ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Опубликовано: 31.07.2022

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аналитическая статья рассматривает особенности процесса приграничного сотрудничества Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. В частности, авторы основываются на том факте, что Китай как один из стратегических партнеров Казахстана формирует эффективную модель приграничного взаимодействия, на основе развития зон свободной торговли и международных транспортных коридоров. Отмечается важная роль МЦПС «Хоргос», а также международных торговых ярмарок, таких как ЭКСПО «Китай-Евразия». Кроме того, специфическая особенность приграничного сотрудничества Казахстана и Китая состоит в том, что граница проходит по территории СУАР, делая ее таким образом, своеобразными воротами на перспективные рынки Китая. К числу преимуществ развития приграничного сотрудничества может быть отнесено привлечение китайского опыта в части развития свободных экономических зон. К числу негативных факторов, тормозящих развития сотрудничества можно отнести слабое развитие информационной и банковской инфраструктуры, механизма взаиморасчета и урегулирования спорных ситуаций между двумя сторонами, организационная слабость приграничных торговых отношений и др. Но, несмотря на трудности, приграничное сотрудничество между двумя странами дает ощутимые результаты.

Для Казахстана, Китай является стремительно развивающимся соседом. Казахстану просто необходимо по максимуму использовать все преимущества от эффективного взаимодействия с ним для динамичного развития страны, особенно в условиях неблагоприятной геополитической и экономической конъюнктуры.

Приграничное сотрудничество является важным аспектом взаимоотношений, определяющим глубину взаимоотношений соседних стран. Граница, представляет собой не только линию разделению двух акторов современных международных отношений. Граница, в ее более широком понимании показывает возможности соприкосновения территорий не только в политическом, цивилизационном контексте, но прежде всего в сфере торгово-экономического взаимодействия. Исходя из этого, в данной статье речь пойдет о том, как формируется модель приграничного сотрудничества Казахстана и Китая. Соответственно для раскрытия данной цели будут последовательно решаться такие задачи как анализ товарооборота, оценка эффективности.

Подписание 3 января 1992 года коммюнике об установлении дипломатических отношений открыло современную страницу отношений Республики Казахстан и Китаем. Граница между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой имеет протяженность в 1782,75 км, 1215,86 км составляет сухопутная граница, а 566,89 км, проходит по воде. Статус границы закреплен в «Соглашении между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе» от 26 апреля 1994 года. Надо сказать, что по данным Комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан за 2021 год объем двусторонней торговли составил 18,2 мл рд. долл, что на 15,2% больше по сравнению с 2020 годом. Китай является одним из самых крупных внешнеторговых партнеров Казахстана. Объем китайских товаров в общем товарообороте РК в 2021 г. достиг 24,1%. По информации Нацбанка РК на 1 сентября 2021 г., Китай находится на 4-е месте (21,3 млрд. долл.) по привлеченным в РК иностранным инвестициям.

Связующим мостом взаимного сотрудничества между Китаем и Республикой Казахстан можно уверенно назвать Синьцзян. СУАР является не только для Казахстана, но и для других республик Центральной Азии «воротами» для входа на китайский внутренний рынок, емкостью примерно в 1,4 млрд. человек. На сегодняшний день Казахстан является главным торгово-экономическим партнёром Синьцзяна среди всех 8 стран, с которыми граничит этот район. На долю СУАР приходится более 75% товарооборота между РК и КНР.

 

На сегодняшний день, между странами работают 7 пунктов пропуска. Два из которых являются железнодорожными: Достык/Алашанькоу и Алтынколь/Хоргос, обеспечивают поток грузов и пассажиров через Алматинскую область в СУАР. Пять пунктов пропуска: Хоргос, Кольжат, Достык, Бахты, Майкапчагай являются автомобильными. Автопереходы соединяют Алматинскую, Восточно-Казахстанскую область с СУАР.

По состоянию на конец первого квартала 2022 года товарооборот между Казахстаном и КНР (сырьевые и обработанные товары) составил 4,7 млрд долларов, это на 35,6% больше, чем за аналогичный период 2021 года (3,4 млрд долларов).

Существенную долю составляют именно обработанные товары. В общем товарообороте, именно на их долю приходится 3,1 млрд долларов, что на 21,9% выше, чем за аналогичный период 2021 года (2,5 млрд долларов).

Экспорт обработанных товаров из Казахстана в Китай вырос на 17,8% и составил 1 млрд долларов. В частности, растут поставки таких товаров, как медь и катоды из меди, растительные масла, титан и изделия из него, отходы переработки злаковых или бобовых культур, циклические углеводороды и др. Импорт обработанных товаров в Казахстан из Китая за январь-март составил 2,1 млрд долларов.

