Замир Каражанов: План кризис покажет

Опубликовано: 13.12.2015

Замир Каражанов: План кризис покажет
В Казахстане презентовали Антикризисный план на 2016-2018 годы. Пока речь идет о проекте, который проходит обсуждение и доработку, и его еще предстоит принять. Но предварительные выводы можно делать сейчас.  

«План действий» пришелся ко времени. Накануне цены на нефть в мире обновили рекордные минимумы. Цена марки Brent упала ниже 40 долларов за баррель. Так дешево она стоила в феврале 2009 года, когда ее цена составила 39,35 долларов. Как отметил премьер-министр Карим Масимов, «мы планировали бюджет исходя из расчета на 2016 год - 40 долларов за баррель. Как раз сегодня эти 40 долларов и составляют».

Как долго будет падать цена на нефть, сегодня никто не скажет. Но Астана готова к более радикальному сценарию, когда стоимость черного золота достигнет 30 и даже 20 долларов за баррель. Почва для пессимистичных ожиданий есть. Это падение темпов роста экономики Китая, одного из крупных потребителей энергоресурсов. Это и предстоящее решение ФРС США по повышению процентной ставки, которое обещает отправить в очередной нокаут цены на сырье. Это и триумфальный выход Ирана после снятия международных санкций на энергетический рынок со своей нефтью.

В такой ситуации возлагать большие надежды на нефть не приходится. Тем более что себестоимость ее добычи в Казахстане, по оценке вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, в среднем составляет 50 долларов. В то время как сейчас черное золото стоит на 10 долларов дешевле. А значит, нужен новый драйвер роста экономики.

Собственно такую задачу должен преследовать антикризисный план. Как сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев, документ состоит из двух частей: формирования новой структурной экономики и оперативных мер по стимулированию роста и кредитованию экономики. В этом смысле план повторяет недавнее послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Здесь также говориться о стабилизации финансового сектора, оптимизации бюджетной политики, приватизации и стимулировании экономической конкуренции, новой инвестиционной и социальной политике.

Так, со слов Досаева антикризисный план затронет накопительную пенсионную систему, которая сегодня напоминает трясину, где легко увязнуть. Эта система создавалась в рамках модернизации экономики и социальной сферы. Главная ее проблема - низкая доходность, до сих пор остается актуальной, и не только для Казахстана. В Чили, считавшейся пионером накопительной системы, в 2008 году признали, что половина граждан не соберет средств, достаточных для получения минимальной пенсии.

По словам Масимова, «в первую очередь мы должны думать о том, как мы можем защитить средства ЕНПФ и преумножить средства наших вкладчиков. А во вторую очередь, мы должны смотреть на средства для фондирования для решения текущих проблем». Как решить эту пенсионную головоломку премьер-министр не сказал. Но он предложили деловым кругам поделиться своими соображениями на этот счет.

Также стало известно, что произошедшая ранее смена главы Нацбанка РК не скажется на планах Казахстана дедолларизировать свою экономику, частью которой выступает инфляционное таргетирование (контроль уровня инфляции).

В 2016-2017 годах правительство сократит уровень инфляции до 6-8 процентов, в 2018 году - до 5-7, а в 2020 году - до 3-4 процентов. Мера повысит доверие населения к национальной валюте, в то же время станет испытанием для финансовых властей республики. Уровень инфляции в 3-4 процента характерен для развитых экономик. В то время как в Казахстане, даже по официальным статданным, которые считаются заниженными, инфляция редко опускалась ниже 5 процентов.

В послании народу Казахстана президент потребовал от правительства оптимизировать бюджетную политику. Выяснить, на что идут казенные средства. «Неэффективные расходы или те расходы, которые могут быть покрыты за счёт частного сектора, должны исключаться из бюджета», - порекомендовал Нурсултан Назарбаев.

