Информационная безопасность как основа социальной стабильности

Опубликовано: 26.04.2023

Информационная безопасность как основа социальной стабильности

Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информации от незаконного доступа, использования, разглашения, повреждения, изменения и уничтожения.

В современном мире, который серьезно зависит от цифровых технологий и сетей информационная безопасность и социальная стабильность тесно связаны друг с другом. На социальную стабильность оказывают влияния следующие информационные инструменты.

В экономическом аспекте: нарушения информационной безопасности могут привести к экономическим потерям, таким как утечки конфиденциальной информации, кражи денежных средств и другие финансовые преступления. Это может привести к потере доверия к бизнесу и финансовым институтам, что в свою очередь может вызвать социальную нестабильность.

В политико-правовом ключе: нарушения информационной безопасности могут привести к нарушению прав граждан и угрожать стабильности политической системы. Например, распространение фейковой информации, атаки на инфраструктуру выборов и другие виды кибератак могут подорвать доверие к политическим институтам и вызвать социальную нестабильность.

В общественной и социальной сфере: нарушения информационной безопасности могут привести к утечке личной информации, такой как персональные данные и фотографии. Это может привести к нарушению личной жизни и вызвать социальную нестабильность.

Так как же «большая цифра» определяет реалии жизни современного Казахстана? Как большое достижение в формировании транспарентной цифровой среды может быть названа национальная инфраструктура электронного правительства, которая позволяет гражданам получать государственные услуги онлайн.   принять меры по ее защите.

В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (Е-правительство) Казахстан занял 29 место среди 193 стран. По данному показателю Казахстану уступают такие страны, как: Израиль, Россия, Китай, и др.

Сравнительно уверенная позиция Казахстана в мировом рейтинге сетевой готовности, где наша страна занимает 58 место среди 131 стран, оставив позади такие страны, как Индия (61 место), Кыргызстан (95 место), Таджикистан (111 место).

Доля пользователей, владеющих навыками использования персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, а также стандартных программ и получения услуг и сервисов через сеть Интернет, в возрасте 6–74 лет достигла 87,3%.

При этом, в сравнении со странами, у которых схожая с Казахстаном степень развития экономики доля экспорта ИКТ товаров в общем объеме экспорта остается крайне низкой. Казахстан в последние три года стабильно входит в топ-10 стран с наибольшим количеством пользователей ПК, атакованных зловредными финансовыми программами. Причем рост кибермошенничества связан не только с цифровизацией финансовых услуг.  Киберпреступники все больше прибегают к социальной инженерии. В этом случае злоумышленники учитывают не только психологию жертвы, чтобы выудить у нее личную информацию, но и используют сложившиеся обстоятельства в свою пользу.

Также распространенным явлением социальной реальности стали фэйки. Нет смысла в очередной раз заморачиваться длинным описанием того, как формируется ложная информация. Прямо сейчас можно наблюдать, как фальшивые новости используются в информационных войнах. Обилие фейковых новостей делает жизнь простого пользователя весьма непростой.

Борьба с фейками – головная боль многих правительств. В нашей стране несколько ресурсов, посвятивших себя поиску истины, точнее – опровержению фейковых новостей.  Ключевых ресурсов отечественного происхождения два: stopfake.kz и factcheck.kz.

Все сказанное выше показывает взаимосвязь проблемы в области информационной безопасности и социальных проблем. Понимание этого есть у властей. И для того, чтобы нивелировать данные угрозы большое внимание уделяется формированию базы, на основании которой и ведется управление этим сложным процессом. Именно для этого была разработана и утверждена «Информационная доктрина Республики Казахстан».

Данный документ нужен для того, чтобы государство могло на системном уровне координировать работу по обеспечению информационной безопасности, своевременное реагируя на внешние вызовы и риски.

В этом ключе важно внимательно работать в направлении развития контента с аналитическим содержанием для формирования высокого уровня критического мышление у населения. Данная мера должна сопровождаться механизмами повышения информационной и правовой грамотности самих журналистов и блогеров. Это необходимо, для того чтобы нивелировать отрицательные эффекты от фейков, которые уже никуда не денутся из нашей жизни. Несовершенство коммуникативных механизмов в системе отношений «государство – общество – гражданин» препятствует полноценной реализации принципа информационной открытости, а в сочетании с низкой эффективностью механизмов противодействия информационным вбросам способствует искаженному восприятию событий.

В доктрине достаточно подробно указан набор инструментов для повышения конкурентоспособности отечественных СМИ, формирования качественного отечественного контента, увеличения его востребованности, что в результате позволит снизить зависимость от иностранной информационной продукции через выстраивание сотрудничества между государством и обществом в сфере реагирования на угрозы негативного информационного воздействия.

С учетом того, что информационная безопасность требует формирования системной коммуникации многих государственных органов логичным выглядит содержащийся в документе набор инструментов, предусматривающий создание эффективной системы стратегических коммуникаций.

Результатом должно стать совершенствование модели коммуникативной политики государственных органов, обеспечение общего доступа к информации, находящейся в распоряжении государства.

Информационная доктрина призвана обеспечить баланс интересов общества и государства. Казахстан активно работает над улучшением своей системы управления информационной безопасностью и принимает меры для защиты своей информационной инфраструктуры. Однако, как и в других странах, проблемы все еще существуют, и требуют дальнейшего развития и улучшения системы безопасности.

Выстраивание отвечающей современным тенденциям и вызовам информационной политики, направленной на консолидацию общества и укрепление гражданской идентичности лучший ответ всем вызовам. Работая системно, на всех уровнях удастся более эффективно вовлекать в процесс все институты гражданского общества, СМИ и другие субъекты информационного пространства.

Таким образом, информационная безопасность имеет важное значение для социальной стабильности. Регулярные меры по защите информации и противодействию киберпреступности могут укрепить доверие к правительству, бизнесу и другим институтам, что, в свою очередь, может способствовать социальной стабильности в обществе.