Как избежать обострения водной проблемы в Центральной Азии?

Опубликовано: 16.09.2023

Как избежать обострения водной проблемы в Центральной Азии?

Казахская пословица гласит: «Су – ырыстың көзі». Государства Центральной Азии при формировании водной политики должны исходить из того, что вода – это ограниченный природный ресурс, от которого напрямую зависит благополучие и устойчивое развитие всего региона. Остро стоит вопрос максимальной экономии воды путем внедрения цифровых технологий. Проблемы с водой имеются не только у Казахстана. Они есть и в Узбекистане, и Кыргызстане. Республика Казахстан имеет 8 водных бассейнов. Пять из них (Арало-Сырдарьинский, Жайык-Каспийский, Есильский, Нура-Сарысуйский и Шу-Таласский водохозяйственные бассейны) характеризуются как стрессовые, под угрозой находится дальнейшее социально-экономическое развитие в этих регионах. Особый дефицит воды наблюдается в районах рек Сырдарья, Урал, Шу, Или и Талас. Помимо явного дефицита водных ресурсов в областях, которые занимаются сельским хозяйством, запасы воды почти исчерпаны Туркестанской, Жамбылской и Кызылординской областях.

С учетом глобального потепления, аридной территории страны, которая подвержена засушливости на 60%, засух будет больше. По прогнозам Всемирного банка, объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году снизится с 90 до 76 км³ в год. Т.е. в среднесрочной перспективе Казахстану не будет хватать примерно 15% водных ресурсов.

По оценке ученых, водные ресурсы Казахстана сильно зависят от речного и озерного стока. Удельная водообеспеченность страны – 37 тыс. м³/км², или 6 тыс. м³ на одного человека в год. Большая территория Казахстана относится к бессточным бассейнам внутренних озер, не имеющих выхода к океану. Атмосферные осадки незначительны, за исключением горных регионов. Общий поверхностный сток имеет разные цифры. Сегодня в Казахстане следует проводить актуализацию этих данных. Если исходить из того, что общие водные ресурсы рек составляют 101 км³, из которых 57 км³ формируются на территории Казахстана, остальной объем поступает из сопредельных государств: России – 8 км³, Китая – 19 км³, Узбекистана – 15 км³, Кыргызстана – 3 км³. Запасы пресной воды в км³: озера – 90; водохранилища – 5; сток рек – 1; подземные воды – 5; ледники – 8; всего – 39. Также в Казахстане есть следующая особенность – водные ресурсы распределены неравномерно по территории страны и по сезонам. Надежными и возобновляемыми считаются всего 23 км³ из них. А это только пятая часть от всего объема.В связи с изменением климата, водностью года, сезонностью, увеличением трансграничного стока, который ежегодно только растет, есть риск, что эти доступные ресурсы снизятся. Остро стоит вопрос с загрязнением водоемов. На востоке в бассейне Иртыша и юго-востоке в бассейне Балхаша превалируют тяжелые металлы – медь и цинк. Водные проблемы затрагивают интересы 4,5 млн казахстанцев, проживающих в сельской местности.

Причиной дефицита можно назвать комплекс факторов, среди которых не последнюю роль играют сокращение внешнего притока воды, которое усугубляется еще и неэффективным ее использованием. Глава Государства указал на то, что республика зависит от ресурсов трансграничных водных источников.  В этой связи важно отметить важную роль Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – являются сторонами Конвенции, а Кыргызстан и Таджикистан также работают в рамках этой Конвенции, в экспертных группах, рабочих встречах. Реки и каналы Евразии – общее природное достояние, призванное объединять народы и экономики. 44% стока воды Казахстана формируется за его пределами, граничащих с РК, странах. К примеру, 41% ресурсов в самый крупный в нашей стране Балхаш-Алакольский бассейн поступает из КНР. Река Или основная стокообразующая часть этого бассейна, основная часть площади расположена на территории Китая. Там воду или собирают в несколько десятков водохранилищ, более 250 водозаборных сооружений. Орошается свыше 500 тыс. га земель. В Казахстане, к сожалению, орошение и водозаборы пришли в упадок. Коэффициент полезного действия оросительных систем не превышает показателя в 0,45-0,55, что простыми словами говорит о том, что теряется половина воды.

Улучшить ситуацию позволит активная работа по модернизации оросительных сетей, внедрение систем капельного орошения, дождевания.  На уровне регионов следует разработать программы внедрения технологий водосбережения, причем делать это надо в рамках «короткого» горизонта решения проблемы.

