарифа ТС, равного
9.45%. Кроме того, существуют различия в подходе к мерам нетарифного регулирования.
Нетарифное регулирование международной торговли Таджикистана в большей степени направлено на контроль соблюдения технических и санитарных мер, в целом соответствующих мировым стандартам. В отличие от ЕАЭС, Таджикистан не применяет никаких специальных мер (антидемпинговые пошлины и расследования, защитные меры, квотирование при ввозе и вывозе товаров).
Вступление РТ в ЕАЭС и гармонизация тарифов вызывают опасения, что это может негативно отразиться на товарообороте со странами – не членами ЕАЭС.
Сейчас можно с уверенностью прогнозировать, что подорожает импорт из стран - не членов ЕАЭС, в первую очередь, Китая, Ирана, Турции. В целом перспективы развития торговли и экономического сотрудничества в южном направлении могут ухудшиться. Таджикистан также может потерять значительную часть таможенных сборов, что приведет к снижению доходной части государственного бюджета и трудностям выполнения социальных обязательств государства.
Передвижение таможенной границы ЕАЭС на границы Таджикистана также будет способствовать сокращению контрабанды из Китая, Пакистана и Ирана. Исчезнут дешевые товары, которые наполняли рынки и поддерживали благосостояние беднейшего населения Таджикистана. По-видимому, уменьшатся и объемы китайского реэкспорта, что негативно отразится на малом и среднем бизнесе (МСБ) и мелкой торговле.
Переориентация на Север также может затруднить технологическое развитие.
Высокая интенсивность торговли с Кыргызстаном, возможно, снизится после создания общей таможенной границы в рамках ЕЭС, так как в значительно степени она обеспечена реэкспортом китайских товаров.
В высокую цену, которую придется заплатить Таджикистану за вхождение в ЕАЭС, входит также обустройство и поддержание в надлежащем порядке южной таможенной границы ЕАЭС.
3. Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения стран региона ЦА с другими международными организациями (ЕС, ШОС, ОДКБ, ВТО) и государствами (США, Китай)?
Таджикистан может столкнуться с определенными трудностями при вступлении в ЕАЭС из-за членства в ВТО. Статья 24 ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Согласно Уставу ВТО, член этой организации не имеет права вступать в союзы, подобные Таможенному, включающие не членов ВТО, без пересмотра условий своего членства.
У Таджикистана ставки таможенных пошлин ниже, чем у стран ЕАЭС, и РТ не сможет вступить в нее без согласования с другими членами ВТО.
Интеграция в ЕАЭС может поставить РТ перед жестким стратегическим выбором, который ограничит маневренность внешней политики РТ в его отношениях с ЕС и США.
В то же время появится возможность балансировать между ЕАЭС и Китаем с целью избежать полного поглощения Китаем. При благоприятном развитии событий и учете особенностей РТ Таджикистан может стать «входными воротами» на огромный рынок ЕАЭС и для китайских товаров, и для Индии и Пакистана.
Отношения внутри ОДКБ с вхождением в ЕАЭС только укрепятся. ОДКБ должен сыграть определенную роль в интенсификации производственных связей.
4. Экономическая интеграция – это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, экономические кризисы в других странах -участниках ЕАЭС могут повлиять на экономику РТ?
Интеграцию РТ в ЕАЭС также может затормозить кризисная ситуация в России. В этих условиях будет снижаться покупательная способность населения РФ, и соответственно снижаться спрос на таджикские товары и услуги, на рабочую силу из РТ, и соответственно снизятся объемы переводов трудовых мигрантов. Безусловно, такая ситуация приведет к снижению покупательной способности внутри РТ и снижению импорта из РФ.
Уже сейчас кризис в России начал оказывать негативное воздействие на экономику РТ:
- сократилась численность таджикских мигрантов в России;
- снизились объемы денежных переводов по оценкам до 50%;
- происходит падение совокупного спроса населения как из-за сокращения денежных переводов, так и за счет снижения обменного курса российского рубля к сомони;
- идет сокращение объемов торговли;
- падает рентабельность предприятий, работающих с Россией;
-обесцениваются вклады в российских рублях, что оказывает дестабилизирующее влияние на банковскую систему Таджикистана, усиливая ее уязвимость;
- усиливаются проблемы с поддержанием платежного баланса, так как большая часть валютных поступлений (до 80%), прежде всего денежные переводы мигрантов поступают в российских рублях, а импорт осуществляется в долларах.