Высокую динамику и широкий коридор возможностей для развития приграничного сотрудничества между Казахстаном и Китаем создается посредством функционирования Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». В рамках работы Хоргоса удалось создать реально работающую платформу, упрощающей контакты представителей бизнес-кругов, без посредников вести деловые переговоры по созданию совместных предприятий и осуществлению взаимных инвестиций Предприятия Казахстана и Китая имеют возможность рекламировать лучшие образцы своей продукции. Для посетителей центра действует безвизовый режим на протяжении 30 дней. С казахстанской сторона на территории МЦПС «Хоргос» работают 24 инвестиционные компании по реализации 29 инвестиционных проектов на общую сумму 110,37 млрд. тенге. Введены в эксплуатацию порядка 30 000 кв. м, 1 проект реализован на 100%, по 12 проектам ведутся строительные работы, остальные проекты находятся на стадии проектирования. В период коронавирусных ограничений работа центра была ограничена. По мере того, как улучшалась ситуация, ограничения поэтапно снимались, деловая активность восстанавливалась. В апреле текущего года китайская сторона заявила о том, что льготная налоговая политика СЭЗ будет продлена до 2030 года. Это позволит посредством активизации производств и другой экономической активности в приграничной зоне, создать возможности для усиления товарообмена на взаимовыгодной основе. К примеру, компания Horgos Gitzo Semiconductor Technology занимающаяся производством таких товаров, как кремниевые пластины, дискретные полупроводниковые устройства и внутреннее и наружное освещение инвестировала 1,1 млрд юаней в Хоргос. Компания ставить амбициозные планы по строительству 20 производственных линий Yamaha SMT. Перенос производственных мощностей столь нужных в данный период материалов на территорию Хоргоса серьезно сокращает производственные цепочки. К примеру, на доставку товара из провинции Гуандун на рынки Центральной Азии уходит порядка двух недель, при этом стоимость доставки одной тонны груза составляет 1500 юаней. Если производить в Хоргосе, то товар будет Алматы за один день.

Большие перспективы даст, в случае положительного решения вопроса создания единого банка банка данных МЦПС «Хоргос». Это обеспечит условия для максимально комфортного ведения бизнеса на взаимовыгодной основе как для Казахстана, так и с китайской стороны.

Перспективным, в условиях актуализации проблем продовольственной безопасности в мире становится развитие торговли продовольствием. К примеру, в случае приграничного сотрудничества РК и КНР, именно с казахстанской стороны делаются активные шаги по наполнению Хоргоса товарами ЕАЭС. В частности, удалось наладить оптово-розничную торговлю различными товарами, интересными китайской стороне. При этом есть ряд проблем, связанных с невозможностью прохождения такими товарами таможни, из- за разницы регламентов. Одним из решений может стать данного вопроса является открытие на казахстанской части МЦПС «Хоргос» аккредитованной РК и КНР лаборатории по сертификации товаров.

Важной вехой в развитии казахстанско-китайских отношений стала инициатива «Пояса и пути», озвученная в 2013 году Си Цзинпином в стенах Nazarbayev University. На вопрос сопряжения проектов «Пояса и пути» и новой экономической политики «Нұрлы Жол» возлагались большие надежды в плане взаимовыгодного стратегического партнерства. Такие сферы, как транспортная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, сфера торговли и другие стали основой для формирования треков долгосрочного развития. В допандемический период активно обсуждались планы создания нового «Евразийского моста», формирования экономических коридоров «Китай-Монголия-Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай-Индокитай». Несмотря на стратегическую важность, вследствие высокого уровня геополитической напряженности остается туманной перспектива полноценного функционирования коридора «Западная Европа – Западный Китай». Казахстанская часть проекта закончена и введена в эксплуатацию, но после начала специальной военной операции перспективы того, что Россия закончит свою часть коридора выглядит более чем туманно.

К 2019 году удалось выстроить логистику от современного мультимодального хаба «Сухой порт» на границе Казахстана и Китая и далее по системе железнодорожных и автомобильных магистралей через Каспий в Турцию и Европу. При участии «Казахстан темир жолы» в китайском порту Ляньюньган построен контейнерный терминал, откуда доставить груз до Алматы возможно за 7–8 дней. В порту Ляньюньган за первые три месяца 2022 года было отправлено 203 грузовых поезда Китай-Европа, что на 25,7% больше, чем 2021 году. База китайско-казахстанского логистического сотрудничества в Ляньюньгане стала прямым выходом для Казахстана к Тихому океану. Железнодорожный экспресс «Китай-Европа», ездящий через территорию Казахстана, превратился в «караван стальных верблюдов», который сильно стимулирует торговлю между Востоком и Западом. Практика китайско-казахстанского сотрудничества наглядно доказала, что «Пояс и Путь» — это путь развития для общего процветания, путь возможностей для взаимной выгоды и путь счастья, усиливающий чувство выгоды у людей.

Анализируя те процессы, которые характеризуют вопросы приграничного сотрудничества Казахстана и Китая, стоит отметить, что перспективным направлением развития станет именно привлечение китайского опыта в части развития свободных экономических зон. Политика открытости в КНР осуществляется посредством активизации деятельности стратегически важных приграничных городов, что способствует притяжению инвестиций и как, следствие, ускорению формирования строительной сферы и инфраструктуры на качественно новом уровне в этих городах; приграничная торговля получает новый импульс развития, что положительно влияет на укрепление социально-экономических связей между соседними государствами.

Существуют и негативные факторы, которые тормозят приграничное сотрудничество между Казахстаном и Китаем. К ним можно отнести недостаточное развитие информационной и банковской инфраструктуры, механизма взаиморасчета и урегулирования спорных ситуаций между двумя сторонами, организационная слабость приграничных торговых отношений и др. Но, несмотря на трудности, приграничное сотрудничество между двумя странами дает ощутимые результаты.

 

Мармонтова Таисия Викторовна, кандидат исторических наук, аналитик-менеджер

центра изучения общественных процессов, Казахстанский институт общественного

развития, ORCID ID 0000-0001-9162-297X, marmontova@mail.ru

Marmontova Taissiya Viktorovna, PhD in History, Analyst-Manager the Center of Study

the Social Processes, Kazakhstani Institute the Public Development, ORCID ID 0000-0001-

9162-297X, marmontova@mail.ru