Попытки наладить эффективное использование водных ресурсов в Казахстане предпринимались неоднократно. С 2002 года реализовывались такие программы, как "Питьевая вода", "Ақ бұлақ", Программа развития регионов до 2020 года. С 2011 по 2018 год в рамках Государственной программы развития регионов из республиканского бюджета на развитие систем водоснабжения и водоотведения было выделено 589 млрд тенге, реализовано 2015 проектов. Есть еще один проект по интегрированному управлению водными ресурсами Казахстана с соседними странами.

По мнению экспертов АБР по дефициту воды наша страна находится на 8 месте в Азиатском регионе. Усугубляют проблему водного стресса аридный климат, высокая изношенность инфраструктуры, нерационально водопотребление, необеспеченность правовой базой.

Еще одним фактором, усугубляющим ситуацию, является нерациональное водопотребление со стороны населения. Казахстан, наряду с другими странами Центральной Азии относится к той группе государств, где население потребляет большие объемы воды.  Ежедневный уровень использования воды на душу населения в РК достигает 3,5 тыс. литров. Для сравнения: в России этот показатель составляет 1,3 тыс. литров, в Грузии – 1,2 тыс. литров, а в Великобритании – лишь 348 литров на человека.

Соответственно сейчас актуальным будет рассматривать вопросы дифференцированных тарифов на водопотребление. В расчет следует принимать себестоимость воды исходя из размера экологического ущерба.

Положительно на расходы воды сыграет внедрение иных схем устройства канализации. Стоит внедрять опыт тех стран, где для бытовых и технических нужд используется отдельный водопровод.

На протяжении многих лет ключевым партнером правительства Казахстана в области устойчивого управления водными ресурсами выступает Программа развития ООН. Все крупные города Казахстана расположены на берегах рек и поэтому подвержены наводнениям. В Программе развития ООН помогают Казахстану осуществить ряд мер, которые позволят адаптироваться к изменению климата и смягчить его последствия.

Проблема дефицита воды в Центральной Азии представляет серьезную угрозу как для национальной безопасности, так и для устойчивого развития региона. Население, сельское хозяйство и экономика стран Центральной Азии сильно зависят от доступности водных ресурсов, и в свете изменений климата и недостаточной инфраструктуры управления водными ресурсами, решение этой проблемы становится более актуальным чем когда-либо.

Ключевым шагом в направлении улучшения управления водными ресурсами в Центральной Азии является создание Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК). Этот орган будет содействовать финансированию и согласованию национальных и трансграничных проектов в области водохозяйства и энергетики, а также обеспечит координацию усилий между региональными государствами. Инвестиционную поддержку МВЭК смогут предоставить международные финансовые институты, что способствует реализации критически важных проектов в регионе.

Для достижения успеха МВЭК должен учитывать интересы не только водохозяйственных органов, но и ключевых игроков в энергетическом секторе и организаций, ответственных за экологические вопросы. Важно также учесть механизмы контроля и соблюдения обязательств странами-участницами.

Такие инициативы, как создание МВЭК, могут сыграть важную роль в обеспечении устойчивого управления водными ресурсами в Центральной Азии и способствовать адаптации к вызовам изменяющегося климата. Поддержка международного сообщества и плотное сотрудничество всех заинтересованных сторон необходимы для реализации этих важных шагов вперед в борьбе с проблемой водного дефицита в регионе.

Впервые за почти полвека под сопредседательством Таджикистана и Нидерландов в Нью-Йорке прошла Водная конференция ООН. С высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН весомо прозвучал единый голос центральноазиатского региона по вопросам будущего Арала, представлено Совместное заявление государств Центральной Азии.

В год 30 летнего юбилея с момента создания Международного фонда спасения Арала в г. Душанбе прошло юбилейное заседание Совета глав государств – учредителей Международного фонда спасения Арала. МФСА –  один из немногих успешных механизмов регионального сотрудничества, демонстрирующих субъектность Центральной Азии на международной арене. частники заседания приняли решение об избрании президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева президентом МФСА сроком на три года с 1 января 2024 года. Таким образом, председательство в МФСА с начала следующего года переходит Республике Казахстан. Это хороший повод для того, чтобы сделать шаги по преодолению намечающегося кризиса, как в рамках нашей страны, так и на уровнем региона в целом.