Саммит ЕАЭС: что является основой интеграции – мнение эксперта

Опубликовано: 20.05.2023

Саммит ЕАЭС: что является основой интеграции – мнение эксперта

Руководители стран Евразийского Экономического Союза прибыли в Москву для участи в саммите ЕАЭС. В планах заседания обсудить ход исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. О важных инициативах и трудностях при их исполнении рассказал политолог Эдуард Полетаев

 

Как вы оцениваете результаты мониторинга эффективности за 2021-2022 годы в части развития интеграции?

 

- Данный период стал временем сдачи экзамена для ЕАЭС, как системной организации, которая может работать в экстремальных условиях. Ситуация начала стабилизироваться после пандемийного периода, благодаря договоренностям и умению находить общий язык. Позже, в 2022 году, возникли новые вызовы: нестабильность в регионе, российско-украинский конфликт, западные санкции. Но тем не менее, темп роста ВВП, в частности у Казахстана, сохранился хорошим. В рамках ЕАЭС взаимная торговля выросла более чем на 7%, активизировался в 2022 году и казахстанский экспорт (по итогам 11 месяцев 2022 года он вырос на 22,3%). Все это было достигнуто благодаря участию нашего государства в ЕАЭС. Достижения Казахстана в интеграции со странами-участницами хороши тем, что это возможность для привлечения иностранных инвестиций, так как мы становимся частью общего рынка. А он для инвесторов означает отсутствие таможенных границ и, соответственно, облегчённую работу. Выгода заключается также в том, что Казахстан стал более привлекателен для третьих стран. Заключены соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом, Сербией, Ираном, Сингапуром. В активной фазе переговоров находятся торговые соглашения с Египтом и Израилем. Это открывает рынки для доступа нашей продукции без пошлин и других дискриминационных мер.

 

В каких секторах, по вашему мнению, необходимо укреплять сотрудничество?

 

- В ЕАЭС председательство осуществляется на ротационной основе в алфавитном порядке одним государством-членом в течение года. Перед началом срока страны озвучивают приоритеты своего председательства. Казахстан был председателем в 2021 году, и тогда в условиях новой экономической реальности было уделено внимание пяти задачам. Это справедливая взаимная торговля, промышленное сотрудничество, использование трансграничного логистического потенциала Евразии, цифровизация и развитие отношений с другими интеграционными объединениями. На самом деле, вся работа идет в соответствии с базовым документом «Стратегия развития ЕАЭС до 2025 года», и там векторы и треки интеграционного взаимодействия указаны. За последние годы, направления несколько расширились, добавились здравоохранение, спорт, туризм и образовательное сотрудничество. Эффективность реализации стратегии можно будет увидеть в 2025 году, думаю, будут достигнуты положительные результаты. На данный момент председательствует Россия, ее приоритеты направлены в сторону укрепления технологического суверенитета стран-членов, электронного товарооборота, инвестиционного сотрудничества и роста взаимных капиталовложений, упрощения бюрократии, развития научных контактов и создания общего энергорынка. Внимание уделяется сотрудничеству с зарубежными странами. Ряд государств получили статус наблюдателей, к примеру Куба или Узбекистан. На Втором Евразийском экономическом форуме, состоявшемся 24 мая, было 2700 участников, представляющих около 50 государств, что является показателем заинтересованности в рынке ЕАЭС.

 

Какие, по вашему мнению, ключевые проблемы, стоящие перед экономической интеграцией стран-участниц?

 

- Ключевая проблема, которую обозначает Казахстан, это возникающие барьеры, которые периодически выставляют те или иные государства. Вроде как есть стремление двигаться к единому рынку без ограничений, но всё равно появляется то ветеринарный контроль, то санитарный, ограничивается экспорт тех или иных товаров за границу. Конечно, страны руководствуются национальными интересами, но такие вопросы необходимо согласовывать, для этого и существуют специальные интеграционные структуры. Следующая проблема заключается в том, что если в договоренности участвуют более 2-х сторон, то её заключение требует определённого временного потенциала. На данный момент в ЕАЭС 5 стран, им не всегда так просто договориться. Потому что все преследуют свои интересы. Например, Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы предусматривает продолжение тесного взаимодействия с государствами-участниками ЕАЭС в установленных Договором о Союзе сферах. Но при этом акцент делается на оптимизацию подходов к ведению переговорного процесса в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана.

 

Интеграция не буксует, просто многие инициативы растягиваются по времени. Второй момент, что из-за поиска компромиссных решений и процедур согласования нет уверенности в том, что всё намеченное будет реализовано к 2025 году в силу неожиданных причин, вроде пандемии и геополитической турбулентности. Другая сложность ЕАЭС в его недостаточно продвинутом имидже и информационных процессах, которые идут вокруг организации. Есть определенное фрондирование по поводу успешности её работы. Причем, такая организация, как СНГ, критики практически не имеет, ОДКБ начало ей подвергаться с недавних пор. А ЕАЭС недоброжелатели сразу встретили в штыки. Да и время начала его работы было не самое удачное в условиях мирового экономического кризиса. Показать и доказать пользу от интеграции не всегда удается, хотя имеется множество положительных моментов. Многие противники ЕАЭС говорят о необходимости выйти из организации, не задумываясь о последствиях для экономики. А на цифрах и фактах никто не может доказать, что это принесет больше пользы. Важно не замыкаться в себе и продолжать интеграцию, как в западном, так и в восточном направлениях.

 

 

Какие, на Ваш взгляд, ключевые ориентиры Казахстана в сотрудничестве со странами ЕАЭС?

 

- Членство Казахстана в этой интеграционной структуре позволяет лоббировать свои интересы и реализовывать экономические инициативы. И в условиях сложной геополитической ситуации, для Казахстана появляются преимущества, такие как возможности реэкспорта и увеличения экспортных поставок в условиях санкций через открытые таможенные границы с Россией. Помимо этого, не исключается и замещение казахстанскими товарами появившихся на российском рынке ниш, привлечение на казахстанский рынок иностранных компаний, покинувших Россию. Гражданская авиация Казахстана является более удобным маршрутом при перелетах из Европы в Азию. И несмотря на то, что существует некое информационное фрондирование в отношении перспективности для Казахстана в нынешних условиях участия в ЕАЭС, страна не собирается отказываться от членства в данной организации. Все возможные противоречия она пытается решить, и, самое главное – посредством открытого обсуждения проблем. Членство Казахстана в ЕАЭС позволяет через институты данной организации (ВЕЭС, ЕМПС, Совет и Коллегия ЕЭК) реализовывать собственные экономические инициативы. Так, казахстанской стороной в прошлом году была озвучена 131 инициатива, что является наиболее высоким показателем среди всех участников Союза.

 

Интеграция – это постоянно действующий процесс, в ходе которого реализуются национальные экономические интересы каждой страны-участницы, и чем больше будет положительных факторов, тем активней будут появляться новые инициативы. Касым-Жомарт Токаев дал понять, что неважно, сколько мы планируем подписывать интеграционных документов, важно выполнять то, что уже принято, чтобы избежать новых преград в интеграции. Привести все договоренности к общему знаменателю непросто. Как говорится, торговля - двигатель интеграции, а на базаре всегда два дурака – один продает, другой покупает. Поэтому для того, чтобы они договорились, нужны усилия и время.