Кадырова Меланья – студентка Ташкентского
филиала РЭУ им. Плеханова
В своем зафиксированном в законодательных актах определении «Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе». Если отойти от сухого языка официальных текстов, то ЕАЭС является одной из самых молодых интеграционных структур, которая имеет неплохой потенциал, однако ряд ограничений мешает эффективно использовать преимущества совместной реализации экономических инициатив. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Государства – участники ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Статус наблюдателя имеют: Республика Узбекистан, Республика Молдова, Республика Куба и Республика Таджикистан. Основная суть интеграции в ЕАЭС — свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Страны-члены Евразийского экономического союза занимают первое место в мире не только по добыче нефти, но и по производству ряда других продуктов: объединение производит 34,3% всего мирового объема калийных удобрений, 25% подсолнечника и 18% сахарной свеклы. ЕАЭС находится на втором месте в мире по добыче газа (17,3% мировой добычи), по протяженности железных дорог (7,9% мировой протяженности) и по производству молока (7% мирового производства). Кроме этого, на союз приходится 4,6% мирового производства чугуна, 9,6% зерна, 11% картофеля, что ставит его на третье место в соответствующих международных рейтингах.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что экономический потенциал стран Союза при эффективном использовании может быть многократно развит для общего блага.
Стратегия развития интеграции содержится в документе под названием «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Важно учитывать, что документ принят в разгар пандемии коронавируса, а потом вспыхнул конфликт на Украине. Это делает проблемным своевременное достижение всех целевых индикаторов документа.
Тем не менее трудно оспаривать значимость таких аспектов, как самодостаточность Союза как субъекта мировой экономики и обеспечение экономического роста государств.
Но надо пересмотреть те 332 меры, которые были прописаны в документе в редакции 2020 года. Эксперты в области евразийской интеграции уверены, что реализация Стратегии требует принятие более десяти международных договоров.
Но успешная реализация Стратегии позволит:
- сформировать условия и инструменты цифровой трансформации Союза (обеспечив комплексное внедрение цифровых технологий в экономические процессы);
- обеспечить единство таможенного администрирования территории ЕАЭС;
- повысить эффективность деятельности наднациональных органов Союза и укрепить статус Евразийской экономической комиссии;
- расширить сферы экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
При этом нынешняя ситуация геополитической турбулентности серьезно отодвигает по времени возможность разговора о новых направлениях сотрудничества — образования, науки, здравоохранения, туризма и спорта.
Еще одним вопросом на будущее может быть перспектива включения в ЕАЭС Таджикистана, поскольку из существующих на евразийском пространстве интеграционных объединений – Содружества независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенного союза (ТС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и существовавшего до недавнего времени Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – Таджикистан не входит только в ЕАЭС.
Рассмотрим плюсы для Таджикистана от вступления в ЕАЭС:
1) в сокращении внутренней безработицы.
2) в решении демографических проблем.
3) в получении возможностей для свободного передвижения рабочей силы.
4) в привлечении в страну надежных региональных инвесторов.
Евразийская интеграция — это масштабный и сложный процесс, который направлен на укрепление экономических, политических и культурных связей между государствами Евразии. Его основные принципы — свободный обмен товарами, услугами, капиталом и трудом. Однако, процесс интеграции до сих пор не завершен и существует некоторое количество проблем и вызовов, которые необходимо решить. Кроме того, вопросы политической стабильности, культурных различий и разных уровней экономического развития государств продолжают оставаться актуальными.
Тем не менее, Евразийская интеграция является важным шагом в направлении укрепления экономических и культурных связей между государствами региона. Ее реализация может привести к росту благосостояния населения и содействовать устойчивому развитию региона в целом.
Список использованной литературы
1. Дадабаева 3.А. Присоединение Таджикистана к ЕАЭС, преимущества и риски // Россия и мир в 21 веке. — 2020. — N°15. — С. 22-30.
2. ЕАЭС: перспективы расширения, интеграция «снизу» и интересы бизнеса. Мнение экономиста Александра Либмана // caa-network.org URL: https://www.caa-network.org/archives/8960.
3. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php.
Фото: © iStock