14 октября в Астане пройдет итоговое заседание Евразийский клуба молодых историков. Участие во встрече примут историки и политологи из Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.
Организатором мероприятия выступает Политологический центр «Север-Юг» (Россия) совместно cИнститутом Евразийской интеграции (Казахстан) при поддержке МФГС.
Накануне мероприятия редакция сайта ИАЦ взяла интервью у исполнительного директора Политологического центра «Север-Юг» Юлии Якушевой.
ИАЦ МГУ: Юлия Викторовна, какую роль играет история в развитии общественного и гуманитарного диалога между Россией и Казахстаном? Этот вопрос представляется актуальным, поскольку для многих стран историческое прошлое, скорее, выступает как фактор разъединения, нежели сближения. Как развивается процесс восприятия общего прошлого в российско-казахстанских отношениях?
Юлия Якушева: Вопрос поставлен абсолютно правильно и уместно. Действительно, мы видим, что историю, историческое прошлое нередко пытаются использовать как элемент конфликта в отношениях между народами. В каких-то случаях это происходит намеренно, под влиянием внешних сил. В каких-то случаях, мы имеем дело с незалеченными ранами прошлого, которые время от времени проявляются и в сегодняшнем дне.
Для постсоветского пространства эта проблема прочерчена особенно рельефно, поскольку и на Южном Кавказе, и в Центральной Азии мы наблюдаем «войну историй».
Но в российско-казахстанских отношениях конфликтности в восприятии исторического прошлого нет. Напротив, мы стремимся сохранить и упрочить память о тех общих вехах, которые сохраняются в сознании россиян и казахстанцев. Не только применительно к старшему и среднему поколению, но и молодежи. Это не только память об общей Победе, но и о тех исторических фигурах, память о которых по праву принадлежит как Казахстану, так и России. Я имею в виду Абая, Чокана Валиханова, Джамбула Джабаева. Равно как Достоевский и Пушкин – разве они принадлежат только российской истории?
На таких объединяющих событиях и исторических личностях и должно происходить формирование общих евразийских исторических ценностей – в понимании того исторического пути, которым прошли наши народы за несколько столетий существования в общем цивилизационном поле.
ИАЦ МГУ: А Ваш тезис о том, что Россию и Казахстан связывает не только экономика, но и общность истории, подкреплен ли он достаточным уровнем взаимодействия научных, исторических школ двух стран.
Юлия Якушева: Я понимаю подтекст Вашего вопроса. Действительно, уровень коммуникаций, взаимодействия историков двух стран все еще представляется недостаточным. Смотрите, мы находим общие подходы к решению самых сложных проблем в сфере экономической интеграции, решаем задачи, связанные с учетом национальных и кооперационных интересов между Россией и Казахстаном – это сложнейших труд. Точно также нам нужно налаживать взаимодействие и на уровне институтов, академических школ, вузовских образовательных и научных центров, специализирующихся, кстати, не только на истории, но и в области других гуманитарных наук.
В этом плане существует огромное число неиспользованных возможностей. Например, совсем недавно нам удалось оказать содействие казахстанским ученым в поиске уникальных архивных документов, посвященных жизни и деятельности Чокана Валиханова. Было чрезвычайно приятно, когда благодаря скоординированным действиям российской и казахстанской стороны, в одном из наших ведомственных архивов удалось найти новые материалы, которые в скором времени, надеюсь, будут опубликованы и презентованы в двух странах.
ИАЦ МГУ: И все-таки, как сохранить общих героев, общие подходы к пониманию исторического прошлого, в условиях, когда историй становится все больше – интернет, ТВ, газеты, псевдонаучные журналы – огромный объем неконтролируемой информации? И в каждом издании свои сенсации, свое прочтение истории….
Юлия Якушева: Именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы привлекать на мероприятия под эгидой МФГС как можно большее число молодых историков из всех стран СНГ, не только России и Казахстана.
Как справедливо отмечает наш киргизский коллега Сергей Масаулов, конец XX столетия и начало нового тысячелетия оказались временем восстановления многовекового единства Евразийского пространства. Хотя справедливости ради следует подчеркнуть, что единство никогда не исчезало – просто с XVIII века Центральная Азия, как важнейший элемент этого пространства, «выпал» из активной позиции и прямого влияния на процессы в окружающих странах. Показать на конкретных примерах существование этого цивилизационно-культурного единства, его преломление в чертах современной интеграции – одна из ключевых задач для нашего Форума молодых историков.
Окончание следует.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/21861/