Роль Казахстана в развитии транспортных маршрутов Евразии.

Опубликовано: 26.07.2024

Роль Казахстана в развитии транспортных маршрутов Евразии.

Экспертное заседание в Центре Аналитических исследований «Евразийский мониторинг» собрало ведущих специалистов для обсуждения роли Казахстана в развитии транспортных маршрутов Евразии.

В Астане, 25 июля 2024 года, по инициативе Центра Аналитических исследований «Евразийский мониторинг» прошла экспертная встреча, на которой представители научного сообщества, транспортных компаний и государственных структур обсуждали ряд стратегических вопросов, касающихся международной логистики и торговли.

Ученые, эксперты и заинтересованные лица из Республики Казахстан, Российской Федерации и Китайской Народной Республики анализировали развитие железнодорожного транспорта и логистического потенциала Евразии, с особым акцентом на роль Казахстана в этом процессе.

Эксперты «Евразийского мониторинга» презентовали аналитический доклад «Транссибирская магистраль и её влияние на развитие транспортных коридоров в Казахстане».  Доклад рассматривает геополитическое влияние транспортных коридоров Север-Юг и китайских проектов.

Транссиб, одна из крупнейших железнодорожных артерий мира, проходящая через Казахстан, определена как ключевой маршрут для перевозки грузов из Азии в Европу. Благодаря стратегическому расположению на пересечении глобальных торговых путей, Казахстан обладает значительным транспортно-логистическим потенциалом. Пропускная способность магистрали составляет до 100 миллионов тонн грузов в год, включая до 300 тысяч контейнеров международного транзита.

Казахстан, благодаря своему географическому положению, играет важную роль в международной логистике. Железнодорожная сеть страны обеспечивает эффективное перемещение товаров и сырья, что делает её важнейшей частью экономики. Эксперты отметили, что железные дороги вносят значительный вклад в ВВП страны и способствуют устойчивому росту объема железнодорожных перевозок. Железнодорожная сеть связывает отдалённые регионы, обеспечивая доступ к важным социальным и экономическим услугам. Это делает железные дороги более экономически выгодным и экологически чистым способом транспортировки грузов по сравнению с автомобильными и воздушными перевозками.

В ходе дискуссии ообсуждались геополитические аспекты и влияние китайских инициатив, таких как «Один пояс, один путь», на развитие транспортных маршрутов в Евразии. Участники отметили, что транспортные коридоры Север-Юг становятся всё более важными в условиях изменяющейся мировой политической обстановки.

Перспективы и вызовы развития железнодорожного транспорта в Евразии вызвали активное обсуждение. Эксперты сошлись во мнении, что развитие и оптимизация железнодорожных маршрутов имеют стратегическое значение для повышения эффективности международной торговли и сотрудничества. Было подчёркнуто, что улучшение инфраструктуры и снижение транспортных издержек являются ключевыми факторами для укрепления экономических связей между странами региона.

В частности, Алексей Чекрыжов (Центр геополитических исследований «Берлек-Единство») отметил, что Китай и Россия особенно активные игроки на транспортно-логистической поле Евразии, их взаимосвязь которой с регионом обусловлена исторически и интеграционно. Надежные и обширные рынки сбыта крайне важны для китайской экономики и промышленности Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). В этом контексте Китай создает условия для стабильного экспорта своих товаров на растущий рынок стран Центральной Азии, развивая сеть транспортных коридоров, крупных приграничных логистических центров и пограничных переходов с высокой пропускной способностью. В свою очередь Россия традиционно является ключевым партнером стран региона в транспортной сфере по ряду причин. Так, существующая транспортная система региона начала формироваться ещё во времена Российской империи, и она во многом строилась по принципу «регион-регион-центр». Для большинства стран Центральной Азии Россия является важнейшим рынком сбыта. Это обусловливает взаимную заинтересованность сторон в развитой и эффективной логистической связи.

Ли Цзичжень (ассистент-директор Института регионоведения и международной коммуникации Шешнчженьского университета) показал важность развития коммуникаций и транспорта для выхода на траекторию устойчивого развития. Шенчжень, по уровню своего регионального ВВП уверенно входит в тройку городов Китая. За прошлый год он составил 480 миллионов долларов, и не малый вклад сюда внес Шенчженьский порт, который обеспечивает коммуникацию с большим количеством транспортных магистралей. Шенчжень на протяжении вот уже 31 года занимает первое место среди всех городов Китая по уровню ВВП. Товары и продукция сделанные в Шеньчжене в больших объемах экспортируются причем Северный ход Шелкового пути как раз и является одной из основных артерий для поставок этих товаров, через Центральную Азию, Россию в страны Европы. Создание международных транспортных коридоров, таких как Транссибирская магистраль и Северный ход Шелкового пути, способствует экономической и политической интеграции регионов Евразии.

Александр Барсуков (доцент кафедры политологии Новосибирского государственного университета) отметил, что на прошедшем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане, были приняты ключевые документы, подчеркивающие важность транспортной дипломатии и безопасности в Евразии. Астана продолжает играть роль важной диалоговой площадки по вопросам глобального и регионального развития. Развитие транспортных коридоров рассматривается как критический фактор для адаптации экономических стратегий стран-участниц. Принятые решения способствуют укреплению сотрудничества и расширению логистических возможностей Казахстана. Эти шаги открывают новые перспективы для экономического роста и интеграции в евразийском регионе.

Регина Сысоева (постдокторант Международного университета «Астана») подчеркнула, что вопросы развития транспортной инфраструктуры актуальны сегодня не только для стран Центральной Азии и России, в настоящее время и Европы серьезно озабочена тем, как модернизировать собственную транспортную инфраструктуру. Срединный коридор, который сегодня рассматривается рядом европейских игроков как реальная альтернатива МТК «Север-Юг», а также проектам «Пояса и Пути» пока не может конкурировать с ними ввиду большого числе издержек, которые не могут сделать его таким же выгодным. Геополитическая турбулентность пока ведет к тому, что страны Европы сокращая свои перевозки по устоявшимся маршрутам, через Евразию теряют в скорости, и вынуждены принимать во внимание издержки.

Эксперты подчеркнули, что это ведёт к снижению транспортных издержек, улучшению уровня жизни и экономическому сближению регионов. В условиях продолжающегося геополитического и военно-стратегического противостояния создание международных транспортных коридоров решает не только транспортно-коммуникационные проблемы, но и служит средством экономической и политической интеграции обширного евразийского пространства.

Денис Борисов (доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права, Новосибирского государственного университет экономики и управления) обратил внимание собравшихся на то, что железные дороги как основной континентальный вид транспорта, обеспечивающий торговлю и экономические взаимодействия, поэтому важно чтобы таких путей было максимально много, для создания синергетического эффекта

Экспертное заседание подчеркнуло стратегическую важность развития железнодорожного транспорта в Казахстане и его роль в глобальной логистике. Участники пришли к выводу, что дальнейшее развитие транспортных маршрутов и международных транспортных коридоров будет способствовать экономическому и социальному развитию стран Евразии, укреплению международной торговли и сотрудничества.