В Самарканде прошел 22-й Саммит ШОС, который оказался достаточно результативным. Об этом говорит Самаркандская декларация, отдельные пункты которой привлекают к себе внимание, а также 44 подписанных документов, что является рекордом для подобного рода мероприятий. Об основных пунктах Самаркандской декларации и об отдельных документах, поговорили с политологом Замиром Каражановым.
«В Самаркандской декларации отмечается, что страны ШОС придерживаются линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению глобальных проблем. Заявление адресовано, прежде всего, западным странам, которые оказывают давление на Россию и Китай. Но в определенной степени это и желание Ташкента и других стран ШОС, чтобы организация сама не скатывалась до уровня блока. Проще говоря, ШОС должна находиться над развернувшейся в мире геополитической схваткой. Уникальность ШОС в её многообразии. Страны участницы представляют разные регионы Евразии, которые имеют свою специфичную политическую и экономическую повестку дня, представляют разные культуры и народы. Это и есть прообраз многополярного мира, о котором в последние десятилетия много и часто говорят. Но только на глобальном уровне реализация такого проекта сопровождается конфликтом и напряженностью, а на уровне ШОС обретает форму сотрудничества и взаимоуважения. Кстати, в Самаркандской декларации ШОС называется не иначе как «многосторонним объединением», - отметил политолог.
Он также отметил роль Центральной Азии в развитии пространства ШОС.
«Любопытный момент, в декларации Центральная Азия названа «ядром» ШОС. Это не вписывается в оценки большинства экспертов, которые зачастую «ядро» видят в России и Китае. Кроме того, специалисты ставят под сомнение субъектность Центральной Азии. Полагая, что регион не играет заметной роли как в Евразии, так и в окружающем мире. В то время как Самаркандская декларация, наоборот, в центр вселенной ШОС ставит Центральную Азию. Скорее всего такое положение связано с составом участников, большая часть которых государства данного региона. И второй момент - роль Центральной Азии в развитии пространства ШОС. Он географически находится между странами-участницами организации и призван играть роль связующего моста. По сути, речь идёт об особом геополитическом статусе в архитектуре ШОС», - считает эксперт.
Высказался политолог и о повышение эффективности ВТО.
«Что касается повышения эффективности ВТО, которая нашла свое отражение в Самаркандской декларации ШОС, то проблема решается за счёт реформ самой организации. За этим пунктом в документе прослеживаются интересы Китая, чья экономика зависит от экспорта и хорошо процветала в эпоху глобализации. Однако кризис 2008 года сильно подорвал принципы свободной торговли. Показательно, что в 2018 году, т.е. десять лет спустя, министры торговли стран ВТО на встрече в Оттаве констатировали рост протекционизма в мире. С этим явлением как раз сталкивается Китай сегодня. Целью ВТО на момент создания организации называлась борьба с протекционизмом в мире, т.е. реализация принципов свободной торговли. В общем и целом, ВТО справлялся со своей миссией. Однако США при президенте Д.Трампе стали использовать торговлю в качестве инструмента геополитической борьбы с Китаем. Примерно схожую функцию сегодня выполняют санкции западных стран в отношении России. Во-первых, чтобы мировая торговля развивалась, она не должна выступать инструментом политической борьбы. Богу богово, Кесарю кесарево. Во-вторых, для того, чтобы «перезагрузить» свободную торговлю, сперва необходимо восстановить доверие между странами. Отсюда ясно, что ВТО предстоит провести скрупулезная работу, которая потребует много времени. Всё что могут сделать страны ШОС – это придерживаться принципов свободной торговли между собой. Но как показывает ЕАЭС, члены которой одновременно являются участниками ШОС, избавится от барьеров и протекционизма сложная задача», - пояснил политолог.
Замир Каражанов также рассказал об основных документах, подписанных в рамках Саммита.
«Концепция государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров готовилась задолго до саммита ШОС в Самарканде. Поводом для подготовки Концепции стала пандемия COVID-19, которая оказала негативное влияние, как на транспортную отрасль, так и на товарооборот между странами. Однако, новое звучание Концепция приобрела после эскалации насилия на востоке Украины, когда остро стал ощущаться дефицит альтернативных маршрутов, связывающих разные страны Евразии и способные обеспечить стабильный грузопоток. Создание эффективных транспортных коридоров носит долгосрочный характер и в будущем позволит не только обеспечить рост товарооборота между странами, но и снизить возможные геополитические риски», - отметил Каражанов.
В заключение, политолог рассказал о «Дорожной карте» по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах государств-членов ШОС.
«С одной стороны, это попытка компенсировать недостатки мировой резервной валюты – доллара США. Активные дискуссии на эту тему велись после кризиса 2008 года. Собственно, они дали толчок переходу к национальным валютам во взаиморасчетах. Процесс уже начался. По крайней мере на двухстороннем уровне, между Россией и Китаем. Однако пока доля расчетов совершаемых в нацвалютах между ними составляет порядка 10%. Рост сдерживают объективные причины. Для увеличения доли нацвалют во взаиморасчетах требуется соответствующая развитая финансовая инфраструктура. Скорее всего, её предстоит создать в рамках ШОС», - заключил Замир Каражанов.