Салов Данил, слушатель образовательной программы «Международные отношения»,
Международного университета «Астана»
Центральная Азия – обширный регион Евразии, не имеющий выхода к океану. Традиционно Центральную Азия определяют как «5 станов»: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан. В основе этого определения лежит политологический критерий.
ЮНЕСКО определяет регион шире, включая туда Монголию, южную часть России, северо-западную часть Китая, Афганистан, часть Индии, Ирана и Пакистана, и тут объединяющим критерием выступает историко-культурная составляющая: кочевая цивилизация и Великий Шелковый путь.
История региона интересна именно в контексте существовавших на ее просторах мощных кочевых империй, которые последовательно сменяли друг друга на протяжении веков. «Эпоха кочевников» закончилась к середине XVIII века, когда Российская Империя включила эти территории в свой состав. Медленно и последовательно кочевой ареал стал сокращаться, замещаясь на другие формы ведения хозяйства. После образования СССР чудовищный эксперимент по насильственной седентаризации, трагедия Ашаршылыка, индустриализация сформировали современный этнокультурный и хозяйственный тип региона. После распада Советского Союза в 1991 году, страны получили независимость и стали строить самостоятельные модели политических систем и экономических механизмов.
Республики Центральной Азии являются классическим примером middle-power state, что обуславливает достаточно типичный набор проблем, которые осложняют устойчивое развитие, к таковым можно отнести: утечку мозгов, выраженные региональные диспропорции, высокий уровень коррупции, отсутствие преемственности в реализации экономических программ, низко диверсифицированные экономики, с присущим им набором «болезней» в виде сырьевой направленности экспорта, волатильности курсов и т.п, деструктивная урбанизация, и многое другое. Отдельно стоит упомянуть достаточно сложную ситуацию в области безопасности: геополитическая нестабильность, внутренняя слабость и невысокая устойчивость политических систем становятся катализатором для тех проблем, которые были упомянуты ранее.
Указанный набор проблем обуславливает высокие риски конфликтогенности для Центральной Азии на пространстве Евразии. К числу основных вызовов безопасности следует отнести: террористическую угрозу, проблему активности организованных преступных группировок, наркотрафик, оборот наркотиков, этнические конфликты, сепаратизм и многое другое. Сложная социально-экономическая ситуация часто выступает триггером для актуализации той или иной угрозы в области безопасности.
Важно извлечь правильные уроки из тех кризисов, которые сотрясали наш регион недавно. Вспомним трагедию, которую пришлось пережить Казахстану в ходе событий Кровавого января. Со 2-го по 14-е января 2022 года в республике из-за беспорядков погибло 238 человек, многие города страны погрузились в темноту от дыма горящих машин и зданий. К взрыву недовольства привели серьезные управленческие ошибки, работа над исправлением которых стала основой работы государственных органов и структур. Построение «Нового Казахстана» должно снять все риски от региональных диспропорций, которые плохо влияют на социальную ситуацию.
Серьезным вызовом внутрирегиональной стабильности стал конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, продлившийся с 27-го января по 20-е сентября 2022 года. Причиной стало строительство на спорном участке земли. Жертвами этих столкновений стало 122 человека. Стоит понимать, что нет никакой гарантии того, что в будущем подобные ситуации не повторятся. Причем приход на помощь контингента ОДКБ нельзя считать панацеей. Важно укреплять внутрирегиональные связи, в том числе посредством усиления работы по безопасности по линии ШОС.
Центральная Азия из-за своих природных богатств может стать мишенью для внешних врагов, этот сценарий перестает казаться фантастичным в условиях нарастающей конкуренции за минеральные ресурсы.
Если случится прорыв террористических групп, как это было в ходе Баткентских событий 1999-2000 годов, то вооруженным силам предстоит отстаивать право граждан на спокойствие и мирное развитие.
Так каков же оборонительный потенциал стран региона. Рейтинг Global Firepower 2023, который оценивает мощь армий мира ранжировал вооруженные силы стран ЦА следующим образом, аналитики поместили армию Узбекистана на 62-е место, Казахстана на 63-е позицию, Туркменистана на 82-ю, Кыргызстана на 107-ю, Таджикистана – 120-ю. Всего в рейтинге ранжируются армии 145 стран мира. В связи с этим можно согласится с опасениями заведующего отдела Средней Азией в Институте стран СНГ Андрея Грозина, который замечает, что «на самом деле все эти армии постсоветской Центральной Азии – большая фикция. Воевать такие армии не могут. Самые боеспособные из них по всем параметрам – казахстанская и узбекская. Но эти армии не способны вести глобальные боевые действия. Они не приспособлены для этого, это по большей части инструментальный аппарат».
Соответственно важно развивать дипломатический инструментарий и меры невоенного регулирования безопасности, дабы не усложнять и без того не самую простую ситуацию. Защищенность от любого вида угроз- важная часть внешней политики любого государства. Страны Центральной Азии имеют пробелы по этой части. Для устойчивого развития важно не только усиливать военный потенциал, но и самым тщательным образом работать в направлении развития экономик, непримиримо бороться с коррупцией.
В современной Центральной Азии безопасность является одной из ключевых проблем, которая оказывает влияние на стабильность и процветание региона.
Транснациональные угрозы, такие как терроризм, наркотрафик и трансграничная преступность, продолжают оставаться серьезной угрозой для региона. Поэтому к странам Центральной Азии необходимо сотрудничать на международном уровне, обмениваться информацией и координировать свои действия для противостояния этим вызовам.
Внутренние проблемы, такие как экономическая нестабильность, нарушение прав человека и этнические напряжения, могут также способствовать ухудшению обстановки в регионе. Решение этих проблем требует глубоких внутренних реформ, направленных на укрепление правового государства, содействие экономическому развитию и обеспечение справедливости и инклюзивности для всех слоев населения.
Также важно акцентировать внимание на проблемы окружающей среды, водные ресурсы, и уязвимость к климатическим изменениям, что может привести к потенциальным конфликтам из-за ресурсов. Необходимо содействовать экологической устойчивости, совместному управлению ресурсами и поискам компромиссных решений для снижения возможных напряжений в этой сфере.
Образование и поддержка молодежи имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого развития региона. Инвестирование в образование, науку и технологии может содействовать развитию инноваций, поддержке предпринимательства и повышению уровня жизни, что, в свою очередь, способствует сокращению мотивации для экстремистской и криминальной деятельности.
Проблемы безопасности в современной Центральной Азии являются сложными и многогранными, но они не несут в себе нерешаемых противоречий. Путем международного сотрудничества, заботе об окружающей среде и инвестировании в будущие поколение можно создать основу для устойчивого развития региона и обеспечения его безопасности на долгие годы вперед. Только через совместные усилия и конструктивное партнерство страны Центральной Азии смогут преодолеть вызовы и воплотить в жизнь свою мечту о процветающем и безопасном будущем.