В современной ситуации, где вопрос баланса сил смещается в сторону приоритетов многосторонней дипломатии ШОС является той площадкой, где именно мультисистемное взаимодействие составляет один из приоритетов работы.
За время своего существования ШОС показала себя как динамично развивающаяся структура. Географический размах, масштабы человеческих и природных ресурсов позволяют ШОС играть значимую роль на международной арене. ШОС включает в себя страны с огромным экономическим потенциалом, такими как Китай, Россия, Индия и другие. Если посмотреть на величину ВВП и ресурсы, которыми обладают страны этой организации, то можно видеть огромные возможности для сотрудничества. Китай, например, является второй по величине экономикой в мире, а Россия обладает богатыми природными ресурсами. Индия, Бразилия и другие страны также вносят свой вклад в общий экономический потенциал. В странах ШОС проживает почти половина населения Земли (3,4 млрд человек). Они занимают более 20% территории планеты (34 млн кв. км). На страны ШОС в 2022 году пришлась четверть мирового ВВП (более $23 трлн). Экономический потенциал стран ШОС действительно впечатляющ.
Три страны – участницы, Россия, Индия и Китай имеют ядерное оружие, в Казахстане находится единственная точка, с которой сегодня можно отправить человека в космос - Байконур.
Участники и страны — партнеры ШОС обладают крупнейшими в мире запасами нефти, газа и редкоземельных металлов, а также являются влиятельными участниками крупнейших международных и региональных объединений. ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.
Политика ШОС базируется на принципах доверия и уважения ко всем государствам и установления равноправных торгово-экономических связей.
26 октября в Бишкеке прошел Саммит ШОС, участники которого обсудили множество вопросов: от безопасности и экономики до экологии и искусственного интеллекта. В резиденции «Ала-Арча» поднимались такие вопросы как:
проблемы безопасности и угрозы конфликтов, в том числе израильско-палестинский конфликт;
упрощение таможенных процедур на пространстве организации;
укрепления сотрудничества в сфере энергетики и развивития роботизации.
На полях саммита важной смысловой доминантой стал вопрос противодействия попыткам внешнего вмешательства и блоковой конфронтации, а также возможности выступить единым фронтом против введения ряда санкций. Важным следствием саммита в Бишкеке стало предложение ускорить работу по открытию банка развития и фонда развития ШОС с перспективой создания общего экономического рынка.
В этой связи становится понятным текущий стратегический приоритет ШОС, связанный с созданием реальных условий для обеспечения устойчивости государств-участников к глобальным вызовам. Такой механизм даст реальный инструментарий для защиты граждан и предприятий в условиях усиливающейся конкуренции и турбулентности.
Важно скоординировать усилия в области борьбы с такими явлениями, как ужесточение протекционистских мер и незаконные санкции, потому что они приводят к нарушению цепочек поставок товаров и услуг в мире, что отрицательно влияет на условия жизни граждан. Странам ШОС необходимо и дальше устранять правовые и административные барьеры для взаимовыгодной экономической кооперации. Одновременно необходимо строить современную платежную инфраструктуру.Объединив усилия, участники ШОС смогут противостоять отрицательным трендам, в пользу этого свидетельствует - поступательный рост объемов взаимной торговли.
Соответственно логичным выглядит предложение об активизации процессов построения общего рынка. Этот шаг может иметь несколько целей.
- во-первых, это может способствовать более эффективному обмену товарами и услугами между странами-членами, что может стимулировать экономический рост и развитие;
- во-вторых, общий рынок может способствовать сближению экономических политик и стандартов в рамках региона, что может упростить бизнес-процессы и повысить конкурентоспособность стран.
Развитие экономического сотрудничества является одним из основных вопросов повестки дня. Для создания благоприятных условий и устойчивого социального-экономического развития региона следует проработать механизмы которые лягут в основу создания «общего экономического рынка» на современных инновационных принципах развития. Успех общего рынка зависит от многих факторов, включая политическую волю стран-участниц, решение торговых и экономических вопросов, адаптацию к различиям в экономических системах и т. д. Если все эти аспекты будут учтены и реализованы эффективно, то есть большие шансы, что общий рынок ШОС сможет заработать и принести взаимные выгоды всем участникам. Кроме того, общий рынок может служить инструментом для снижения зависимости от мировых экономических колебаний и укрепления сотрудничества между странами-членами.
С учетом правильного управления и сотрудничества в рамках ШОС можно развить экономическую составляющую интеграции до уровня мощного союза, который сможет конкурировать с другими региональными и мировыми игроками. Однако, как и в любом международном сотрудничестве, здесь важны дипломатические усилия, политическая стабильность и готовность к разрешению возможных конфликтов.
При этом, важно принимать во внимание еще и объективные вызовы, которые объективно усложняют процесс перехода к формированию общего рынка.
Нужно помнить о том, что страны ШОС имеют различные уровни экономического развития, что может затруднить создание общих стандартов и правил, удовлетворяющих все страны. Возможные споры в области торговли и экономики могут создавать напряженность между странами и замедлять процесс формирования общего рынка. Введение общих правил и норм может потребовать долгих и сложных процедур национального законодательства, что замедлит процесс интеграции.
Различия в культуре и языке могут создавать барьеры для эффективного взаимодействия и понимания между странами, что влияет на успешное функционирование общего рынка.
Политические разногласия между странами-членами могут затруднить принятие общих решений и разработку единых стратегий для общего рынка. Необходимо добиваться согласования интересов всех участников для создания сбалансированного и взаимовыгодного общего рынка. Преодоление этих вызовов требует тесного сотрудничества, дипломатии и готовности к компромиссам со стороны всех участников ШОС.