Казахстан: старт нового политического сезона, перспективы и ожидания

Опубликовано: 06.09.2023

Казахстан: старт нового политического сезона, перспективы и ожидания

Сентябрь можно уверенно называть месяцем – когда в Казахстане стартует новый политический сезон. 1 сентября Президент Республики Казахстан К.К. Токаев обратился к народу Казахстана с традиционным Посланием. Тема Послания 2023 г. звучит как «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», в нем Глава Государства обозначил приоритеты развития республики и поставил перед государственными органами конкретные задачи на предстоящий период.

Аналитики ЦАИ «Евразийский мониторинг» порассуждали на тему того, какие изменения ждут Казахстан в текущем году.

Главный и основной посыл, который озвучил Глава Государства в Послании, как и ожидалось, связан с экономическими преобразованиями. Послание 2023 логично дополняет документы прошлых лет, где были поставлены задачи направленные на перезагрузку политической системы и реформу государственного управления.

Стоит понимать, если даже это и не очень видно в информационном поле, но со стороны государственных органов и правительства ведется активная работа над внесением изменений и дополнением Национального плана развития до 2050 года. Последняя версия национальной системы планирования от 2021 года приняла национальные проекты, которые заменили собой государственные программы. Сейчас активно отменяются и нацпроекты, со стороны правительства ведется работа по внедрению новой системы управления, с другими индикаторами.

Общий контекст мирового развития, геополитическая нестабильность, глобальная экономическая рецессия, проблемы внутри нашей страны требуют внедрения в управление механизмов, которые позволят работать на поддержание стабильности.

По данным отечественного рейтингового агентства Ranking.kz по результатам прошлого году эффективность работы центральных государственных органов (ЦГО) в  бальном выражении составила 93,9 балла из 100.  Из 76 запланированных целей развития удалось достигнуть 59.

Расчеты показывают, что эффективно отработали 2022 год Министерство национальной экономики (МНЭ), Министерство иностранных дел (МИД) и Агентство по делам государственной службы (АГДС).

А вот к Министерству торговли и интеграции (МТИ), Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, а также Министерству науки и высшего образования (МНВО) есть вопросы. Данные госорганы достигли самую малую долю целевых индикаторов.

Актуальным выглядит начавшейся в стенах парламента процесс законотворческой работы над законом о госзакупках. После обсуждения в общественной палате Мажилиса Министерство Финансов было вынуждено отвечать на волну критики, в связи с достаточно спорным концептуальным наполнением.

Достаточно ожидаемым выглядит грядущее рассмотрение таких стратегических документов, как Бюджетный и Налоговый кодексы. Важность данных документов состоит в том, что от них зависит характер взаимоотношений между субъектами бизнеса, бизнесом и государством, населением и государством, что в сложной конъюнктуре гарантирует внутриполитическую стабильность и поддерживает принципы социальной справедливости.

Хочется обратить внимание на то, что из политических вопросов на повестке дня стоит вопрос активной работы по совершенствованию местного управления. Централизованная модель управления довольно удобно в плане того, что обеспечивает быстрое прохождение сигнала сверху вниз. При этом, на местах, есть определенная проблема с тем, чтобы так же эффективно давать обратную связь наверх, в центр.

Одним из путей активизации работы на местах может стать модернизация работы маслихатов и общественных советов. Речь идет о том, что диалоговая модель, которая была внедрена в прошлом году для акимов, министров дает очевидные положительные результаты. Но из публичного пространства практически исчезли маслихаты, которые обеспечивают системы взаимодействия власти и населения на местном уровне

В текущем году важно, в политическом плане сосредоточится на представителях местных органов власти, развивающейся модели местного самоуправления.

Наболевшая проблема для нашей страны — это информационное пространство, давно назрела необходимость работы над механизмом, который сможет ограничить попытка «раскачать» ситуация посредством деструктивных информационных воздействий. Еще в Послании 2022 года Президент озвучивал ряд инициатив на эту тему.

Если говорить о ситуации по внешнему контуру, то тут актуализируются вопросы логистики. Казахстан активно работает над развитием Срединного коридора в обход России, при этом важно понимать, что наши южные соседи строят такой же коридор. Стоит понаблюдать, как будет себя вести Узбекистан, не перекинет ли усилия на трансафганскую магистраль.  Для Казахстана это будет достаточно выгодный вариант развития ситуации. Соответствующие переговоры с афганскими чиновниками проводил вице-премьер Жумангарин, также было сделано несколько предложений России принять участие в развитии Срединного коридора.

Казахстану важно, в условиях войны санкций активно пользоваться своим транзитным положением, используя ситуацию для роста как экспорта, так и импорта через свою территорию. Это обусловлено еще и традиционной многовекторностью во внешней политике, курсу на которую Казахстан придерживается с самых первых лет после обретения независимости.

С учетом актуализации таких угроз безопасности как нехватка воды, деградация окружающей среды, которая может спровоцировать ЧП, проблема исчерпания инфраструктурных мощностей важно проработать мощную антикризисную стратегию, чтобы не позволить названным обстоятельствам наносить удары по нашей государственности.

Исходя из всего сказанного выше, в текущем политическом сезоне хочется надеяться на то, что руководство обратить внимание на такие задачи, как:

  • укрепление дипломатических связей с другими странами и международными организациями для поддержания стабильных и разносторонних отношений, что позволит в полной мере использовать выгоды транзитного положения республики;
  • диверсификацию экономики, сокращение зависимости от нефти и газа путем развития других секторов, таких как сельское хозяйство, туризм, информационные технологии;
  • на фоне низкой эффективности работы ключевых министерств необходимы форсированные вложения в образование, здравоохранение и профессиональную подготовку для создания квалифицированной рабочей силы;
  • на фоне пересмотра действующих глобальных логистических цепочек назрела необходимость усповершенствования транспортной и коммуникационной инфраструктуры для обеспечения более эффективной торговли и развития региональных связей;
  • проблемы с энергетической безопасностью требуют ускорить внедрение современных технологий и методов, направленных на увеличение энергоэффективности и уменьшение зависимости от энергоресурсов.

Эти шаги станут отправной точкой для развития Казахстана в нестабильных условиях, но важно также учитывать конкретные характеристики и потребности страны и региона при разработке стратегии развития.