СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ КИТАЯ И РОССИИ

Центром аналитических исследований "Евразийский мониторинг" в сотрудничестве с экспертами Евразийской ассоциации международных исследований. подготовлен аналитический доклад, посвященный анализу стратегических приоритетов Центральной Азии в контексте региональных интересов Российской Федерации и Китая.

Введение

Регион Центральной Азии является уникальным с точки зрения своей географии, культуры, экономического развития и геополитического значения.

Совокупный ВВП Центральной Азии по ситуации на конец 2021 года составил – 347 млрд долл. За последние 20 лет этот показатель увеличился более чем в семь раз. Растущее население региона формирует динамично развивающийся рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов. Оборот внешней торговли товарами стран Центральной Азии составил 165,5 млрд долл. в 2021 г. Взаимная торговля стран региона развивается опережающими темпами по отношению к внешней торговле.

Особенности Центральной Азии, которые определяют интерес в ней для внешних игроков.

  • Центральная Азия расположена в центре Евразии, на пересечении важных торговых маршрутов между Европой и Азией. Ее границы соприкасаются с Китаем, Россией, Ираном и Афганистаном, что делает регион стратегически важным.
  • Центральная Азия обладает обширными запасами нефти, газа и других природных ресурсов. Казахстан и Туркменистан являются одними из крупнейших производителей нефти и газа в регионе, а также в мире. Это привлекает внимание международных энергетических компаний и государств, заинтересованных в обеспечении собственных энергетических потребностей. Что особенно в важно в контексте продолжающегося энергетического кризиса из-за конфликта на Украине.
  • Регион располагает огромным потенциалом для развития торговли за счет доступа к крупным рынкам Китая, России, Индии и других стран. Казахстан является членом ЕАЭС, а Узбекистан проводит реформы, направленные на привлечение иностранных инвестиций и улучшение бизнес-климата.

Россия и Китай обладают значительным влиянием и интересами в Центральной Азии, и их дипломатические усилия в регионе имеют большое значение для баланса сил в Евразии. При этом события последних месяцев демонстрируют, что геополитическая конфигурация начинает меняться.

 

Стратегические приоритеты КНР в контексте урегулирования геополитической нестабильности

Китай – очевидный лидер мирового развития. КНР в силу возрастания своей мощи усиливает риторику о необходимости создания нового миропорядка, основанного на принципах справедливости и учете интересов всех стран. По итогам 2022 года валовой внутренний продукт (ВВП) Китая составил 17,95 трлн долларов США, Среднедушевой располагаемый доход населения Китая в 2022 году вырос на 5% и составил примерно 5,4 тысяч долларов. Объем внешней торговли Китая в 2022 году вырос на 7,7%. Это позволило стране 6-й год подряд лидировать по этому показателю в мире.

Контуры нового глобального позиционирования КНР обозначены в выступлении Си Цзинпина в апреле 2022 года на открытии Боаоского азиатского форума. Именно там была озвучена инициатива по глобальной безопасности. Впервые на столь высоком уровне была озвучена идея готовности выступить гарантом мира и стабильности. Ее основной посыл выходил за привычные рамки китайского внешнеполитического позиционирования.

При этом, как указал глава китайской дипломатии Цинь Ган, независимо от того, какой уровень развития будет достигнут в будущем, Китай никогда не будет стремится к политики доминирования, что часто демонстрируют западные лидеры мнений.

Позиция Пекина состоит в стремлении покончить с конкуренцией идеологических блоков в пользу системы, которая делает упор на развитие, безопасность государств, уважение к сложному идеологическому, политическому, экономическому, правовому, социальному, историческому и культурному составу государств и их праву определять свой собственный путь модернизации.

В зависимости от того, насколько этот порядок вещей получится сделать глобальной нормой, страны смогут свободно развиваться на своих собственных условиях и в установленные сроки и разрешать споры с помощью международных механизмов, таких как Организация Объединенных Наций.

Говоря о роли Китая в Центральной Азии, то ее возрастание — долгосрочная тенденция. Очевидным процесс стал после 1999 года и выразился в развитии так называемой «go out strategy». Особый взлет присутствия Китая в Центральной Азии наблюдается с 2013 года и запуска инициативы «Пояса и Пути».

Китай заинтересован в поддержке баланса сил на евразийском пространстве, которое включает не только страны пятерки, но и Россию. КНР до последнего времени не проявлял интереса к политическим процессам в Центральной Азии, потому что это во многом противоречит традиционной политической философии Китая.

