Кыргызстан и ЕАЭС: проблемы и перспективы развития

Опубликовано: 15.09.2022

Кыргызстан и ЕАЭС: проблемы и перспективы развития

Сентябрь, традиционно считается временем начала нового политического сезона, представляется возможным проанализировать предварительные итоги того, как Кыргызстан реализовался в рамках председательства в ключевых структурах ЕАЭС – Совете ЕЭК, Высшем экономическом совете и межправительственном совете.

На пленарной сессии Евразийского экономического форума, который прошел в мае в Бишкеке Садыр Жапаров озвучил приоритеты Кыргызской Республики в рамках председательства. Указанные идеи показывают тот набор задач, которые Кыргызстан намеревается решить в ЕАЭС. Глава Кыргызстана указал на важность обеспечения четырех свобод (свобода перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов); последовательную реализацию стратегии развития до 2025 года; совместную работа в агропромышленной и промышленной сферах; определение алгоритмов и механизмов, обеспечивающих устойчивый экономический рост.

Сложности внутреннего и внешнего порядка осложняют ситуацию в рамках Союза. Январь, ознаменовался кризисом в Казахстане, а начало конфликта в Украине привело к санкционной войне, которая не могла не сказаться на странах-участницах ЕАЭС.

Развитие транспортно-логистического потенциала

Транзит кыргызских товаров, через границу Казахстана представляется одной из болевых точек казахстанско-кыргызских отношений в рамках ЕАЭС. Достаточно часто возникают заторы, связанные с высоким уровнем настороженности у Казахстана, обусловленного тем, что нередки случаи контрабанды.

Последний такой крупный затор большегрузов имел место в феврале на казахстанском контрольно-пропускном пункте «Карасу». Из-за поломки рентген установки досмотр происходил в ручном режиме, в следствие чего на граница скопилось более 180 автомобилей. Повышенное внимание к грузам, проходящим границу Казахстана обусловлено тем, что с начала года грузопоток из Кыргызстана в Казахстан и Россию вырос втрое, кратно возросли риски ввоза незадекларированного и контрабандного товара, в основном китайского производства. Все это в условиях сложной экономической и геополитической ситуации приводит к рискам. Главы Казахстана и Кыргызстана обсудили данную проблему и поставили перед правительствами задачу довести торговый оборот до $2 млрд, возобновить работу совета кыргызско-казахских предпринимателей, развивать механизмы грузовых перевозок через границы.

Опыт решения таких проблем есть, на ранних этапах построения Евросоюза, когда страны убирали внутренние границы и объединяли внешние приходилось находить компромиссы. Ярким примером стала формирование шенгенской зоны, поставившей во главу угла принципы свободного передвижения товаров и людей, стоят на первом месте. Создание ЕАЭС предполагает именно такой формат взаимоотношений.

Логистические проблемы на казахстанско-кыргызской границе отрицательно сказываются на имидже ЕАЭС, поэтому важно последовательно решать вопросы сопряжение интереса национального, и интереса объединения в целом.

Обеспечение продовольственной безопасности

Глобальная нестабильность повлияла и на ситуацию в ЕАЭС. Продовольственная инфляция имеет место и в странах союза, который пытаются нивелировать риски, связанные с галопирующей инфляцией и проблемой с доступом к продуктам.

В договоре о ЕАЭС зафиксирован базовый принцип агропромышленной политики - реализация ресурсного потенциала государств для удовлетворения потребностей общего аграрного рынка. И соответственно реализовать этот принцип в условиях внешней турбулентности можно только согласовано, сдерживая ценовые шоки и работая над обеспечением сбалансированности производства сельскохозяйственной продукции.

Политика в области продовольственной безопасности ЕАЭС регулируется документом, принятым еще в прошлом году. Опыт шоков пандемии показал важность развития собственного производства, взаимной торговли и снижения зависимости от импорта материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса.

Кыргызстан обеспечивает 80,5 % собственных потребностей в продовольствии. На высоком уровне показатели обеспечения населения зерном, картофелем, фруктами, говядиной и яйцами. Производство овощебахчевых культур и молока превышает потребление. При этом есть проблемы обеспечения собственным мясом птицы, сахаром и растительными маслами. Потребности в этих товарных группах закрываются именно поставками из государств ЕАЭС.

Доля республики во взаимной торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках ЕАЭС невысока. По итогам прошлого года она составила 1,7 %, при этом рост поставок за последние пять лет составил 1,7 раза (на сумму 210 миллионов долларов).

Кыргызстан на рынки союза поставляет фрукты (в основном сушеные), молочные продукты (сливочное масло, молоко и сливки), овощи и готовые продукты из зерна. Есть возможности для диверсификации поставок, что должно положительно сказаться на росте взаимной торговли. Важным шагом для увеличения доли кыргызского продовольствия на внутреннем рынке ЕАЭС может стать решение вопроса с сертификацией продукции, речь в данном случае может идти о меде, плодоовощной продукции.

Стратегические потенциал ЕАЭС в условиях геополитической нестабильности

Международный авторитет и география ЕАЭС последовательно растут и расширяются. Примерно 50 государств и международных организаций проявили интерес к установлению институциональных связей с Союзом.

Молдова, Куба и Узбекистан – получили статус наблюдателя при ЕАЭС, с пятью странами – Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур и Сербия – Союз заключил различные торговые соглашения.

Стратегия развития ЕАЭС до 2025 года закрепила один из стратегических ориентиров развития, связанный с ростом значения Союза как одного из центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества и выстраивания новых форматов взаимодействия.

Говоря о перспективе, можно уверенного говорить о том, что только глобальная регионально-экономическая интеграция позволит нивелировать риски, связанные с высоким уровнем геополитической нестабильности.

Механизмы обеспечения развития

Важным для страновых экономик в целом, а также для бизнеса является фактор безопасных границ и общественно-политической стабильности. Опыт анализа январских событий в Казахстане является важным этому подтверждением. В случае с Кыргызстаном, следует внимательно относится к процессу трудовой миграции. Известны техники и инструменты, которые деструктивные силы пытаются использовать для продвижения своих радикальных идей в странах ЕАЭС, причем фиксируются случаи такого продвижения именно посредством мигрантов. Безусловно есть взаимосвязь между факторами общих угроз и факторами экономического сотрудничества.

В случае Кыргызстана, с высокой долей трудовой миграции, важно понимать всю пользу участие в интеграционном объединении. Процедуры легализации в настоящее время бесплатны, а также мигрант получает доступ к медицинской помощи, социальной поддержке (если, работает легально) и пр.

***

Евразийский союз — это многомиллионный рынок, в котором Кыргызстан объективно нуждается. Сейчас на передний край выходят проблемы. Получается, что решают страны ЕАЭС их не вместе, а исходя из своих интересов.

Ну а для Кыргызстана во главу угла стоит ставить работу по скорейшей проработке вопросов логистики, связанных с беспрепятственным проходом товаров из Кыргызстана на границе Казахстана.

 Половину ВВП Кыргызстана обеспечивает сфера услуг, при этом существует зависимость от средств трудовых мигрантов, и это актуализирует необходимость реиндустриализации.

Фото: banks.kg