Стратегическое партнерство Казахстана и России имеет не только большую историю взаимодействия, тесное сотрудничество двух стран подкреплено рядом документов. На сегодняшний день, интересны экспертные оценки, которые позволяют не просто констатировать факт наличия того или иного договора или структуры, но и выявить определенные оценочные параметры, на основании которых возможно предложить рекомендации, основанные на данных, призванные улучшить коммуникацию на различных уровнях.
В марте-апреле 2022 года при участии Русского дома г. Нур-Султан и ЦАИ «Евразийский мониторинг» было проведено исследование, посвященное оценке уровня двусторонних отношений Республики Казахстан и Российской Федерации.
Посредством структурированной анкеты был проведен опрос 100 экспертов из Казахстана и Российской Федерации. Одним из блоков анкеты, был вопрос, связанный с оценкой институционального уровня взаимодействия.
Изучение и обработка ответов показывает, что ЕАЭС, ОДКБ и СНГ единодушно отмечаются как институциональные структуры, которые определяют системные аспекты отношений Республики Казахстан и Российской Федерации. Суммарно 99% участников опроса указали на то, что имеют представление о названных структурах. А вот о том, что есть определенные вопросы к процессам коммуникаций на межрегиональном уровне говорит тот, только 26% опрошенных уверенно владеют информацией о этом виде сотрудничества, и 52%, или каждый второй имеют какие-то представления о взаимодействии на уровне регионов. Заслуживает внимание факт того, что несмотря на активное присутствие в общественном дискурсе темы межвузовского сотрудничества, есть проблема с этим видом коммуникации именно на этом уровне. Участники опроса указали на том, что в полной мере о ситуации знают 56% респондентов, а представление о процессе имеют 37%, то есть общий уровень знания составляет 93%.
Такие НПА, как «Договор о коллективной безопасности (ОДКБ)» и «Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)» как важные или очень важные оценили более ¾ участников опроса. Также, нельзя упустить тот факт, что на втором месте по значимости расположились такие документы, как «Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве», «Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве» — что, может быть истолковано как место этого типа взаимодействия в системе внешнеполитических приоритетов по мнению экспертного сообщества.
Самое важное место в системе приоритетов сотрудничества по мнению экспертов занимают интеграционные инициативы, и сотрудничества в сфере безопасности. А такие документы, как «Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества» от 20 января 1995 года, «Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие» от 6 июля 1998 года, «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 25 мая 1992 года, «Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке» от 11 ноября 2013 года воспринимаются как константа, что в очередной раз подтверждает высокий уровень партнерства и стратегического взаимодействия двух государств.
Участники опроса были единодушны в том, что и в РФ, и в РК Президент определяет в значительной степени политику в отношении страны-соседа. Профильным министром, ответственным за реализацию внешнеполитического курса является министр иностранных дел. 29% участников опроса высказали мнение, что министр иностранных дел определяет динамику отношений в значительной степени, 53% решили, что определяет отчасти, 18% уверенны в том, что практически не определяет. 61% опрошенных указали на то, что Администрация Президента в значительной степени влияет на ситуацию развития отношений между РК и РФ, 38% опрошенных показали, что Администрация Президента в определенной степени оказывает влияние на развитие двусторонних отношений, и 1% опрошенных высказал мнение о том, что Администрация Президента не имеет влияние на формирование отношений двух стран.
При оценке места парламентов двух стран в формировании отношений были получены следующие экспертные мнения. 30% респондентов указали на то, что парламент определяет в значительной степени ситуацию развития отношений, 55% респондентов казали на то, что парламент лишь отвести определяет процесс формирования отношений, 15% опрошенных высказали скептическое отношений по поводу роли парламента в развитии двусторонних отношений.
В отношении оценки роли МИД, были получены следующие мнения: 45,0% опрошенных экспертов пришли к выводу, что именно МИД определяет развитие отношений в значительной степени; 52,0% опрошенных экспертов указали на то, что МИД отчасти имеет влияние на формирование двусторонних отношений, при этом скепсис в отношении роли МИД в формировании системы отношений РК и РФ высказали 3,0% опрошенных.
Отраслевые министерства и ведомства напрямую не определяют внешнюю политику, при этом они отвечают за реализацию международного сотрудничества в рамках своей зоны ответственности. Именно это, и нашло отражение в распределении ответов опрошенных экспертов. Превалирующая масса экспертов, 70,0% указали на то, что отраслевые структуры исполнительной власти отчасти могут влиять на формирование двусторонних отношений.
Кроме того, экспертов попросили высказать свою позицию по поводу того, какое место в структуре формирования отношений играют российские структуры, отвечающие за реализацию «мягкой силы», к которым можно отнести Россотрудничество, Фонд Горчакова и Фонд «Русский мир». В целом, рассматривая эту часть полученных данных, получаем практически консолидированное отрицание роли российской «мягкой силы» в формировании внешней политики. Причем, если Россотрудничество как федеральный орган исполнительной власти по мнению экспертов в 24% случаев имеет определяющее влияние на формирование отношений, в 38% это влияние частично, и 38% опрошенных считают, что Россотрудничество не влияет на политику формирования двусторонних отношений с Казахстаном.
То, в отношении двух других фондов, доля экспертов отрицающих какую бы то ни было роль в формировании двусторонних отношений составляет 66 % (фонд Горчакова) и 63% (фонд «Русским мир») соответственно.
В отношении посольств и консульств 30% экспертов указали на их определяющую роль в формировании отношений, 55% опрошенных уверенны в том, что эти структуры в какой-то степени влияют на формирование и динамику двусторонних отношений, а 15% респондентов не считают, что данные зарубежные учреждения могут повлиять на формирование отношений.
Еще одной зарубежной структурой, которая представляет интересы страны являются торговые представительства. В отношении места торговых представительств в формировании системы двусторонних отношений в численном эквиваленте получены очень близкие данные в сравнении с посольствами и консульствами. 26 % экспертов указали на их определяющую роль в формировании отношений, 56% опрошенных уверенны в том, что эти структуры в какой-то степени влияют на формирование и динамику двусторонних отношений, а 18% респондентов не считают, что данные зарубежные учреждения могут повлиять на формирование отношений.
У экспертов уточнили как они оценивают место НПО и общественных организаций в процессе формирования и развития двусторонних отношений. В результате были получены следующий ответы 12 % экспертов указали на их определяющую роль в формировании отношений, 44 % опрошенных уверенны в том, что эти структуры в какой-то степени влияют на формирование и динамику двусторонних отношений, а 44 % респондентов не считают, что данные зарубежные учреждения могут повлиять на формирование отношений.
Важное место в системе приоритетов занимают интеграционные инициативы, и сотрудничества в сфере безопасности. Как константа воспринимаются документы «Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества» от 20 января 1995 года, «Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие» от 6 июля 1998 года, «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 25 мая 1992 года, «Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке» от 11 ноября 2013 года, что подтверждает высокий уровень партнерства и стратегического взаимодействия двух государств.