Центральная Азия интересна своей богатой ресурсной базой и положением, которое позволяет ей быть своеобразным макро-хабом, который обеспечивает логистику товарных цепочек для Китая в ЕС и другие страны.

Рассматривать динамику позиций Китая в Центральной Азии следует в контексте анализа многосторонних отношений, и учета традиционно сильных позиций России. Нужно помнить, что Китай и Россия придерживаются разных подходов к внешней политике. Как два крупных региональных игрока Российская Федерация и Китай заинтересованы в стабильности в Центральной Азии. Любые изменения в политическом климате окажут негативное влияние на инвестиционный климат и производственную кооперацию. Для Китая экономические бизнес-интересы долгосрочно доминируют в Центральной Азии. Россия помимо активных экономических интересов выступает еще гарантом безопасности за счет участия в ОДКБ.

В новых геополитических реалиях страны ЦА тщательно мониторят динамику отношений РФ и КНР, связанную с построением новой конфигурации сил в Евразии. В настоящее время значение имеют два фактора:

  • конфликт РФ и Украины, последствием стало определенное ослабление центральноазиатского вектора внешней политики РФ;
  • Китай, возвращающийся в активную политику после COVID, активно обозначает свои расширенные приоритеты в регионе.

Маркерами этого выступают:

  1. Заявление Си Цзиньпина в сентября 2022 года в Астане о том, что китайская сторона поддерживает страны Центральной Азии в защите политической безопасности и общественной стабильности, а также в укреплении интеграционного сотрудничества,
  2. Заявление Си Цзиньпина и Владимира Путина в мае 2023 года, о том, что те, Россия и Китай не приемлют попытки импорта «цветных революций» и внешнего вмешательства в дела Центральной Азии.

Постепенно происходит формирование устойчивого тандема. Китай активизирует свои усилия по направлению «политика безопасности». С 2014 г. КНР увеличивает вложения в деятельность миротворческих сил ООН. С 2017 г. китайские вооруженные формирования по противодействию терроризму включены в патрули афганской армии. В 2018 г. миротворческие силы ООН на 10,25% были спонсированы КНР, что сделало Пекин вторым после США крупнейшим финансовым донором организации. После вывода войска США из Афганистана КНР активизировал военные контакты с государствами Центральной Азии. Это вполне логичный шаг, связанный с заметными опасения за сохранность своих западных рубежей из-за возможного всплеска радикализма. Инструментом по управлению данным типом рисков выступают регулярные военные учения. Некоторые из них были инициированы в рамках ШОС.

В контексте военно-технического сотрудничества растет китайский экспорт военных товаров и услуг. Важно принимать во внимание, что китайская оборонная промышленность становиться конкурентоспособной за счет ценовой привлекательности ее продукции. Кроме того, КНР использует бартерную систему военных поставок, когда странам предлагается выплачивать долгосрочный кредит в товарном эквиваленте. Заметным трендом в импорте вооружений является рост поставок вооружений из Китая в Туркменистан с 2016 года. Это обусловлено закупками противовоздушной системы the HQ-9. Она и была закуплена за счет поставок газа в Китай. Но соглашение было нарушено. К январю 2019 года Китай внес Туркменистан в «черный список» прекратив весь военный экспорт. Поставки китайского оружия в Узбекистан также лежат в русле политики диверсификации связей в сфере военно-технического сотрудничества. Тем не менее Россия остается главным партнером республик ЦА в этой области. За счет этих шагов происходит изменения конфигурации в региональном комплексе безопасности. Китай и Россия начинают действовать совместно, там, где последние десятилетия ситуация определялась двусторонними отношениями, и взаимодействием на уровне ОДКБ. Самый яркий пример, участие ОДКБ в процессе восстановление конституционного порядка во время январских событий в Казахстане.

Стоит обратить внимания, что факт визита Си Цзиньпина в РФ, с точки зрения дипломатического протокола — это уступка, принимающая сторона обычно позиционируется как более значимый игрок. Си Цзиньпин приехал в Россию и показал тем самым, что он готов к выведению отношений с Россией на новый уровень.

23-24 мая Михаил Мишустин с двухдневным визитом посетил КНР. На прошедшем в рамках визита бизнес-форуме был озвучен план для российско-китайских экономических отношений: довести взаимный товарооборот до 200 млрд долларов в года. Россия и Китай сейчас ведут работу по 79 совместным инвестиционным проектам на общую сумму более $165 млрд. И с учетом того, что помимо общей границы, активная логистика формируется и на территории Центральной Азии. В краткосрочной перспективе Китай скорее всего продемонстрирует РФ свое желание выстроить блоковые отношения.

