Новые министерства созданы в Казахстане: расширение государственной структуры

Опубликовано: 11.09.2023

Новые министерства созданы в Казахстане: расширение государственной структуры

В Послании Президента народу Казахстана, озвученном 1 сентября на открытии очередной сессии Парламента К.К. Токаев озвучил инициативу, об открытии в Казахстане новых министерств.

Аналитическая служба «Евразийского мониторинга» рассуждает о том, как расширение государственной структуры будет способствовать улучшению системы управления в Казахстане.

Практически сразу после того, как текст Послания был озвучен был подписан указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», где и были прописаны принципы реорганизации министерств.

Из структуры Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан было выделено Министерство водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан. Вновь организованная структура получает функций и полномочия в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.

Водная проблема в нашей республике стоит остро, более того она год от года усугубляется из-за общего сокращения запасов в мире, да и в целом потребительского отношения человека.

Согласно статистике Азиатского банка Развития наша страна находится на 8 месте по «водному стрессу», т.е. дефициту воды в Азии. Эксперты Всемирного банка указывают на тенденцию снижения к 2030 году объема водных ресурсов Казахстана с 90 до 76 км³ в год. Простой математический подсчет говорит о том, что достаточно скоро Казахстане не будет хватать примерно 15% воды, необходимой для реализации базовых потребностей.

Появление нового министерства особо актуально в контексте необходимости усилить взаимодействие со странами региона в вопросах управления водными ресурсами.

Новая структура должна в максимально сжатые сроки приступить к решению задач по полномасштабной модернизации водохозяйственной инфраструктуры, цифровизации водоучета и распределения воды, с целью диверсификации потребностей и развития потенциала «умного» потребления.

Актуальным можно назвать необходимость своевременного принятия нового Водного кодекса для решения проблем нерационального потребления водных ресурсов и высокого износа гидротехнических сооружений.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан было разделено на две части: Министерство транспорта Республики Казахстан и Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан.

Министерство транспорта получит полномочия в сфере управления железнодорожным, автомобильным, внутренним водным транспортом; торговым мореплаванием; в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации; естественных монополий в области услуг аэронавигации и аэропортов; общественно значимых рынков в области услуг аэропортов; автомобильных дорог.

Как подчеркнул К.К. Токаев в Послании Народу Казахстана, озвученному 1 сентября текущего года республике важно работать над усилением позиций в качестве узлового транзитного хаба в Евразии. Это позволит республике со временем стать полноценной транспортно-логистической державой. Динамичное развитие этой сферы – стратегическая задача. Президентом была поставлена задача нарастить долю транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет до 9%.

При этом, именно эффективная управляемость нужна, чтобы достичь данной цели, соответственно ответственный государственный орган необходим.

Определяющей чертой развития мировой индустрии в настоящее время становится набирающая обороты новая технологическая парадигма, повсеместное культивирование высокопроизводительного и конкурентоспособного предпринимательства.

На глобальном уровне тенденции мирового развития диктуют основные мегатренды, оказывающие наибольшее воздействие на развитие экономики и промышленности. Вот основные из них: глобализация и рост объема экспорта капитала, региональная экономическая интеграция, цифровые технологии, которые активно внедряются во все сферы жизни человека и производственные процессы. В экономически развитых западных странах резко возрос интерес к индустриальному развитию, это обусловлено тем, что постиндустриальная экономика больше не может выступать в качестве надежной основы экономического развития, поскольку для него необходим базис – материальное производство, традиционная занятость на предприятиях, которые производят материальный продукт.

Все большее значение в мире приобретают вопросы перехода к «зеленой» экономике (ВИЭ, электродвигатели), так как нарастание экологических проблем (загрязнение воздуха, земли, воды) уже оказывает отрицательное воздействие на климат и здоровье людей.

Промышленное производство в Казахстане в январе-июле 2023 года выросло на 3,6%, достигнув индекса 103,6%, по сведениям Бюро национальной статистики РК. Данные цифры говорят о том, что Казахстану необходимо следовать в русле общемирового развития и соответственно Министерство промышленности и строительства будет заниматься решением задач в сферах индустрии и индустриального развития; промышленности.

В структуру госоргана войдут: комитет промышленности, комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, комитет государственного оборонного заказа и комитет геологии.

На министерстве лежит функционал связанные с координацией работы горно-металлургического комплекса; развития внутристрановой ценности; машиностроения; угольной, химической, легкой (кроме переработки шкур и шерсти сельскохозяйственных животных), деревообрабатывающей и мебельной промышленности; строительной индустрии и производства строительных материалов; безопасности машин и оборудования; безопасности химической продукции в соответствии с отраслевой направленностью; контроля специфических товаров; энергосбережения и повышения энергоэффективности; регулирования производства драгоценных металлов и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней; сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы; ювелирных и других изделий; создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон; государственного управления недропользованием в части твердых полезных ископаемых, за исключением добычи урана; государственного геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы; архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; жилищных отношений; коммунального хозяйства; государственного регулирования в области водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (кроме теплоэлектроцентралей и котельных, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения) в пределах населенных пунктов; долевого участия в жилищном строительстве; оборонной промышленности; участия в проведении единой военно-технической политики; осуществления военно-технического сотрудничества; в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа

Изменился функционал министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Оно преобразовано в Министерство культуры и информации Республики Казахстан. Руководителем нового министерства стала Аида Балаева, которая занимала должность заместителя руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

Функционал министерства подразумевает передачу ему управленческий полномочий в сферах культуры; охраны и использования объектов историко-культурного наследия; кинематографии; государственных символов; архивного дела и документационного обеспечения управления; электронного документооборота и электронных архивов; в области ономастики; креативных индустрий и коммерциализации результатов творческой деятельности от Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан преобразовано в Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Его задачи и полномочия подразумевают реализацию управленческих задач по формирование государственной политики в сферах:

  • физической культуры и спорта;
  • игорного бизнеса;
  • лотереи и лотерейной деятельности;
  • туристской деятельности, туризма и туристской индустрии.

То, что произошло в первую сентябрьскую неделю является самой масштабной реорганизацией министерств. Какие-то из них уже существовали ранее, другие исполняли свои задачи внутри крупных суперминистерств, сочетавших в себе сотни функций. Таким образом, в нашей стране вместо прежних 19 будет работать 21 ведомство

Завершая обзор хочется отметить, что для того, чтобы вновь организованные министерства стали эффективными звеньями одной цепи, которую можно назвать государственным управлением нужно отработать вопрос с грамотной нормативно-правовой базой. Сейчас серьезным риском можно назвать фактор того, что запреты и игнорирование проблем превратят нужную, по сути, затею в очередной бесполезный процесс.