- Айдархан, в этом году Казахстан председательствует в ЕАЭС. Скажите, насколько важна для РК эта роль?
- В политическом плане это дает достаточно много. ЕАЭС сегодня - один из перспективных, развивающихся блоков. Он новый, но многообещающий. Не в краткосрочной перспективе, но в целом - это серьезное образование, которое имеет определенный экономический потенциал. Совершенно замечательно расположено оно в Евразии, и связывает мощные рынки - Юго-Восточную Азию и Европу. То есть стратегически выгодное расположение, богатые ресурсы, многообещающие возможности. Поэтому председательство в ЕАЭС нам дает и определенные политические выгоды. Нужно понимать, что в сегодняшних реалиях, при противостоянии между Западом и Россией, или, если взять шире - странами БРИКС, председательство в ЕАЭС приобретает особый статус. Это председательство в экономическом блоке придает серьезный политический вес.
- Для чего странами-участницами ЕАЭС сегодня рассматривается возможность создания зоны свободной торговли?
- ЕАЭС теперь, как некое экономическое пространство, выстраивает взаимоотношения с другими странами. И, в первую очередь, такие взаимоотношения выстраиваются на основе торговли. И те страны, которые войдут - преференциальные какие-то торговые партнеры - они как раз и будут составлять зону свободной торговли. И, безусловно, правильный подбор партнеров может либо стимулировать, либо, наоборот - дестимулировать экономику. Поэтому важный момент сейчас - подобрать партнеров, сформировать эту зону свободной торговли правильным образом.
- Израиль озвучил готовность уже в этом году начать переговоры об участии в этой зоне свободной торговли. Чем это хорошо или чем плохо для Казахстана?
- Безусловно, это, я думаю, даст импорт высокотехнологичной продукции. А в качестве угрозы я вижу импорт продукции сельского хозяйства. Понятно, что когда вы вступаете в какой-то союз, всегда есть плюсы и минусы. Вот и нужно выстраивать отношения таким образом, чтобы это было: «выигрыш-выигрыш». То есть Израиль, в первую очередь, я думаю, предполагает получить доступ на рынок ЕАЭС со своей сельскохозяйственной продукцией, и со своей достаточно технологичной продукцией. Для нас есть риск - если мы сильно уступим - в сфере сельского хозяйства. Но есть и большие выгоды, если мы выстроим хорошие долгосрочные отношения по импорту технологичной продукции и по какому-то встраиванию, может быть, в производственные цепочки. Я думаю, что это открывает шанс для повышения технологичности наших производств.
- В чем заключается принцип создания зоны свободной торговли?
- Любая страна - и ЕАЭС теперь как единое экономическое пространство - естественно, выстраивает определенные барьеры в отношениях. Ну не бывает абсолютно свободной торговли. У каждой страны, у каждой экономической территории есть свои приоритеты в развитии. Какие-то отрасли защищаются, и это нормально. Какие-то отрасли, наоборот, продвигаются. В связи с наличием этих барьеров, выбирается торговый партнер, для которого определяется преференциальная торговля. То есть, когда понятно, что какие то взаимные обмены выгодны обеим странам, то эти барьеры просто снижаются. Снижаются - и получается выгода для партнеров. Вот, в общем, смысл зоны свободной торговли.
Здесь, может быть, нужно пояснить, что есть система ВТО, в которую вступили и Казахстан, и Россия, и Китай, и так далее, и есть ЕАЭС. То есть, несмотря на то, что все страны - участники Всемирной торговой организации, тем не менее, ЕАЭС живет несколько по другим правилам. Эти правила, в целом, согласуются с ВТО. Грубо говоря - по внешним границам экономического пространства выставлены такие барьеры, которые приемлемы для ВТО и в рамках ВТО, для всех внешних партнеров торговля идет по правилам ВТО и в рамках ВТО. Внутри же экономического пространства - между партнерами - существуют преференции. Где-то нулевые таможенные сборы, или просто отмена таможенных пошлин. И вот здесь - свободная торговля. В этой связи и появляется такая идея - создание зоны свободной торговли. Некие страны - они готовы и хотят оказаться в этом рынке. Они хотят оказаться внутри него и ведут переговоры о каких-то специальных соглашениях. Чтобы партнеры как-то по-особому к ним относились и выдавали преференции. В этом, собственно, смысл.
- Порядка 40 стран уже высказали желание участвовать в создании зоны свободной торговли с ЕАЭС, в том числе и Китай. Что это - больше укрепление региональных связей или все-таки доступ к новым рынкам?
- Рынок ЕАЭС - он на самом деле достаточно интересен. Потому, что это 180 млн человек - это немаленький рынок. Во вторых - существуют достаточно хорошие возможности для торговли и вне сырьевого сектора. Сегодня взаимная торговля между странами ЕАЭС упала, как и везде, - идет кризис. Но она упала в меньшей степени, чем наша взаимная торговля с миром в целом. Когда нефтяные цены высокие, то сразу начинается разговор: чем нам вообще торговать? Нам торговать нечем: посмотрите на структуру, и получится, что там условно 90% - это нефть. Но когда цены падают - тогда сразу становится понятно, что на самом деле торговать-то есть чем. И это торговля как раз не сырьевая. Это как раз торговля промышленная, которая друг другу помогает.
И вот это падение цен на сырье - оно, безусловно, несет негативы для экономики. Но, с другой стороны, оно показывает, что есть другие отрасли. Их просто, может быть, было не видно на фоне высоких цен, но они есть. И эти отрасли могут взаимодействовать, торговать, развиваться, взаимоусиливаться. Так что рынок ЕАЭС - он достаточно интересен. Здесь есть технологичная продукция: те же наши партнеры из России, например, ракетные двигатели вполне нормально экспортируют. Есть определенный потенциал и у казахстанских предприятий: есть предприятия, которые работают на европейских рынках, те же наши кондитерские фабрики. Есть у нас предприятия, которые поставляют в дальнее зарубежье и технологичные товары - электрооборудование. А значит, есть куда развиваться. Просто их нужно увидеть, заметить, работать с ними и развивать.
- Спасибо за интервью!