«СОЦИАЛЬНОЕ» ИЛИ «СЕРВИСНОЕ» ГОСУДАРСТВО? КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ КАЗАХСТАНА

Опубликовано: 09.04.2024

«СОЦИАЛЬНОЕ» ИЛИ «СЕРВИСНОЕ» ГОСУДАРСТВО? КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ КАЗАХСТАНА

«Социальное» или «сервисное» государство? Какие принципы государственного управления являются более предпочтительными для Казахстана.[1]

Ответ на вопрос, какой принцип государственного управления должен стать основой для стратегии развития Казахстана на долгосрочную перспективу, представляется актуальным для анализа, исходя из набора рисков и угроз для республики.

Перед Правительством стоит непростая задача, важно точно осуществить выбор набора управленческих действий, которые позволят экономике Казахстана развиваться поступательно и адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям, обеспечив последовательный рост уровня жизни граждан, на что постоянно указывает Глава Государства.

 

«Социальное государство» VS «сервисное государство».

Согласно Конституции РК, республика признает себя социальным государством, где управление построено так, чтобы население имело условия для реализации социально-экономических и культурных прав.

Логически взаимосвязанным с концептом "социального" можно считать понятие "сервисного государства", которое обеспечивает быстрое и бесперебойное движение управленческого сигнала по властной вертикали. Именно коммуникационная составляющая определяет взаимосвязь социального и сервисного государства. Только там, где есть эффективное администрирование систем государственного управления граждане будут чувствовать себя комфортно, получая все необходимые блага и гарантии. 

Вопрос того, видят ли казахстанцы в политике государства проявления социальной справедливости и сопоставление, как это соотносится с работой по повышению качества жизни стало предметом исследования "Оценка социальности государства и социального положения Казахстана в 2023 году" которое было проведено Казахстанским институтом общественного развития.

В рамках опроса общественного мнения от 30 до 38% респондентов в региональном разрезе указали, что Казахстан постепенно двигается в сторону справедливого социального государства. Порядка 35% участников опроса высказали обратную точку зрения, утверждая, что социальные нормы и гарантии в Казахстане недостаточны. Примерно 18% опрошенных уверенно заявляют, что в Казахстане созданы все условия для улучшения благосостояния людей и их развития. При этом каждый десятый респондент затруднялся определить уровень социальности государства.

Налицо разброс мнений, общество в Казахстане в настоящее время не имеет единого мнения по поводу понимания того, как должна развиваться республика. И это очень точно солидаризируется с тем, что в политике государственного управления есть острый дефицит долгосрочного планирования, направленного на выстраивание стратегии достижения целей.

 

Поиски модели экономического развития.

Важно понимать, экономическому механизму свойственна цикличность, и при любой системе управления будут как взлеты, так и падения. Невозможно развиваться исключительно по восходящей линии. Начало третьего десятилетия ХХI века дало глобальным экономическим системам колоссальный вызов, ответив на который, страны смогут вернуться на траекторию долгосрочного роста. 

А то, что у Казахстана есть перспективы преодолеть эту глобальную турбулентность, говорит факт того, что в начале февраля 2024 года республика была названа авторитетным научно-аналитическим центром Германии "Фонд науки и политики" (SWP) в числе "средних держав мира".

Однако есть ряд проблем, связанных с внутренними проблемами. Решить их можно только в стратегическом ключе, без резких рывков и постоянных смен курса. Это:

  • потеря контроля над бюджетом, ситуация с ОСМС, ГФСС и др. с лавинообразным ростом затрат показывает, как слабо контролируется расходная часть бюджета;
  • экономическая несправедливость, общая нагрузка при платежах в тот же ОСМС распределяется в Казахстане несправедливо, «богатые», если рассматривать в процентах от дохода, платят гораздо меньше, чем обычные граждане;
  • общая нагрузка на фонды оплаты труда, достигающая по ряду отраслей до 70 видов различных платежей, налогов, пошлин и прочих обременений. До сих пор не завершена работа по Налоговому кодексу, которая была дана в качестве поручения Правительству по итогам январских событий;
  • отсутствует единая «цифровая карта» физического и юридического лица, администрирование налогов выполняется частично в ручном режиме.

В промежутке 2011-2022 год Казахстан по данным Всемирного банка показал отрицательный экономический рост в минус 13%. Проблема состоит отчасти в том, что себя исчерпала модель «Старого Казахстана», но пока никто не смог предложить реально работающей системной модели экономики нового типа.

