В условиях пандемии необходимо преодолеть риски дезинтеграции образовательных связей на пространстве ЕАЭС

К такому выводу пришли участники заседания экспертного клуба «Евразийский перекресток» по теме «Перспективы образовательной миграции и дистанционных форм обучения на евразийском пространстве в контексте новых вызовов и угроз», которое 24 апреля 2020 г. в формате видеоконференции связало представителей ведущих университетов Оренбурга (Россия) с коллегами в Нур-Султане и Уральске (Казахстан).

В условиях пандемии необходимо преодолеть риски дезинтеграции образовательных связей на пространстве ЕАЭС

К такому выводу пришли участники заседания экспертного клуба «Евразийский перекресток» по теме «Перспективы образовательной миграции и дистанционных форм обучения на евразийском пространстве в контексте новых вызовов и угроз», которое 24 апреля 2020 г. в формате видеоконференции связало представителей ведущих университетов Оренбурга (Россия) с коллегами в Нур-Султане и Уральске (Казахстан).

Организаторами этой международной площадки выступили НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ и АНО «Содружество народов Евразии».

Открывая ее работу, председатель АНО Веналий Амелин отметил, что в последние годы во всем мире неуклонно растет интерес к получению высшего образования за рубежом. За последние 10 лет число иностранных граждан, обучающихся в России, увеличилось в 2 раза и в 2019 г. достигло 327,6 тыс. человек (около 6 % всех иностранных студентов в мире). Благодаря этому Россия поднялась на 8-е место в списке стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов после США, Великобритании, Австралии, Китая, Канады, Германии и Франции. Вместе с тем, Правительством РФ поставлена еще более амбициозная задача нарастить численность иностранных студентов в российских учреждениях профессионального образования к 2025 г. до 710 тыс. человек. На пути к достижению этой цели важными конкурентными преимуществами российской системы образования являются ее высокий авторитет и качество, многолетняя общая история и исходная близость с образовательными системами постсоветских государств, наработанные тесные связи между их учебными и научными заведениями, практика взаимного признания дипломов, упрощенный порядок въезда и пребывания в странах СНГ, сохранение в них русского языка как средства межнационального общения. Все это, безусловно, облегчает процессы привлечения, адаптации, обучения иностранных студентов из постсоветских государств в России, их последующее трудоустройство и карьеру на Родине. Не случайно, на долю стран СНГ приходится 54 % всех иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. При этом их основной контингент традиционно прибывает из стран постсоветской Центральной Азии с тенденцией к постоянному росту. Однако в международной конкуренции за иностранных абитуриентов российские вузы сталкиваются с рядом вызовов: растущего расхождения, по мере самостоятельного развития, образовательных систем на пространстве СНГ; постепенного падения у молодежи из Центральной Азии уровня владения русским языком, утратившим официальный статус в ряде стран региона (за исключением Казахстана и Кыргызстана); перехода национальных языков на латиницу (в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане), затрудняющего усвоение русского языка обучения, и др.

