Полетаев: религиозные памятники нельзя рассматривать как инструмент определенных политических действий

Опубликовано: 15.07.2023

Полетаев: религиозные памятники нельзя рассматривать как инструмент определенных политических действий

Открытие памятника Александру Невскому, состоявшееся в Алматы на территории недавно построенного Александро-Невского собора вызвало в информационном поле большой резонанс еще задолго до самой торжественной церемонии. Мы в своём центре аналитических исследований «Евразийский мониторинг» накануне открытия провели интересную экспертную дискуссию, в рамках которой ведущие историки, политологи, эксперты, журналисты из Казахстана, России, Узбекистана всесторонне обсудили место и роль Александра Невского в современном евразийском дискурсе.

Сегодня, уже после открытия памятника, прошедшего в миролюбивой и дружественной обстановке, мы поговорим с известным казахстанским политологом, президентом общественного фонда «Мир Евразии» Эдуардом Полетаевым.

Уважаемый Эдуард Эдуардович, как бы вы оценили значение столь знакового события в нашем родном городе Алматы с точки зрения богатой традиции межконфессионального и межэтнического согласия, которым по праву может гордиться Казахстан?

              - Конфессиональное и этническое многообразие Казахстана, меры, направленные на укрепление единства и гражданского согласия, выработали у казахстанцев умение жить сообща. Свидетельством этому являются, в частности, многочисленные примеры сосуществования мусульманских мечетей и христианских храмов в городах страны, являющейся светской. Согласно данному принципу, государство отделено от религии и, соответственно, законодательно не может вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений.

Именно поэтому религиозные памятники, появляющиеся в последние годы, нельзя рассматривать просто как инструмент определенных политических действий или воплощение неких абстрактных устремлений. Такие памятники представляют собой, прежде всего, продукт сборки разнообразных связей и отношений. Например, 13 июля 2023 года в честь двух юбилейных дат (20-летия образования Казахстанского Митрополичьего округа и 10-летия со дня подписания Договора между РК и РФ о добрососедстве) на территории Александро-Невского собора, недавно построенного в северной части Алматы состоялось открытие памятника благоверному князю Александру Невскому, причисленному к лику святых ещё в XVI веке и внесшему существенный вклад в установление связей и развитие добрососедских отношений между славянскими и тюркскими народами евразийского пространства.

Почему именно историческая фигура Александра Невского, на ваш взгляд, была выбрана для создание этого мемориала?

            - Казахстан является многоконфессиональным государством, где православие занимает второе место по количеству верующих. По данным переписи 2021 года это более 17% населения. Личность Александра Невского играет важную роль для православных Казахстана. Его стараниями были созданы православные епархии в Золотой Орде, которая в те времена находилась в составе Монгольской империи, а спустя несколько лет после смерти князя, в 1269 году, при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность.

В информационном поле Казахстана открытие памятника Александру Невскому вызвало неоднозначную реакцию, подскажите, как бы вы дали оценку информационному «ареолу», который окружал это событие?

            - Памятник Невскому выступает в качестве элемента православной коллективной памяти, ему не нужны искусственные негативные коннотации. Поэтому, если говорить о важности образа святого Невского для религиозного сообщества, то это означает, что объектом внимания является не просто конкретный человек, физически существовавший в определенном временном промежутке, но и святой, относительно которого принято рассуждать о наличии у него духовных качеств.

В этом смысле нет необходимости насыщать идеологией мемориальные практики и рассматривать памятники в качестве некоего опасного фактора. Новый памятник святому Александру Невскому — это продукт культурных, религиозных, дипломатических связей, и не нужно его политизировать

Также уважаемый эксперт в своем интервью напомнил, что памятник представляет собой бронзовую фигуру святого с чудотворной иконой Царицы Небесной в руках и изображает его как путешественника, смиренного молитвенника, хранителя веры и провозвестника мира и согласия. Согласно имеющимся историческим источникам, именно в таком миролюбивом виде в своем путешествии в Каракорум, столицу Монгольского государства, Александр Невский проходил недалеко от современной южной столицы Казахстана города Алматы.

Напоминаем читателям, что по случаю памятного события поздравления направили Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Российской Федерации Владимир Путин и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Лидеры двух стран особо отметили благородную миссию и миротворческие усилия князя Александра, его вклад в развитие межнационального и межрелигиозного взаимодействия на просторах Евразии.