Среди целей устойчивого развития ООН на втором месте из семнадцати фигурирует вопрос о устранении голода, обеспечении продовольственной безопасности, улучшении питания и поддержке устойчивого развития сельского хозяйства. Это наглядно демонстрирует значимость продовольственной безопасности в глобальном контексте. Продовольственная безопасность зависит от сложной система взаимодействия различных участников, включая государственные учреждения, агропроизводителей, дистрибьюторов, розничные сети, научные и исследовательские организации, неправительственные организации и потребителей.
По официальным данным ООН, около 10% мирового населения страдает от недостатка продовольствия. Большинство из них проживает в Азии (381 миллион человек), а более 250 миллионов голодают в Африке, где количество голодающих растет быстрее, чем в любом другом регионе мира. Помимо "золотого миллиарда" на Западе, на территории глобального Юга живет "голодный миллиард".
В 2022-2023 годах произошел один из крупнейших кризисов в области продовольственной безопасности. Это было вызвано рядом локальных и международных конфликтов, экономических потрясений, последствиями пандемии COVID-19, глобальным потеплением, стихийными бедствиями и увеличением цен на удобрения. В результате численность людей, живущих за чертой бедности по всему миру, выросла на 71,5 миллиона человек, а количество голодающих увеличилось на 47 миллионов. Индекс цен на продовольствие с мая 2021 года по май 2022 года вырос на 23% и достиг 143,7 балла.
Все это делает цель достижения "нулевого голода" к 2030 году недостижимой. Более того, прогнозируется увеличение числа голодающих к 2030 году до 840 миллионов человек.
Центральная Азия подвержена рискам продовольственной инфляции, что отражается на ситуации с обеспечением продовольственной безопасности. Нормативно-правовая база обеспечения продовольственной безопасности прописана в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане в отдельных законах. В Казахстане и Узбекистане концепции продовольственной безопасности интегрированы в национальные программы безопасности или документы по развитию сельского хозяйства и сельских районов.
В регионе ведется работа по снижению рисков продовольственной безопасности. Факт того, что голод напрямую не угрожает республикам не снимает важности организации системного управления в области продовольственной безопасности. Согласно данным ФАО, если менее 5% населения страдает от недоедания в стране, то голод можно считать отсутствующим. Состояние продовольственной безопасности оценивается Глобальным индексом, который за период с 2019 по 2022 год улучшился в Казахстане, поднявшись с 48 на 32 место, а в Таджикистане достиг 75-го места. Узбекистан, наоборот, ухудшил свои показатели по сравнению с 2019 годом, сдвинувшись на 73-ю позицию. Кыргызстан и Туркменистан отсутствуют в данном рейтинге.
Отсутствие пищи — это причина для социальных потрясений. Более того, недоступность продуктов питания может быть причиной нежелательной миграции. Большое количество людей, не получающих достаточно калорий и качественной пищи в современном глобализированном мире, где преобладают информационные технологии и Интернет, остается реальностью, которая становится всё более несовместимой с целями мирового развития.
Важно осознать, что даже в современном высокотехнологичном, городском обществе сельское хозяйство остаётся основным сектором занятости, обеспечивая средства к существованию для 40% населения мира. Казахстан не является исключением, доля сельского хозяйства в ВВП в конце 80-х годов ХХ века у нас достигала 35%. В 2022 году ВВП страны составил 103 трлн. тенге, при этом вклад сельского хозяйства в национальную экономику составил 5,2%. По этим показателям Казахстан сравним с Азербайджаном (5,1%), Болгарией (5%), Латвией (5,8%), Румынией (4,9%), Литвой (4,4%) и Исландией (4,5%).
Северо-Казахстанская область может быть уверено отнесена к флагманам по развитию АПК в нашей стране. АПК является одним из важных секторов, экономики области, он обеспечивает около четверти общего регионального ВВП. Ежегодно аграрии СКО собирают около 20% урожая зерновых в республике. Еще в 2016-м году в регионе реализован проект маслоэкстракционного завода. Далеко за пределами СКО известна продукция фирмы Зенченко.
Ключевым аспектом оценки уровня продовольственной безопасности в стране является анализ стоимости, структуры и состава потребительской корзины. Определение стоимости этой корзины в Казахстане осуществляется на основе величины прожиточного минимума, который на данный момент составляет 45 887 тенге. Однако, следует отметить, что данная оценка представляет собой средневзвешенную цену, а реальная стоимость товаров может значительно отличаться от расчётов. Потребительская корзина включает в себя 43 наименования продуктов, однако её состав основан на заниженных стандартах, что подрывает доверие к социальной политике.
При этом факторы обеспечения продовольственной безопасности состоят:
в создании необходимых условий для насыщения внутреннего рынка;
системном мониторинге состояния продовольственной безопасности в отношении внутренних ресурсов продовольствия;
обеспечении безопасности пищевой продукции;
взаимодействии центральных и местных исполнительных и представительных органов с субъектами агропромышленного комплекса.
При этом проблемы в текущей момент состоят в:
в отсутствии связи между стратегическими и региональными системами управления;
недостаточном уровне информационного обмена между населением, бизнесом, государственными органами и их вовлеченностью в процесс принятия решений;
недостаточной квалификации государственных чиновников.
Для решения проблемы укрепления продовольственной безопасности необходимо модернизировать управленческие подходы. Внедрение концепции принятия решений на основе данных может принести новый уровень анализа и оптимизации в эту область, позволяя найти новые пути для управления и оптимизации продовольственной системы региона.
В Казахстане существует сложная организационная структура обеспечения продовольственной безопасности, включающая ряд министерств, негосударственные и межгосударственные организации. Однако отсутствует координирующий орган, что приводит к дублированию функций и усложняет управление процессами обеспечения продовольственной безопасности. Создание единого центра по продовольственной безопасности, объединяющего различные аспекты этой проблемы, может улучшить эффективность действий в этой области.
Обеспечение продовольственной безопасности возможно через развитие всех секторов агропромышленного комплекса, повышение их инновационности и конкурентоспособности. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни и доходов населения, а также становится базой для общей безопасности и стабильности общества.
Владимир Витченко