Директор Департамента качества и стратегического развития Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова Олег Юров (г. Уральск, Казахстан) полагает, что растущая дезинтеграция образовательных систем на евразийском пространстве противоречит основополагающим принципам, на которых в то же время выстраивается ЕАЭС как экономическое объединение. И прежде всего, разновекторная направленность развития образования идет вразрез с заявленными союзом целями формирования единых рынков услуг (в том числе образовательных) и труда (в плане общего набора компетенций и квалификаций). Казалось бы, и в Казахстане, и в России оно основывается на общих посылах, заложенных Болонской декларацией как раз в целях сближения и гармонизации национальных образовательных систем с европейской. Но на самом деле по ходу реализации этого процесса между Россией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС накапливается все больше различий, в частности, в плане становления и развития 3-уровневой системы образования, внедрения системы академических кредитов, европейского приложения к дипломам, создания единого исследовательского пространства, единых оценок и многих других вещей. Создание нормативно-правовой базы регулирования образования идет в каждой стране абсолютно независимо, автономно и без какой-либо координации друг с другом. Это касается, в частности, классификаторов образовательных программ, независимой оценки результатов обучения и качества образования в сфере аккредитации и рейтингов. До сих пор нет и общего евразийского рейтинга образовательных программ, хотя еще несколько лет назад такое предложение выдвигалось ректором МГУ. Наконец, различия очень существенны и в содержании образования, особенно гуманитарных и общественно-политических дисциплин (истории, педагогики, психологии и др.), формирующих систему ценностей. Едва ли не единственным шагом к сближению образовательных систем стран ЕАЭС стало решение о взаимном признании их дипломов об образовании, ученых званиях и степенях, но из него также остаются некоторые изъятия. По мнению эксперта, в условиях сохраняющихся различий наиболее перспективной формой международного сотрудничества Казахстана и России в сфере образования могут стать совместные программы подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров с выдачей двойных дипломов. Но, к сожалению, в казахстанско-российских отношениях и это направление пока не стало целенаправленной линией двух государств, сферой объединения их усилий, а развивается на уровне личных договоренностей руководителей учебных заведений, эксклюзивных решений. Олег Винальевич считает, что организация совместной учебной деятельности позволит уйти от трендов образовательной миграции, которые негативно воспринимаются в Казахстане в качестве «утечки мозгов».

Причины выбора российских вузов абитуриентами из Казахстана подробно рассмотрел в своем выступлении директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев (г. Нур-Султан, Республика Казахстан). На заседании экспертного клуба он представил результаты опроса около 500 казахстанских студентов в РФ, проведенного его организацией совместно с Информационно-аналитическим центром МГУ в октябре – ноябре 2019 г. Исследование показало, что эти казахстанцы отдали предпочтение российскому образованию из-за его более высокого качества (14 %), возможности легче получить бюджетное место (14 %), удобства обучения на русском языке (11 %), шансов выгодно трудоустроиться с ним в международные компании (11 %) или по возвращении на Родину (10 %). При этом 60 % опрошенных по завершении обучения, получении научной степени или опыта работы планируют вернуться в Казахстан, лишь 22 % решили остаться в России и 18 % намерены перебраться в третью страну. Руководитель информационно-аналитического центра полагает, что этот отток можно уменьшить не только за счет развития программ двойных дипломов, но и более широкого открытия в Казахстане филиалов российских вузов, совместной образовательной деятельности на основе единых стандартов.

Проанализировав существующую нормативно-правовую базу ЕАЭС, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского филиала Московского государственного юридического университета Елена Васякина констатировала, что пока таких общих подходов к регулированию образования и связанной с ней миграцией нет. Опосредованно к ним можно отнести лишь отдельные статьи договора о ЕАЭС и точечные акты, устанавливающие гарантии безвизового режима, взаимного признания дипломов, социального обеспечения и права на получение образования детьми мигрантов. Однако интересы формирования единых рынков услуг и труда объективно стимулируют и будут дальше подталкивать страны-участницы ЕАЭС к регламентации и связанной с ними сферы профессионального образования, принятию в этой области рамочных, универсальных актов.

Руководитель Социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова (г. Оренбург, Россия) подчеркнула, что дополнительным барьером на пути гармонизации и сближения образовательных систем стало распространение новой коронавирусной инфекции. Оно привело к закрытию границ и поставило под вопрос проведение приемной кампании в вузы, подстегнуло изоляционистские настроения, обострило конкуренцию за абитуриентов. Вместе с тем, российский политолог считает, что именно чрезвычайные условия пандемии могут послужить стимулом к решительным действиям, преодолению многолетних, застарелых проблем в сфере образования и международных аспектов его развития.

