Важной особенностью СНГ, отличающей объединение от других структур, является то, что Содружество было и остается пространством практически бесплатного перехода к иным качественным уровням развития постсоветских республик. Сейчас по истечению трех десятилетий после распада СССР это формат отраслевого сотрудничества, которые представляются исторически, культурно, экономически и особенно географически обусловленными, оправданными и оптимальными.
Сохранение СНГ на современном этапе выгодно государствам-участникам. Жесткое противостояние России со странами Запада привело к беспрецедентному санкционному противостоянию. Давление на РФ и Беларусь в определенной мере отразилось на других участницах объединения. На заседании Экономического совета СНГ, которое прошло 10 июня 2022 года в Астане был согласован список конкретных мер направленных на преодоление негативных последствий и на предотвращение возможных действий со стороны Запада, которые могут повлиять негативно на экономику.
События, которые происходят в настоящее время, подстегивают интеграцию. Это мощнейший толчок, по сути, переход на качественно новый этап. Взаимная торговля в 2021 году в рамках СНГ, и Евразийского экономического союза выросла. К примеру. Казахстан и Россия взаимную торговлю повысили на треть и достигли рекордных уровней, приблизившись к 25 млрд. долларов. Ключевой фактор, побуждающих участников СНГ к интеграции – структуры экономик, которые остаются сырьевыми. Поэтому все больше актуализируется вопрос промышленной кооперации, которая будет создавать взаимные потоки товаров более высоких ступеней передела. Есть очень хорошие примеры взаимодействия в промышленной сфере - создание промышленных предприятий с белорусскими технологиями на территории Казахстана, на территории других республик Содружества. Россия активно сейчас кооперируется со многими странами СНГ, например, «АвтоВАЗ» рассматривает возможность сборки новой Lada Vesta в Узбекистане
26 октября 2023 года в Бишкеке состоялось очередное заседание Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Участники обменялись мнениями, рассмотрели вопросы, включенные в повестку дня, и приняли 20 документов.
Собравшиеся утвердили Межгосударственную программу сотрудничества государств СНГ в сфере геодезии, картографии, пространственных данных, геоинформационных технологий, дистанционного зондирования Земли, кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество на период до 2026 года.
Члены Совета глав правительств утвердили также Концепцию цифровой трансформации отраслей топливно-энергетического комплекса государств – участников СНГ и соответствующий План мероприятий по ее реализации, Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», Комплекс мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве в горно-металлургической отрасли, Положение о технологических платформах в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2030 года.
На встрече был подписан План мероприятий по подготовке и празднованию в 2025 году в Содружестве Независимых Государств 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Еще один план, утвержденный Советом глав правительств СНГ, - по проведению в Содружестве в 2024 году Года волонтерского движения.
Совет глав правительств СНГ рассмотрел большой блок финансовых вопросов, в части финансирования дальнейшего развития объединенной системы противовоздушной обороны государств Содружества, исполнения единого бюджета органов СНГ, финансирования мероприятий по реализации Межгосударственной программы повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей, финансирования мероприятий по продолжению розыска военнослужащих, без вести пропавших в период войны в Афганистане, поиска мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронения их на Родине.
Весьма дискутируемой проблемой в обществе является вопрос об эффективности и необходимости такой структуры. И в противовес критикам, которые активно призывают к завершению работы в рамках СНГ, хочется указать на тот факт, что эффективность Содружества Независимых Государств как интеграционного объединения зависит как от точки зрения, так и четких оценочных критериев. С одной стороны, СНГ содействует сотрудничеству в области экономики, безопасности и культуры между странами-участницами.
С другой стороны, критики, которые считают, что интеграционные процессы в рамках СНГ недостаточно активны, и сотрудничество остается на поверхностном уровне имеют право так считать, ибо есть и серьезные проблемы развития, которые страны, которые принимают председательство последовательно решают.
В 2024 году председательство в СНГ перейдет к России, и важно то, как приоритеты ее председательства смогут придать новые импульсы интеграционным процессам в рамках объединения.
Принимая во внимание все разнообразие экономических, политических и культурных различий среди стран СНГ, вполне понятно, что интеграция сталкивается с определенными препятствиями.
Оценка эффективности зависит от поставленных целей. Если целью было сближение стран и сотрудничество в ряде областей, то можно говорить о достижении определенных успехов. Однако, если ожидалось более тесное интеграционное объединение, то есть проблемы.
Перспективы развития Содружества Независимых Государств могут быть определены различными факторами. Важными элементами в этой оценке являются экономическое сотрудничество, политическая стабильность и готовность стран-участниц к более тесному интеграционному взаимодействию.
Россия в ходе своего председательства в СНГ в 2024 году настроена на активную работу по укреплению авторитета объединения. Главным вопросом станет экономическая интеграция. Россия планирует активно работать в рамках активного укрепления авторитета СНГ как интеграционного объединения и развитию всестороннего сотрудничества в рамках Содружества на принципах взаимопонимания, доверия, равноправия и добрососедства.
Серьезный вопрос, который Россия планирует продвигать в рамках своего председательства связан с формированием единого правового пространства. Это касается деятельности Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, укрепления связей с объединениями ОДКБ и другими структурами. Все это задачи на следующий год, когда Россия будет председательствовать в СНГ. Для ситуации формирования новой геостратегии Евразии СНГ отводится роль центра региональной интеграции и сотрудничества. И потенциал взаимодействия в сферах экономики, торговли, энергетики и безопасности может и должен развиваться и совершенствоваться. Развитие инфраструктуры, улучшение транспортных связей и совместные проекты могут способствовать общему процветанию. Однако неправильно игнорировать факто того, что существуют вызовы, такие как различия в экономическом развитии, политические разногласия и некоторые проблемы в реализации конкретных интеграционных инициатив.
Перспективы развития СНГ могут быть оптимизированы через укрепление взаимопонимания и диалога между странами-участницами, а также более эффективное использование инструментов интеграции. Важно также учитывать интересы всех стран и стремление к балансу в интеграционных процессах.
В целом, будущее СНГ зависит от готовности стран-участниц продвигаться в сторону более тесного сотрудничества и преодолевать возникающие трудности на пути к интеграции.