Не можем не поделиться блестящим интервью не менее блестящего эксперта из Узбекистана, старшего научного сотрудника Института государства и права Академии Наук Узбекистана Равшана Ринатовича Назарова. Огромное спасибо коллегам из Toppress.kz, которые смогли организовать это интервью.
Наше главное богатство – это люди. Поэтому крайне важно создавать все условия для благополучия граждан. Это одна из ключевых задач, обозначенных Президентом Казахстана в ходе церемонии инаугурации. Состоялась она 26 ноября прошлого года. Выступая перед соотечественниками, Глава государства озвучил ряд инициатив, направленных на развитие республики. – Равшан Ринатович, почти год прошёл с момента церемонии инаугурации Президента Казахстана. На Ваш взгляд, как это отразилось на политическом курсе республики, в каком состоянии он сегодня находится?
В определённом смысле политический курс Казахстана находится в состоянии непрерывной динамики уже с 2019 года. Просто в настоящее время изменения стали масштабнее и заметнее. В январе 2023 г. состоялись
выборы в верхнюю палату парламента (Сенат), на которых избрали 20 депутатов — по одному от каждого из регионов страны. То есть состав Сената обновился. Затем состоялись внеочередные выборы в нижнюю палату парламента и местные представительные органы по новой модели — 70% депутатов (69 чел.) Мажилиса – по партийным спискам, 30% (29 чел.) — по одномандатным округам (хотя ранее – исключительно из представителей партий). Выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения состоялись по аналогичной системе, но в соотношении 50 на 50 процентов. Выборы в районах и городах областного значения — пока только по одномандатным округам. То есть выборы прошли в соответствии с политической формулой Токаева «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство».
В течение последнего года Президент Токаев несколько раз обратился к народу с программными речами и документами: 26 ноября 2022 г. – Выступление на церемонии инаугурации, 29 марта 2023 г. – Выступление на открытии первой сессии Парламента VIII созыва, 19 апреля 2023 г. – Выступление на расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития страны, 27 апреля 2023 г. – Выступление на XXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана «Справедливый Казахстан: единство, стабильность, развитие», 8 июня 2023 г. – Выступление на пленарной сессии Международного форума Астана-2023, 17 июня 2023 г. – Выступление на II-ом заседании Национального курултая «Справедливый Казахстан – Честный гражданин», 1 сентября 2023 г. – Послание «Экономический курс Справедливого Казахстана». Это ясно показывает то направление, тот курс, по которому движется сегодняшний Казахстан.
– Хотелось бы узнать Ваше мнение о принятых за этот период Законах и реализованных реформах.
Конечно, одним из самых больших достижений является принятие
Социального Кодекса Республики Казахстан в апреле 2023 г. Этот документ имеет в качестве своего аналога Европейский кодекс социального
обеспечения, а также национальные Кодексы социального обеспечения ряда стран (Индия, Франция и др.). Казахстан является первым государством постсоветского пространства, принявшим такой документ. В этом Кодексе
даются определения таких важных социальных понятий как «занятость населения», «инвалидность», «пенсия», «рынок труда», «социальная реабилитация», «социальные пособия», «трудоустройство», «черта бедности» и многие другие.
В 2022-2023 гг. были внесены некоторые изменения и в другие Кодексы – Экологический кодекс, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Кодекс «О недрах и недропользовании», Трудовой кодекс, Предпринимательский кодекс и др.
Были приняты и введены в действие такие важные акты как Закон «О контроле специфических товаров» (от 22.12.2022 г.), Закон «О растительном мире» (от 02.01.2023 г.), Закон «О профессиональных квалификациях» (от 04.07.2023 г.), Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» (от 10.07.2023 г.), Законы о внесении изменений в Налоговый кодекс (от 06.02.2023 и 12.07.2023 г.), Закон «Об общественном контроле» (от 02.10.2023 г.) и др.
Также приняты Постановления Правительства «О некоторых вопросах специальных экономических зон» (от 10.10.2023 г.), «О повышении размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования с 1 января 2024 года» (от 19.10.2023 г.) и др. Так что правовая база реализуемых в Казахстане реформ весьма впечатляет.
– Как, по Вашему мнению, реализация реформ отразилась на жизни рядовых казахстанцев?
Инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева отражают актуальность и значимость проведения преобразований в социально-экономической, правовой, политической, культурно-гуманитарной сферах. Реформы Нового Казахстана проводятся в интересах дальнейшего развития страны, обеспечения устойчивости государства, укрепления общественного согласия, реализацию постоянного диалога между властью и обществом.