С ней солидарна директор Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко (г. Саратов, Россия), оставшаяся н период карантина преподавать в столице Казахстана, г. Нур-Султане в качестве приглашенного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Она отметила, что работа в чрезвычайной ситуации ярко проявила как существующие возможности, так и недостатки образовательных систем. И, прежде всего, после долгих разговоров о необходимости цифровизации послужила мощным стимулом для внедрения в практику новых технологий дистанционного обучения, онлайн-курсов, видеоконференций и др. При этом не все оказались готовы к эффективной работе в интерактивных форматах, со специальными платформами, что обозначило проблемы повышения качества преподавания, уровня подготовки и компетенций педагогических кадров, но в то же время и мотивации студентов к самостоятельному освоению учебных материалов.

В приграничной Оренбургской области РФ с традиционно большим числом иностранных студентов из Казахстана вузы успешно адаптировались к работе в новых условиях.

Еще до объявления режима самоизоляции и закрытия границ во всех местных университетах были заблаговременно проведены организационные собрания с иностранными учащимися, которым настоятельно порекомендовали вернуться на Родину, чтобы воссоединиться со своими семьями. И хотя многие выражали желание остаться в Оренбуржье на период эпидемии, большинство студентов из ближнего зарубежья все-таки последовали этому благоразумному совету. Например, как сообщила начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова, из 312 иностранных студентов этого вуза в регионе остался всего 21. Причем в основном это учащиеся, имеющие в Оренбуржье работу или уже создавшие здесь молодые семьи. Состояние здоровья оставшихся ежедневно проверяют в общежитиях врачи студенческих поликлиник, включая измерение температуры, проводится необходимая санобработка помещений.

С наибольшей нагрузкой столкнулся лидирующий в регионе по числу иностранных студентов медицинский университет, где из 3 273 таких учащихся 962 человека составляют представители Индии, не смогшие в короткие сроки выехать к себе домой. Но и здесь не возникло серьезных сложностей, в том числе с переводом отбывших и оставшихся на дистанционные формы обучения. Как поведал декан факультета иностранных студентов Оренбургского государственного медицинского университета Антон Мирончев, в вузе уже 10 лет успешно используется платформа удаленного обучения собственной разработки, которая позволяет рассылать задания, учебные и методические материалы с мультимедийной составляющей, проводить тестирования. Поэтому от ограниченного применения с началом пандемии вуз комфортно и безболезненно перешел полностью на дистанционные занятия. Эта оренбургская разработка вызвала особый интерес коллег из Казахстана. В практике вуза широко применяются и хорошо зарекомендовавшие себя международные платформы Zoom (для лекций, семинаров, зачетов), TrueConf (для ректоратов и ученых советов), Discord и др.

Наконец, в условиях самоизоляции вузы не прерывают и чрезвычайно важной для адаптации иностранных студентов социально-воспитательной работы. Курирующий это направление проректор Оренбургского государственного университета Сергей Семенов рассказал, что для поддержания связей учащихся со своей альма-матер и студенческим братством запущены многочисленные конкурсы, хакатоны (форумы для совместного решения задач), челленджи (эстафеты видеороликов с вызовом на повтор задания) и даже традиционный «Вальс победы» онлайн, в рамках которого к общему празднику 9 Мая уже поступили видеозаписи из Казахстана.

Все это позволяет надеяться на сохранение в новых дистанционных форматах и быстрое восстановление нормального учебного процесса, наработанных связей стран СНГ в сфере образования и науки, их взаимовыгодного сотрудничества и общего гуманитарного пространства по мере выправления ситуации в мире.

В заключение модератор площадки, эксперт АНО «Содружество народов Евразии» Денис Денисов проинформировал коллег в России и за рубежом, что в онлайн-режиме будет продолжен и международный научный обмен. В частности, на 22 мая 2020 г. запланировано проведение новой видеоконференции «Историческая память как основа укрепления гуманитарного сотрудничества на евразийском пространстве (к 75-летию Великой Победы)», которая объединит вузы России, Казахстана и Таджикистана.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *