Риски социальных взрывов и политической нестабильности актуализируются в странах с высоким уровнем бедности. Международные эксперты установили показатель бедности для стран с уровнем доходов выше среднего черта бедности установлена в размере 5,5 долл. в день, а для стран с уровнем дохода ниже среднего – 3,2 долл. в день. К первым в Центральной Азии относится Казахстан, ко вторым – Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. При этом важно упомянуть, что уровень бедности в Кыргызстане является высоким среди стран ЕАЭС. Стоимостная величина общей черты бедности в 2021 году составила 45 797 сомов (556,74 долларов США) в год на душу населения, крайней – 30 536 сомов (371, 22 долларов США). Прожиточный минимум в Кыргызстане составлял 6 268 сомов (примерно 75 долларов США) в месяц. Вспышка COVID-19, закрытие границ, политическая нестабильность оказали негативное воздействие на социальную и экономическую ситуацию в это центральноазиатской республике.
Экономические риски и рост социальной нестабильности
Системной проблемой Кыргызстана является высокая зависимость от иностранной помощи. В условиях глобального кризиса миропорядка это ведет к обширным экономическим, политическим и социальным рискам. Согласно данным Министерства финансов Кыргызстана, госдолг — внешний и внутренний — на конец 2021 года составил 5 млрд 147.22 млн долларов, это 60,33% ВВП. Правительство Кыргызстана активно наращивает кредитный портфель делая международные заимствования и принимая финансовую помощь от иностранных доноров. Было получено более 300 млн долларов от Всемирного банка, 210 млн от Международного валютного фонда, 200 млн от Азиатского банка развития, 160 млн от Евразийского банка и 154 млн от Китая. Также была получена помощь в размере 10 млн и 19,4 млн долларов соответственно от РФ и ЕС. Пандемия стала триггером роста неравенства. Многие кыргызстанцы в 2020 году истратили сбережения, потеряли работу или бизнес, что неизбежно повлияло на рост числа бедных. Серьезно пострадала часть населения из сектора неформальной занятости. Это те слои граждане, которые работают временно и не имеют стабильного заработка. В период 2020-21 гг. произошло стремительное повышения показателя бедности, до уровня, сопоставимого с показателями 2010 года. На конец 2021 года в Кыргызстане проживали 6 687 835 человек. По данным Нацстаткома уровень бедности составил 33,3%, что говорит о том, что 2,2 млн кыргызстанцев живут ниже черты бедности. И это усредненный показатель. Несмотря на общемировую тенденцию урбанизации, две трети населения Кыргызстана проживают в сельской местности, где и сосредоточены очаги нищеты. К примеру, в Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областях за чертой бедности живет около 35% населения. Это обусловлено тем, что отсутствует интеграция с центрами урбанизации. Для наиболее отдаленных районов Кыргызской Республики уровень бедности выше 40 %. Сейчас в Кыргызстане сложилось так, что 20% граждан получают примерно 50% доходов. Факт увеличивающейся разницы в уровне жизни требует внимания, ибо это чревато выраженными социальными последствиями. Это видно на примере опыта развитых стран. Когда разрыв между богатыми и бедными слоями увеличивается и когда между ними нет буфера в лице среднего класса, это прямой риск социальной стабильности. В таком случае можно сделать вывод о вероятности политических кризисов, революций и актов гражданского неповиновения. В подобных обществах будет выражена политическая турбулентность. Для Кыргызстана с тонкой прослойкой среднего класса, и его концентрацией в Бишкеке в контексте глобального развития важно формирование среднего класса. 70% трудоспособного населения в Кыргызстане трудятся в тех отраслях, которые будут страдать во время кризиса и без серьезной диверсификации экономической политики турбулентность в политической сфере будет постоянно возрастать, что приведет в итоге к очередному взрыву социального недовольства.
Социальная политика в Кыргызской республике не в полной мере отражает потребности самых уязвимых групп. Общий уровень безработицы в Кыргызстане не превышает 5-6%, но наиболее уязвима молодежь 15-28 лет. Безработица среди молодых женщин превышает аналогичный показатель среди мужчин. Наибольший гендерный разрыв в уровне занятости регистрируется для мужчин и женщин 25-34 лет. При этом, в возрасте 25-29 лет уровень занятости мужчин составляет 84%, а женщин — 44%, а в возрасте 30-34 лет, соответственно, 90% и 49%. Почти 750 000 детей в Кыргызстане живут в бедности – что составляет 32% детей в стране. Уровень детской бедности составляет более 40 %. Часто дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получать государственные социальные пособия из-за барьеров и сложности недостатков в административных процедурах. Кроме того, размер пособия недостаточен для сокращения детской бедности.
Таким образом, анализ ситуации в Кыргызстане показывает набор рисков, обусловленных нестабильной ситуацией в области экономики и социальными диспропорциями. Без системной работы по улучшению ситуации взрывы недовольства ведущие к политической турбулентности будут повторяться, что может дать кумулятивный эффект для региона в целом.
Можно ли победить бедность в Кыргызстане?
Трудовые доходы, переводы мигрантов и повышение цен на продтовары — вот набор факторов, которые прямым образом влияют на бедность в Кыргызстане. Рост цен на продукты ведет к увеличению людей, живущих в бедности. Если цены на продукты питания выросли на 5%, то увеличение бедности идет на 3,5%. Уменьшение переводов оказало влияние на ситуацию в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. В Баткенской области за счет денежных переводов живут 34% населения, а в Ошской и Джалал-Абадской областях – 23-24%. Соответственно, уменьшение возможностей трудовой миграции прямым образом отразится на жизни большого числа жителей названых регионов. В качестве мер по борьбе с бедностью можно предложить набор мер. К примеру, важно сделать акцент нужно на создании рабочих мест внутри страны. В турбулентном, нестабильном, постпандемийном мире неквалифицированная рабочая сила будет нужна все меньше и меньше. Проблема состоит в том, что большинство мигрантов из Кыргызстана являются именно такой рабочей силой. Перед республикой стоит задача найти применений сотням тысяч рук рабочей силы. Кроме того, с высокой степенью вероятности произойдет отток квалифицированной рабочей силы, программистов, врачей, преподавателей и др.
В ближайшей перспективе только запуск серьезных проектов в Кыргызстане позволит утилизировать свободную рабочую силу. Положительно повлияет перезапуск такие проектов, как строительство дорог, дамб, подстанций, тоннелей и т.д. Хорошим вариантом активизации экономики станет активизация жилищного строительства, это создаст рабочие места и увеличит спрос, начнет добавленная стоимость. Также для сохранения социальной стабильности Кыргызстану как поставщику рабочей силы важно готовить специалистов, которые будут востребованы за рубежом. Необходимо в ускоренном темпе возвращать профессионально-технические училища. Подготовленные специалисты будут востребованы в конкурентной среде. Также полезным может быть диверсификация трудовых миграционных потоков. Принимающими странами для кыргызских трудовых мигрантов потенциально могут стать Южная Корея, Турция, Япония, ОАЭ и др.
Прогноз ситуации пока пессимистичный. В странах с высокой зависимостью экономики от внешней ситуации нет возможности быстро активизировать внутренние ресурсы. Поэтому пока не спадет острота глобального конфликты бедность в Кыргызстане продолжит расти. Прогнозы говорят о том, что к концу текущего года она составит примерно 38%. Это означает, что за чертой бедности к концу года могут оказаться 2,6 млн кыргызстанцев.