Замедление в России вынуждает ее партнеров, включая Таджикистан, сближаться с Западом, который в свою очередь, начинает активно развивать свои программы поддержки в ЦА, включая предоставление финансовых и инвестиционных ресурсов. Реализация сценария с ориентацией на Запад, или Китай, может повысить зависимость Таджикистана от них, сужая роль и значение интеграции с ЕЭС.
5. Влияние на миграцию
Пытаясь заглянуть в будущее, я обратилась к опыту глобального кризиса 2008-2010 годов. Тогда массовые сокращения персонала и падение доходов также выгнали часть таджикских трудовых мигрантов из России. Влияние кризиса не ограничилось появлением возвратной миграции. Изменились профиль, жизненные цели и стратегии таджикских мигрантов в России, сроки их работы, территории въезда. Но является ли нынешняя ситуация с трудовой миграцией «повторением пройденного»? Можно ли прогнозировать миграционную ситуацию и разрабатывать меры для смягчения и преодоления трудностей, основываясь на опыте недавнего глобального кризиса?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сосредоточиться на двух комплексных проблемах: первая – это влияние кризиса на трудовую миграцию, стратегии, которые мигранты и члены их семей используют в условиях кризиса, качества, знания и навыки, оказывающиеся наиболее востребованными и полезными в тяжелые времена, оценка использования имеющихся знаний в современных условиях.
Вторая проблема - это вопрос о том, насколько текущая ситуация в России сходна с кризисом 2008-2010 года и каковы различия между ними. Если в 2008 г. кризис был глобальным, его источником была экономика США, и в Россию он пришел почти внезапно, то в 2014 г. кризис стал обострением экономического снижения, начавшегося в России еще во второй половине 2011 г. Последствия ухудшения экономической ситуации в виде оттока людей и роста вывоза капитала были отмечены официальной статистикой РФ. Так, по данным Росстата, отток людей в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан начался в 2012 году, усилился в 2013 и достиг пика в 2014 году. Более чем на 100 тысяч уменьшилась и численность таджикских трудовых мигрантов в России.
Относительно медленное развитие нынешнего кризиса дало возможность предпринять меры по защите рынка труда в России и одновременно повысить эффективность экономики за счет удешевления рабочей силы. С этими целями было изменено миграционное законодательство РФ. Если в 2008 году во время глобального кризиса основными инструментами защиты внутреннего рынка труда было сокращение общероссийской квоты на использование иностранной рабочей силы и депортации, то с 2013 г. в связи со стагнацией экономики РФ и в предчувствии «тощих лет» происходило последовательное ужесточение миграционного законодательства РФ. В целом за 2013 и 2014 годы было принято 11 федеральных законов ограничительного характера.
В целом следует признать, что изменения миграционного законодательства в РФ в 2013-2014 гг. направлены не только на борьбу с незаконной миграцией и пополнение бюджета РФ за счет сборов с мигрантов, но и на повышение эффективности экономики за счет удешевления рабочей силы в ситуации экономической стагнации и нарастающего кризиса. Пример предыдущего кризиса 2008-2010 годов показал, что снижение спроса на труд позволило работодателям сократить зарплаты и в то же время способствовало расширению теневого рынка труда. Кроме того, сокращения и задержки зарплат, вынужденные отпуска, переход в теневой рынок труда дали возможность российским предприятиям адаптироваться к снижению деловой активности, а российскому рынку труда - избежать масштабной безработицы и социальных конфликтов.
Однако сейчас меры, предпринятые РФ, способствуют не только уходу трудовой миграции «в тень», но и сокращению численности трудовых мигрантов, что может затруднить выход из кризиса для экономики РФ
6. Ответ мигрантов на кризис. Стратегии мигрантов
В ответ на перемены в жизни, вызванные кризисом, мигранты стараются адаптироваться к новой ситуации и используют несколько стратегий. В 2008-2009 годах только 3,8% мигрантов сразу же после потери работы решили вернуться домой. Остальные, оставшись в России, использовали несколько стратегий: нашли другую работу после увольнения - 46,6%, взяли в долг, чтобы переждать тяжелые времена - 26,2%, продолжали работу на новых условиях (при сниженной зарплате и ухудшившихся условиях труда) - 16,9%, ждали выплаты зарплаты и в целом улучшения ситуации - 6,2%, отправились в поисках работы в другие регионы РФ -1,5%.