Президентские реформы реализуются последовательно и непрерывно, несмотря ни на какие трудности и препятствия. Общество идёт по пути всё большей либерализации, о чём свидетельствуют всё более активное привлечение всех заинтересованных сил – политических партий, неправительственных организаций, экспертного сообщества, гражданских активистов – к участию в разработке, обсуждении, совершенствовании
проектов концепций, стратегий, нормативных актов. Реформы Токаева ознаменовали собой переход от суперпрезидентской республики к президентской с сильным Парламентом и ответственным Правительством.
Новый Казахстан – это концепция будущего страны в целом. И речь, прежде всего, идёт о необходимости обновления общественных ценностей и формирования их нового качества. Провозгласив концепцию «Нового Казахстана», Президент Токаев обозначил новые перспективные цели. В чём основная суть Концепции Нового Казахстана: обновление государства, общества в целом и каждого гражданина; новое понимание социальных ценностей, новый образ общества; отрицание любого радикализма и экстремизма; укрепление созидательных мотивов в деятельности; преодоление возможных конфликтов в обществе; гуманистическое измерение политики, развитие человеческого капитала; реформы –не ради реформ, а ради эффективности; рост социальной ответственности; обновление и модернизация всех сфер общества, включая общественное сознание; укрепление общегражданской солидарности.
Первые успехи от реализации концепции Нового Казахстана мы уже можем видеть. По предварительным итогам рост экономики Казахстана по итогам текущего 2023 года может составить 4,7-4,9 %. Несмотря на общемировую турбулентность и нестабильность, деловая активность в Казахстане в текущем году активно росла, инфляция снижалась. Казахстан активно использует выгоды своего «срединного» положения между Востоком и Западом. Как отметил Президент в своем сентябрьском Послании «Экономический курс справедливого Казахстана»: «сейчас многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. На протекционистскую промышленную политику перешли даже развитые государства». Иными словами, в Казахстане активно продолжается политика поддержки национального бизнеса.
– Каким Вы видите Казахстан в период семилетнего правления Касым-Жомарт Токаева?
Если обобщить все перспективные планы, то в результате реализации всех намеченных реформ Казахстан к 2029 году должен представлять собой государство, в котором: в полной мере реализована политическая формула «сильный Президент — влиятельный Парламент — подотчётное Правительство»; достигнут прогресс в сфере защиты прав человека; обеспечено верховенства закона, права, справедливости; расширены возможности участия граждан в принятии государственных решений; политическая и правовая культура общества и каждого отдельного гражданина выйдут на новый уровень; осуществлены глубокие и всесторонние социально-экономические реформы; эффективно используются все конкурентные преимущества страны; сформирован индустриальный каркас, обеспечена экономическая самодостаточность страны; экономика Казахстана достигла высоких уровней диверсификации, технологизации, инновации, цифровизации; созданы циклы производства с высокой долей локализации, сведена до минимума зависимость от импорта комплектующих; высокого уровня достиг агропромышленный комплекс, полностью обеспечена продовольственная и сырьевая безопасность страны; Казахстан стал государством в полной мере социальным, каждый гражданин которого ощущает заботу государства.
– Что Вы думаете о роли Казахстана в мировом масштабе?
Казахстан на мировой арене играет весьма значительную роль, и в этом велика заслуга нынешнего Президента, который уже несколько десятилетий находится в «большой политике» – на постах министра иностранных дел, премьер-министра, председателя Сената, Президента. Как многолетний глава МИДа, Токаев стоял у истоков политики многовекторности, характерной для внешнеполитического курса Казахстана. Во многом благодаря его авторитету на мировой арене Республика Казахстан имеет свой нынешний высокий статус. Как отметил Президент в своей инаугурационной речи: «В фокусе приоритетного внимания будут находиться вопросы взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства с соседними государствами — Россией, Китаем и братскими странами Центральной Азии, с партнерами по интеграционным объединениям».
Надо отметить, что Казахстан председательствовал в ОБСЕ в 2010 г., в ОИС – в 2011-2012 гг., был членом Совета Безопасности ООН в 2017-2018 гг. Четырежды (в 1991, 2004, 2015, 2022 гг.) в Казахстане проходили саммиты СНГ. Также четырежды (в 1998, 2005, 2011, 2017 гг.) Казахстан принимал саммиты ШОС, и в будущем 2024 г. это будет уже в пятый раз. Саммиты ОДКБ также проходили в Казахстане 4 раза – в 1994, 2004, 2011, 2018 годах.