В Казахстане принимается много программ, но не все они отличаются высоким КПД. Этому есть много причин. Нерасторопность чиновников, слабое администрирование, а также неэффективные расходы. В последнем случае речь идет о сомнительных с точки зрения целесообразности проектах, на которые выделяются бюджетные средства. Толку от них мало, при этом они требуют денег и отнимают время. А результат - мышиная возня. Откуда берутся такие проекты, отдельный разговор. Но ясно, что их сокращение повысить КПД антикризисного плана и других госпрограмм.

Стоит отметить, что многие проблемы Казахстана, фигурирующие в антикризисном плане, перекликаются с российской реальностью. Так, в числе первоочередных мер в документе значится финансовая стабилизация. Как отметил в послании Нурсултан Назарбаев, «Банки, не сумевшие решить проблему капитализации, должны «уходить» из финансовой системы». По оценке главы Сбербанка России Германа Грефа, в этом году финансовая система РФ пережила мощный кризис, а в 2016 году около 10 банков лишатся лицензии на деятельность.

Параллели наблюдаются в вопросе дедолларизации экономики. Хотя Россия здесь опережает Казахстан, все кипучая деятельность в этом направлении ведется. Как сообщил зампред Центробанка РФ Василий Поздышев, «На следующий год мы будем проводить определенную работу по снижению доли валютной составляющей, как в пассивах, так и в активах российских банков». Казахстан, который часто в глобальных рейтингах обходит Россию, как выясняется не далеко ушел от соседа. В таком положении дел нет ничего удивительного. Обе экономики, несмотря на кажущиеся отличия, имели общую особенность, они развивались за счет экспорта энергоресурсов. Резкое падение цен на нефть породила схожие проблемы.

Сравнением дело не ограничивается. Казахстан и Россия являются участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отсюда и особое внимание к антикризисным мерам, которые используются для преодоления возникших трудностей.

Прежде всего, не будем забывать, что в рамках интеграции страны существуют по принципу сообщающихся сосудов. Может у них стенки разные, но дно общее. Экономическое давление в одном сосуде легко передается другим. Вывод очевиден: в такой системе, где все тесно взаимосвязаны, важно не допускать напряженности, чтобы не спровоцировать разрушающий гидравлический удар.

Казахстанский антикризисный план, хоть и является продуктом внутреннего пользования, способен также снизить риски для партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Стабильно развивающийся партнер не будет создавать хлопоты другим странам. На этом не ограничивается польза подобных программ для интеграционных проектов.

Как показывает ситуация в Евросоюзе, кризис способен усилить центробежные тенденции. В итоге, целый ряд крупных экспертов, заговорили о развале ЕС как о едва ли не свершившемся факте.

С одной стороны, мы видим как Греция, попавшая в долговую яму и едва не оказавшаяся в финансовой петле, пообещала выставить Германии счет за причиненный во второй мировой войне ущерб. Маленькая месть за большие муки. С другой стороны, в Лондоне заговорили о референдуме по выходу из структур ЕС. Для британцев Евросоюз стал обременительным удовольствием.

Кризис, обостряет противоречия не только внутри общества, но и между странами. От способности государств снижать риски и угрозы для себя, зависит безоблачные отношения с внешнеполитическими партнерами. В том числе по таким интеграционным проектам, как ЕАЭС. И, само собой разумеется, что умение стран поддерживать свой экономический рост в неблагоприятных условиях укрепляет глобальную и региональную безопасность.

Следует отметить, что в Казахстане не в первый раз прибегают к антикризисным мерам. Как инструмент он хорошо зарекомендовал себя в разгар глобального кризиса. 2009 год республика завершила с ростом ВВП в один процент. Хотя это был низкий показатель для казахстанской экономики, другие страны завершили год с еще худшими результатами. Поэтому сегодня главные ожидания связаны с тем, что Казахстан сохранит положительную динамику в условиях низких цен на нефть, а в перспективе построит независимую от углеводородов экономику.

 

Замир Каражанов.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22293/