Предыдущий кризис показал, что трудоустройство мигрантов затрудняет не столько отсутствие рабочих мест, сколько изменившееся отношение к иностранным работникам, протекционистские меры государства по защите рынка труда. Отсюда требования гражданства РФ при устройстве на работу и соответственно - желание мигрантов получить гражданство РФ, не меняя характера работы и модели трудовой миграции.
Оценивая профессиональную мобильность мигрантов, мы нашли, что 41,2% были готовы коренным образом сменить род деятельности. Они согласны на любую работу, даже если она предполагает овладение новыми профессиональными навыками в новой сфере занятости. 41,2% сообщили, что будут работать согласно своей квалификации и не планируют менять профессию. 11,8% заявили, что согласны работать на том же месте за меньшую, чем раньше зарплату, и 5,9% согласны на ухудшение условий труда. В случае отсутствия подходящей работы 58,8% согласны работать за меньшую зарплату на любом рабочем месте, 29,4% собираются искать работу в другой сфере труда, 5,9% при неблагоприятном стечении обстоятельств собираются искать работу в другом регионе/стране. Опыт показал, что только после того, как испробованные стратегии оказались безуспешными, а сбережения и ресурсы, в том числе кредиты, помощь родственников и знакомых, исчерпаны, мигранты решают вернуться на родину.
Здесь кроется серьезное отличие настоящей ситуации от предыдущего кризиса. Если в 2009 г. таджикские мигранты пережидали кризис в России или на родине, расходуя накопленное и надеясь на возобновление работы, то сейчас под воздействием запретительных законодательных норм все меньше таджикских мигрантов верят в будущее восстановление России и свое участие в нем.
В настоящее время снижение переводов происходит почти параллельно волне возвратной миграции. Темпы снижения в 2014 году были медленными. Оценить реальное снижение было трудно из-за колебаний валютного курса. Таким образом, главной адаптационной стратегией мигрантских домохозяйств в Таджикистане стало расширение сельхозпроизводства в фермерских хозяйствах и на подворьях.
Воздействие прошлого кризиса на миграцию не было одномоментным явлением, это был процесс, включавший несколько этапов: сначала остановка или сокращение производств в России привели к потере или сокращению мигрантами заработка и соответственно – к сокращению переводов и волне возвратной миграции. Затем, когда в Таджикистане начали нарастать экономические трудности, связанные с уменьшением переводов и негативным воздействием кризиса, домохозяйства наряду с иными мерами по адаптации к кризису (расширение сельскохозяйственного производства) были вынуждены отправить на зарубежные заработки больше мигрантов, чем обычно. Вместе с отцами на работу в Россию ехало все больше молодежи. Кризис способствовал росту теневой занятости, повышению уязвимости таджикских мигрантов к различного рода злоупотреблениям. «Омоложение» таджикской трудовой миграции позволило ей сравнительно легко адаптироваться к новым условиям, восстановив как масштаб миграции, так и зависимость Таджикистана от переводов.
Сейчас мы находимся в начале пути. Как и во время предыдущего кризиса, положение мигрантов из Таджикистана заметно ухудшается и, видимо, будет ухудшаться и далее. Они вынуждены придерживаться трех основных стратегий: 1) любой ценой получать гражданство РФ, устраиваться на работу и в перспективе переселяться в Россию; 2) работать и жить в «тени»; 3) вернуться на родину из-за того, что работа в России потеряла экономический смысл.
7. ЕАЭС должен заработать в полную силу к 2025 году. Каким видится ЕАЭС через 10 лет?
Перспективы развития ЕАЭС в целом и ее эффективность для РТ зависят от способности России в полной мере реализовать интеграционный потенциал этой организации, особенно в условиях ухудшения геополитической обстановки в мире, введения санкций США и западных стран против России. С другой стороны они (санкции) могут служит катализатором интенсификации интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, перехода от декларативных заявлений - как было в рамках СНГ, к реальному объединению на евразийском пространстве.
На наш взгляд, в ближайшей перспективе ЕАЭС станет основной возможной моделью интеграционного взаимодействия на пространстве Содружества Независимых Государств.
------------------------------------------------
Саодат Кузиевна Олимова, директор Исследовательского Центра «Шарк», кандидат философских наук (г. Душанбе, Таджикистан)
Выступление на 8-м заседании Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» (28 августа 2015 г., г. Новосибирск)
Источник:http://ia-centr.ru/expert/21664/