Казахстан способствовал организации в рамках 73-й Генеральной Ассамблеи ООН саммита высокого уровня, на котором страны-члены ООН подписали Кодекс поведения в качестве обязательства по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН (GCTS) и других юридически обязательных документов.
Именно Казахстан инициировал создание такой авторитетной региональной организации как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Центральной Азии (СВМДА).
По предложению Казахстана была запущена Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА).
По инициативе Казахстана 2010 год был объявлен Международным годом, а 2013-2022 годы – Международным десятилетием сближения культур. Казахстан предложил создание в Алматы Регионального хаба ООН для Центральной Азии и Афганистана.
Только в течение одного года, прошедшего после инаугурации Президента были реализованы следующие инициативы: Международный Форум «Астана-2023», Евразийский научный форум, Математический конгресс Мусульманского мира, Международные конференции «Тенденции развития современной телерадиожурналистики в эпоху глобализации», «Актуальные проблемы транспорта и энергетики: пути их инновационного решения», «Роль государства в сохранении региональной и глобальной безопасности», «Восточные страны в контексте современных международных отношений: проблемы и новые подходы исследования» и др.
В 2023 г. принят важный документ страновой стратегии партнерства Азиатского банка развития (АБР) «Казахстан, 2023–2027. Ускорение устойчивого и стабильного роста для всех». Так что Казахстан в настоящее время – это государство, имеющее несомненно очень большой авторитет на международной арене.
– Как сегодня обстоит сотрудничество Казахстана с Узбекистаном? Что в приоритете? Какие, на Ваш взгляд, есть перспективы?
Сотрудничество Казахстана и Узбекистана имеет прочную и долговременную основу. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан установлены ровно 31 год назад – 23 ноября 1992 г. Через 6 лет, 31 октября 1998 г., был подписан Договор о вечной дружбе, 14 июня 2013 г. — Договор о стратегическом партнёрстве.
В 2018 г. прошёл Год Узбекистана в Казахстане, в 2019 г. – Год Казахстана в Узбекистане. Выступая на его открытии, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Нас связывает единый язык, религия, общая история и одна судьба. Наши народы – наследники древней и великой цивилизации Центральной Азии. Мы смогли сохранить традиции, ценности и культурно-духовное наследие предков, вместе пройдя через множество судьбоносных испытаний».
За год, прошедший после инаугурации Президента Токаева в отношениях между Казахстаном и Узбекистаном продолжились позитивные тенденции, выразившиеся в укреплении сотрудничества в двусторонних и много сторонних форматах.
В декабре 2022 г. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО вошла номинация «Устная традиция анекдотов Кожанасыра (Ходжи Насреддина)», поданная совместно Казахстаном и Узбекистаном, а также Азербайджаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Турцией.
22 декабря 2022 г. в Ташкенте был подписан Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о демаркации узбекско-казахстанской Государственной границы, ратифицированный в июне 2023 г.
В августе 2023 г. узбекский журналист Аскар Якубов победил в Конкурсе «Казахстан глазами зарубежных СМИ» в номинации «СНГ и Евразия» со своей серией статей на сайте «Uzdaily.uz» на тему сотрудничества Узбекистана и Казахстана.
В сентябре 2023 г. ЮНЕСКО включило в Список всемирного наследия территории национального парка Алтын-Эмель и заповедника Барсакельмес как части транснациональной номинации «Холодные зимние пустыни Турана», внесённой совместно Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
В октябре 2023 г. в Астане состоялся Всемирный Форум казахов «Отандастар», в котором активное участие приняла делегация казахов Узбекистана.
Казахстан и Узбекистан в течение года совместно приняли участие в таких важных международных мероприятиях как Диалог «Центральная
Азия – Япония», Встреча спецпредставителей стран Центральной Азии и Евросоюза по Афганистану, Заседание Совета министров Иностранных
дел (СМИД) стран СНГ, Диалог высокого уровня «Центральная Азия и ЕС», 5-я консультативная встреча Московского формата по Афганистану, 27-ое заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Х Саммит Организации тюркских государств (ОТГ), 16-ыйФорум сотрудничества «Центральная Азия – Республика Корея» и многие другие.
Одна из последних приятных новостей – Казахстан избран в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО на 2023-2027 гг. по итогам голосования в ходе 24-й сессии Генеральной Ассамблеи государств-сторон Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Одним из первых его поддержал Узбекистан.