Процесс распада СССР положил начало к стремлению государств постсоветского пространства к интеграции в мировую экономику. Таким способом страны хотели обозначить свое место в международном разделении труда. Так называемая глобализация стала своего рода трендом и показателем становления и развития демократического государства. Одним из международных объединений является Всемирная торговая организация (ВТО), в рамках которой на первый взгляд существуют единые рыночные правила, порядки и стандарты, ее члены пользуются равными правами и обязанностями.
Узбекистан, участвуя в процессе глобализации, тоже стремился стать частью мировой экономики. В 1994 году республика получила генеральное соглашение ГАТТ, а затем и статус наблюдателя в ВТО, который означал, что государство присутствует на всех мероприятиях и заседаниях, получает информацию, но не имеет право голоса. Страна в последующем участвовала в трех встречах Рабочей группы по вступлению Узбекистана в организацию, но этот процесс был остановлен в октябре 2005 года после трагических событий в Андижане и возобновлен в 2013 году.
Представители Европейского союза (ЕС), да и не только, не раз заявляли о принципиальной готовности оказать содействие республике в вопросе вступления в ВТО. Так, в июле 2013 года США предлагали Узбекистану техническую помощь. Тогда же в СМИ сообщалось, что правительство республики поручило Министерству внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли проработать вопрос о предоставлении Комиссией ЕС в 2013-2015 гг. безвозмездного технического содействия в размере 1 млн долл. на реализацию проекта «Содействие процессу вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию». В его рамках предусматривалось изучение опыта других стран, имеющих схожие с Узбекистаном экономические условия, по смягчению отрицательных последствий членства в организации; содействие в приведении национального законодательства в соответствие с правилами ВТО и получению поддержки ключевых стран-членов в рамках двусторонних и многосторонних переговоров. Но, исходя из информации в средствах массовой информации, грантовый проект так и не был утвержден. К тому же в течение нескольких лет Посол Делегации Европейского союза в Узбекистане Юрий Штерк делает посылы в адрес республики о готовности ЕС оказывать экспертное содействие относительно вступления во Всемирную торговую организацию в рамках двухстороннего Совета по вопросам торгово-экономического сотрудничества и инвестиций.
На днях ЕС снова напомнил о себе, рекомендовав Узбекистану рассмотреть вопрос об ускорении вступления во Всемирную торговую организацию. Со слов Посла Делегации Европейского союза в Узбекистане Юрия Штерка, все зависит от наличия достаточной политической воли у узбекских партнеров. Таким образом чиновник ЕС дал понять, что дальнейшие действия зависят только от официальных властей республики. Понятно, что у Ташкента имеются серьезные опасения, связанные с большими рисками для национальной экономики, но, оказывается, Евросоюз все еще готов предоставить содействие по экспертной оценке. Следует подчеркнуть, что, судя по опыту других государств, европейские эксперты склонны в своих аналитических докладах зачастую минимизировать риски для стран, готовых вступить в Союз. Ввиду этого узбекским властям лучше самим оценить, какие именно сектора экономики в первое время при вступлении в ВТО окажутся уязвимыми и менее конкурентоспособными, дабы избежать возможных неблагоприятных экономических и социальных последствий. Учитывая заявленный со стороны Узбекистана только декларированный интерес в перспективе стать членом Всемирной торговой организации, такой анализ давным-давно проведен. На данный момент переговоры по вступлению в организацию не ведутся, что говорит о том, что Ташкент может быть и потерял свой былой интерес к ЕС после определения наиболее чувствительных при вступлении в организацию секторов экономики. Для укрепления всех слабых звеньев нужно немало времени, так как привести все в соответствие с международными стандартами не так-то просто. Притом заявление Европейского Союза о том, что для республики такой шаг может изменить многое как во внешней, так и во внутренней политике, можно считать неоднозначным. Произойдет ли вообще улучшение бизнес-климата в стране, сказать пока сложно. Более убедительным, раскрывающим интерес ЕС к республике, является тезис о привлечении иностранных инвесторов, заинтересованных в ресурсах государства.
Между прочим, по итогам 2015 года Генеральный директорат по торговле Европейской комиссии пока не опубликовал данных, но имеются сведения за 2014 год. ЕС экспортировал в Узбекистан товары и услуги на сумму 1.6 миллиардов евро, импортировав взамен узбекских товаров и услуг общей стоимостью 233 миллиона евро. Это означает, что Евросоюз больше заинтересован в Узбекистане как рынке сбыта, а членство в организации еще облегчит этот процесс. Кроме того, Европейский Союз, судя по заявлению того же Юрия Штерка, на данный момент доволен уровнем сотрудничества с республикой: «В целом, торгово-экономические отношения Евросоюза и Узбекистана имеют неплохие показатели, однако, есть еще и огромный неиспользованный потенциал. С целью его реализации стороны в настоящее время находятся на стадии процесса переговоров по Совету по торговле и инвестициям «ЕС-Узбекистан». Это уже несколько раз обсуждалось на уровне министров, и я уверен, что мы сможем окончательно решить этот вопрос в первом полугодии текущего года».
Почему-то Ташкент на данный момент избегает любых попыток втянуть его в какое-либо интеграционное объединение. Однако еще в конце декабря 2013 г. президент Ислам Каримов подписал Закон «О ратификации Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан», который предусматривает освобождение от импортных пошлин при осуществлении торговых операций между странами Таможенного союза и Узбекистаном. В случае вступления республики в ВТО преференции в отношении Ташкента действовать не будут. Евразийские интеграционные процессы способствуют тому, что происходит обмен рабочей силой, идут денежные переводы, которые помогают развиваться экономикам стран-получателей. Нужно учитывать, что финансовые потоки из России, осуществляемые узбекскими мигрантами (около двух млн человек) играют существенную роль для экономики республики.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство».