Проблемой в текущей системе координат стал вопрос финансирования. С момента обретения Независимости в Казахстане было создано достаточное количество институтов «помощи развитию». Но должного эффекта это не оказало. Решение нужно искать в поиске новой инновационной методологии управления. Работа многих структур в Казахстане до сих пор строится по «консервативному» принципу, двигаясь за ситуационными решениями и сию минутой выгодой.

Далее на примере ряда кейсов будет показано, как изменение методологии управленческого подхода позволит без крупных финансовых затрат решить серьезную проблему.

Сельское хозяйство. Необходим переход на более совершенную экономическую модель. Пора учиться быстро адаптироваться к изменениям. Один из факторов, который сдерживает отечественную экономику это стоимость ресурсов. В случае с сельским хозяйством вполне очевидным видится необходимость субсидий, дешевых и долгих кредитов. С учетом того, что пшеница является одним из основных экспортных продуктов Казахстана, понятно, что цены на комбайны становятся стратегически важной составляющей успешного экспорта. За последние 7-10 лет стоимость комбайнов выросла в три-четыре раза. Реальная картина такова, что субсидии покрывают 25% стоимости, цена выросла в 4 раза, подскочил курс доллара. Есть резонный вопрос о цели таких субсидий? Правительство в силу известных обстоятельств решило, что посредством введения утиль сбора можно развить собственное производство, но итогом данного действия стал рост стоимости машин не только в сельхоз. сегменте, а во всей линейке, причем в разы.

Вывод очевиден, необходима «остановка» в виде моратория откат на уровень 2010 года. Это создаст условия для того, чтобы в Казахстан зашла дешевая сельхозтехника. Это станет мощным драйвером для сельского хозяйства. Снижение таможенных пошлин, отмена утиль сбора создаст в первые три-четыре квартала от 500 до 600 тысяч рабочих мест. Для Казахстана это очень важно.

Совершенствование финансовой модели развития. Открытые данных Министерства юстиции по арестованным счетам физических лиц по состоянию на 1 января 2024 года дают цифру в 38,5 миллиона единиц. По тем данным, которые публикует фонд гарантирования вкладов, счетов физических лиц в республике примерно 145-148 миллионов. За последние 5 лет показатель доли счетов физических лиц, которые были арестованы, вырос с цифры 4,7% до 26 %. Это один из индикаторов состояния доходов граждан.

В противоречие с этим входят данные национального плана развития, который сообщает о низкой налоговой нагрузке, предлагая поднять собираемость с текущих сейчас 11% до 22%, сравнивая ситуацию с другими странами, где такой показатель выше. Теоретически все верно, но, как показывают расчеты, коэффициент Энгеля (удельный вес расходов населения на продукты питания в общих потребительских расходах) в ряде регионов Казахстана близок к уровню африканских стран. Если резко взяться на повышение налоговой нагрузки, то есть риск социальных недовольств, естественно, что никто этого не хочет. Порядок реформ налоговой сферы стоит выстраивать в связке с выявленными рисками.

Производственная структура. В Казахстане ситуация такова: чем предприниматель меньше, тем он больше льгот получает. Эта тупиковая модель роста. Мелкие предприятия на инновации не способны, крупные могут «двигаться» без поддержки самостоятельно. Среднего уровня предприниматель – это потенциально источник креатива и инноваций, который и обеспечивает движение в экономике. А так как в Казахстане они отсутствуют как класс, вот она, проблема развития.

На пути к «человекоцентричной модели» управления.

Практически единственным вариантом управленческого действия в Казахстане является практика принятия решения «по фактору произошедшего» и внешнему диктату среды. Рост экономики, которого в Казахстане сегодня нет, как показывает мировой опыт, завязан на инновациях и платежеспособном спросе. Весь финансовый сектор, так или иначе завязан на науке.

Казахстану нужен новый концепт роста. Выход видится в решении проблемы «последней мили», что обеспечит доставку государственных услуг, информации или ресурсов до граждан и предприятий. Причем потенциал у Казахстана есть, и связан он с высоким уровнем развития цифровизации. По ситуации на 2022 год по уровню электронного участия граждан страна заняла 15-е место в мире, по развитию e-Government — 28-е место среди 193 стран, входящих в мониторинг ООН. Это самый высокий показатель среди стран СНГ и ЦА. Кроме того, РК заметно обгоняет такие развитые страны, как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие.

