Вчерашний день был ознаменован тектоническими сдвигами в казахстанской политической элите. В результате многоходовой комбинации пост спикера Мажилиса покинул Бактыкожа Измухамбетов, руководитель Администрации президента Нурлан Нигматулин ушел в отставку и получил депутатский мандат, ему прочат кресло председателя нижней палаты парламента – фракция партии «Нур Отан» уже поддержала его кандидатуру на эту должность. На смену Нурлану Зайруллаевичу пришел аким Астаны Адильбек Джаксыбеков, а столичным градоначальником стал министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев. Мы обсудили новые назначения с политологом Замиром Каражановым.
- Замир, кадровые перестановки стартовали с ухода спикера Мажилиса Бактыкожи Измухамбетова со своего поста и назначения его главой ветеранской организации. Некоторые эксперты уже связали это кадровое решение с земельными митингами, которые начались именно с Атырауской области, и увидели в нем признание неэффективности работы Бактыкожи Салахатдиновича, бывшего еще совсем недавно главой этого региона. Что Вы думаете по этому поводу?
- Полагаю, что все сегодняшние перестановки так или иначе связаны с митингами по поводу земельной реформы и событиями в Актобе, потому что в последние месяцы мы наблюдаем, что стабильность, которая всегда была визитной карточкой Казахстан, значительно пошатнулась. Очевидно, что все эти рокировки в правительстве, Администрации президента, Мажилисе направлены на решение задачи восстановления стабильности. Иной вопрос, насколько это эффективно?
Порой складывается впечатление, что в Казахстане злоупотребляют инструментом ротации кадров на уровне высшей управленческой элиты. Это очевидно, например, при сравнении с Россией, где такого рода перемещения значительно более редкое явление.
Конечно, эти кадровые перестановки были бы эффективны, если бы приход новых людей сопровождался перезагрузкой содержания работы государственного органа, реформой его деятельности. Это было бы полезно для системы, в которой происходят перемены. Однако у нас, похоже, ротация сама по себе расценивается как панацея, независимо от качественного наполнения процесса. Хотя очевидно, что перемещение политических фигур не гарантирует возвращения стабильности.
- Отставка Нурлана Нигматулина с поста руководителя Администрации президента тоже является следствием земельных митингов? Указанием на то, что этот орган не сработал на упреждение во время майских общественных протестов?
- Я бы не стал расценивать уход Нурлана Зайруллаевича с должности руководителя Администрации президента как признание неэффективности его деятельности в этом качестве. Земельная реформа и реакция на него общества стала следствием сбоя системы в целом. И хотя Нурлан Нигматулин занимает в ней ключевое положение, он не может нести за нее персональную ответственность. Так оно и есть, потому что первичной реакцией на майский кризис стали, как вы помните, отставки глав Минсельхоза и Миннацэкономики.
В то же время я считаю эти перестановки полумерами, поскольку гораздо важнее задаться вопросом, что происходит в региональной политике. Если вспомнить назначения в западном регионе, которые были сделаны после парламентских выборов в марте, когда акимом Западно-Казахстанской области стал глава Атырауского региона Нурлан Ногаев, а его преемником – аким Уральска Алтай Кульгинов, то в них не прослеживалась системность.
Важно разобраться, какие задачи ставит власть в этом непростом с точки зрения социальных настроений регионе? Совершенно очевидно, что необходима серьезная коррекция экономики и социальной политики нефтедобывающих областей. И для этого в западный регион надо направлять не одного, а целую команду эффективных управленцев и хозяйственников. Это и стало бы показателем решимости центра работать с проблемами Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской областей.
- Чем, на Ваш взгляд, будет ознаменовано возвращение Адильбека Джаксыбекова на должность руководителя Администрации президента?
- Конечно, должность акима Астаны, которую до сегодняшнего дня занимал Адильбек Рыскельдинович, и руководителя Администрации президента предполагает совершенно разное содержание, иной фронт работы. Руководителю Администрации президента принадлежит особая роль в казахстанской политической системе, он должен быть модератором внутриэлитных процессов, координировать взаимодействие ветвей власти, отслеживать ситуацию внутри страны и за ее пределами, если хотите, быть тенью президента. Джаксыбеков пользуется высоким доверием Нурсултана Назарбаева - именно этот фактор является решающим при назначении на эту должность. Джаксыбеков давно работает в этой системе, очень опытен. Помимо этого, его отличает достаточно жесткий стиль работы, что, по-видимому, востребовано в сегодняшней ситуации. Вероятно, ему отводится роль человека, который будет держать все под контролем, не давая никому спуску.
- Назначение министра инвестиций и развития Асета Исекешева акимом столицы явилось неожиданностью. Как Вы считаете, какие смыслы вкладываются в это кадровое решение.
- Полагаю это связано, прежде всего, с успехами Асета Орентаевича в освоении инновационной сферы. Назначая его акимом Астаны, президент, по-видимому, делает ставку на инновационный формат развития столицы. Это вполне укладывается в подготовку города к проведению ЭКСПО-2017. На мой взгляд, для Исекешева это назначение является не столько карьерным ростом, сколько предоставляет прекрасную возможность попробовать себя в новом качестве, получить полезный опыт работы в хозяйственной сфере, решения коммунальных задач, социальных проблем. В качестве акима он должен будет формировать бюджет города. И потом городской акимат – это хоть и маленькое, но правительство. Должность акима столицы является одной из самых ответственных, поскольку для президента Нурсултана Назарбаева Астана – это показатель развития всего Казахстана. Так что Асету Исекешеву придется работать на очень непростом фронте, где ему придется быстро учиться – и на ошибках, и на их исправлении.
Жанар Тулиндинова.