Узбекистан, участвуя в процессе глобализации, тоже стремился стать частью мировой экономики. В 1994 году республика получила генеральное соглашение ГАТТ, а затем и статус наблюдателя в ВТО, который означал, что государство присутствует на всех мероприятиях и заседаниях, получает информацию, но не имеет право голоса. Страна в последующем участвовала в трех встречах Рабочей группы по вступлению Узбекистана в организацию, но этот процесс был остановлен в октябре 2005 года после трагических событий в Андижане и возобновлен в 2013 году.
Представители Европейского союза (ЕС), да и не только, не раз заявляли о принципиальной готовности оказать содействие республике в вопросе вступления в ВТО. Так, в июле 2013 года США предлагали Узбекистану техническую помощь. Тогда же в СМИ сообщалось, что правительство республики поручило Министерству внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли проработать вопрос о предоставлении Комиссией ЕС в 2013-2015 гг. безвозмездного технического содействия в размере 1 млн долл. на реализацию проекта «Содействие процессу вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию». В его рамках предусматривалось изучение опыта других стран, имеющих схожие с Узбекистаном экономические условия, по смягчению отрицательных последствий членства в организации; содействие в приведении национального законодательства в соответствие с правилами ВТО и получению поддержки ключевых стран-членов в рамках двусторонних и многосторонних переговоров. Но, исходя из информации в средствах массовой информации, грантовый проект так и не был утвержден. К тому же в течение нескольких лет Посол Делегации Европейского союза в Узбекистане Юрий Штерк делает посылы в адрес республики о готовности ЕС оказывать экспертное содействие относительно вступления во Всемирную торговую организацию в рамках двухстороннего Совета по вопросам торгово-экономического сотрудничества и инвестиций.
На днях ЕС снова напомнил о себе, рекомендовав Узбекистану рассмотреть вопрос об ускорении вступления во Всемирную торговую организацию. Со слов Посла Делегации Европейского союза в Узбекистане Юрия Штерка, все зависит от наличия достаточной политической воли у узбекских партнеров. Таким образом чиновник ЕС дал понять, что дальнейшие действия зависят только от официальных властей республики. Понятно, что у Ташкента имеются серьезные опасения, связанные с большими рисками для национальной экономики, но, оказывается, Евросоюз все еще готов предоставить содействие по экспертной оценке. Следует подчеркнуть, что, судя по опыту других государств, европейские эксперты склонны в своих аналитических докладах зачастую минимизировать риски для стран, готовых вступить в Союз. Ввиду этого узбекским властям лучше самим оценить, какие именно сектора экономики в первое время при вступлении в ВТО окажутся уязвимыми и менее конкурентоспособными, дабы избежать возможных неблагоприятных экономических и социальных последствий. Учитывая заявленный со стороны Узбекистана только декларированный интерес в перспективе стать членом Всемирной торговой организации, такой анализ давным-давно проведен. На данный момент переговоры по вступлению в организацию не ведутся, что говорит о том, что Ташкент может быть и потерял свой былой интерес к ЕС после определения наиболее чувствительных при вступлении в организацию секторов экономики. Для укрепления всех слабых звеньев нужно немало времени, так как привести все в соответствие с международными стандартами не так-то просто. Притом заявление Европейского Союза о том, что для республики такой шаг может изменить многое как во внешней, так и во внутренней политике, можно считать неоднозначным. Произойдет ли вообще улучшение бизнес-климата в стране, сказать пока сложно. Более убедительным, раскрывающим интерес ЕС к республике, является тезис о привлечении иностранных инвесторов, заинтересованных в ресурсах государства.
Между прочим, по итогам 2015 года Генеральный директорат по торговле Европейской комиссии пока не опубликовал данных, но имеются сведения за 2014 год. ЕС экспортировал в Узбекистан товары и услуги на сумму 1.6 миллиардов евро, импортировав взамен узбекских товаров и услуг общей стоимостью 233 миллиона евро. Это означает, что Евросоюз больше заинтересован в Узбекистане как рынке сбыта, а членство в организации еще облегчит этот процесс. Кроме того, Европейский Союз, судя по заявлению того же Юрия Штерка, на данный момент доволен уровнем сотрудничества с республикой: «В целом, торгово-экономические отношения Евросоюза и Узбекистана имеют неплохие показатели, однако, есть еще и огромный неиспользованный потенциал. С целью его реализации стороны в настоящее время находятся на стадии процесса переговоров по Совету по торговле и инвестициям «ЕС-Узбекистан». Это уже несколько раз обсуждалось на уровне министров, и я уверен, что мы сможем окончательно решить этот вопрос в первом полугодии текущего года».
Почему-то Ташкент на данный момент избегает любых попыток втянуть его в какое-либо интеграционное объединение. Однако еще в конце декабря 2013 г. президент Ислам Каримов подписал Закон «О ратификации Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан», который предусматривает освобождение от импортных пошлин при осуществлении торговых операций между странами Таможенного союза и Узбекистаном. В случае вступления республики в ВТО преференции в отношении Ташкента действовать не будут. Евразийские интеграционные процессы способствуют тому, что происходит обмен рабочей силой, идут денежные переводы, которые помогают развиваться экономикам стран-получателей. Нужно учитывать, что финансовые потоки из России, осуществляемые узбекскими мигрантами (около двух млн человек) играют существенную роль для экономики республики.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство».
Источник: http://ia-centr.ru/expert/22733/
Bcnjx