Используя технологии «интернета вещей» (IoT), такие, как автоматизированные системы управления освещением возможно получить контроль над расходами ресурсов, соответственно тарифами, рост которых вызывает социальную напряженность.

Из-за засухи в 2023 году в четырех регионах страны было уничтожено 170 тысяч гектаров посевных площадей, и только 46% посевных площадей зерновых культур других четырех районов находятся в хорошем состоянии. Причина тому — неправильное распределение имеющихся водных ресурсов. При внедрении технологии «интернета вещей» есть все основания научится администрировать данные риски. Это достаточно успешно делается в Израиле.

Администрирование таких процессов может быть автоматизировано, в том числе с помощью запущенной еще в 2018 году платформы «Qoldau». Уже сейчас «Qoldau» предлагает 20 сервисов.

Именно вопрос «последней мили» и есть тот самый методологический переход на человекоцентричную модель управления. Интеллектуальный потенциал управленцев в текущих условиях не используется, ибо отсутствует взаимосвязь между потребностями госоргана и научными изысканиями.

Государственные служащие, как показывают многочисленные исследования отечественных ученых, до 90% рабочего времени тратят на выполнение оперативных поручений. Им некогда заниматься креативом, использовать стратегический подход. Это наглядно видно в том, что ситуативность и решения «по факту» — это базовый набор инструментов в администрировании процессов государственного управления сейчас.

Активное внедрение инновационных технологий в систему государственного управления нужно для того, чтобы освободить государственных служащих от «операционки» и высвободить их возможности для принятия креативных решений, которые сегодня необходимы Казахстану.

Креативное государственное управления и прогресс.

Креативное государственное управление отличается от традиционных методов администрирования тем, что активно использует инновационные подходы, гибкие методы и современные технологии для решения сложных задач общественного развития.

Вот тот набор принципов и практик, которые должны стать частью креативного государственного управления в «Справедливом Казахстане».

Открытость и прозрачность способствует доверию со стороны граждан и повышает их участие в принятии решений. Система государственного управления должна стать транспарантной, открытой для общественности, предоставлять информацию о принимаемых решениях, процессах и финансах.

Участие граждан и сотрудничество для создания более эффективных и легитимных политик через включение в процесс принятия решений посредством общественных обсуждений, консультации и партнерство с неправительственными организациями.

Использование данных и аналитики. Основанный на данных подход к принятию решений помогает государственным органам понять проблемы более глубоко, выявить тренды и определить эффективные стратегии реагирования.

Целеориентированность и измерение результатов. Управление должно быть ориентировано на достижение конкретных целей и показателей, а также постоянно оценивать эффективность своих действий.

Системный подход. Понимание того, что проблемы обычно связаны между собой, требует системного мышления и решения задачи в комплексе, а не изолированно.

Использование технологий. Применение современных технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей и др., может значительно улучшить эффективность государственного управления.

Стимулирование инноваций внутри государственных органов. Поддержка и поощрение инициативных сотрудников, способных предлагать новые идеи и методы работы, может привести к появлению новых эффективных практик в государственном управлении.

Все эти практики позволят последовательно работать над внедрением в управление моделей «человекоцентричного» управления. Это необходимо для поиска путей выхода из системного дисбаланса. «Человекоцентричное управление» в такой системе координат станет столь нужным «эффективным государственным управлением». И эффективность тут состоит в правильном применении управленческого действия. Настроить вектор можно только при точной оценке роли целеполагания, когда каждый экономический агент понимает в каком направлении двигается. Именно на уровне целеполагания вызовы становятся неотделимы от генерации смыслов. Сегодня как экспертный, так и политический дискурс в Казахстане ограничен гранью обыденного. Все это выводит на вопрос «человекоцентричности» экономической модели, общество сплачивают горизонтальные экономические связи наряду с культурными и духовными скрепами.

Таким образом, становится понятным, что без серьезной работы по совершенствованию методологии оценки эффективности систем управления будет достаточно сложно провести точную настройку бизнес-процессов для получения ощутимого результата, который могут почувствовать все граждане.


[1] Подготовлено по итогам экспертного обсуждения «Без права на ошибку: реализация концепции «Справедливого Казахстана» проведенного ЦАИ «Евразийский мониторинг» 28 февраля 2024 года