Этот вариант развития видится наиболее вероятным в текущей системе координат. Это может найти свое проявление в построении более активных многосторонних взаимодействий между ЕАЭС-ШОС, более активным вовлечением КНР в вопросы обеспечения безопасности в регионе.

 

Китай, Россия и Центральная Азия, на пороге «новой эры» отношений

Если принять во внимание выраженные позиции Китая и России в Центральной Азии, то очевидным становится недостаточно сильная роль США, ЕС, Турции, Ирана и других акторов. Однако глобальные экономические интересы Китая в Центральной и Восточной Европе, на Балканах, в Турции обуславливает рост его влияния.

Расширение присутствия КНР в ЦА, это начало кампании по изменению глобальной роли Китая в части его позиции в Азии, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе. Возможно, это первые шаги к формирование нового мирового порядка. Просматривается вероятность развития сценария, итогом которого станет формирование блока РФ-КНР.

Президенты республик Центральной Азии, а также председатель КНР Си Цзиньпин подписали Сианьскую декларацию по итогам саммита «Центральная Азия-Китай», который завершил работу 19 мая. Участники договорились создать механизм общения глав постсоветских государств и Китая. Встречи будут проходить поочередно каждые два года в формате Центральная Азия – Китай. Следующая встреча запланирована на 2025 г. в Казахстане.

Итоговый документ включает 15 пунктов. Они разбиты на несколько блоков вопросов: безопасность, логистика, торгово-экономическое взаимодействие, гуманитарное сотрудничество и экология.

Хорошим сигналом видится неприятие участниками саммита попыток вмешательства иностранных держав во внутренние процессы в регионе, а также против попыток дискредитации легитимной государственной власти и провоцирования цветных революций.

Последовательное усиление интересов Китая в оборонной сфере выразилось в готовности Пекина способствовать укреплению потенциала правоохранительных органов и армий стран региона, при этом неизменным остается позиция КНР по поводу борьбы с «тремя силами зла», к которым добавляется вопрос укреплением кибербезопасности, что крайне актуально в условиях активного использования инструментов гибридных войн. Китай институционализирует свой интерес в вопросах безопасности работая над созданием регионального антитеррористического центра для обучения сил безопасности республик ЦА.

Безусловно, что именно на торгово-экономическое сотрудничество и логистику делается большой упор в Сианской декларации. По итогам 2022 г. товарооборот Китая с участниками саммита превысил $70 млрд., что делает обсуждение торгово-экономического сотрудничества вопросом стратегической важности. За первые четыре месяца 2023 г. товарооборот Китая с пятью постсоветскими странами вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более $25 млрд.

На полях саммита в Сиане китайская государственная инвестиционная корпорация CITIC Group подписала пять коммерческих документов на сумму более $1,6 млрд с казахстанскими компаниями для реализации проектов в энергетической и нефтехимической отраслях.

Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) согласилась инвестировать в расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ и увеличить пропускную способность трубопровода Казахстан – Китай.

Компания China Nonferrous Metal Mining выразила желание построить медеплавильный завод в Казахстане совместно с компанией Kaz Minerals. Huawei захотела принять участие в совместном проекте по цифровизации железнодорожной сети в Казахстане.

В вопросах логистики лидеры стран оценили значимость китайского инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». В рамках проекта стороны договорились завершить строительство железной и автомобильной дорог Китай – Кыргызстан – Узбекистан. А также отметили важность запуска казахстанско-китайской железной дороги Аягуз – Тачэн. Кроме того, договорились начать строительство автомагистрали Китай – Таджикистан – Узбекистан. Помимо этого, они выступили за ускоренное возведение четвертой линии газопровода Туркменистан – Китай.

Участники форума подписали меморандумы о взаимопонимании по индустриально-инвестиционному сотрудничеству ЦА – Китай, укреплению торгово-экономического сотрудничества, продвижению развития сотрудничества в области инфраструктуры и др. Си предложил расширить трансграничную торговлю и пообещал выделить $3,8 млрд безвозмездной помощи странам Центральноазиатского региона.

Ожидаемым результатом активности КНР в евразийском регионе в ближайшем будущем станет активизация действий Китай в попытке расширить Срединный коридор. Это та самая точка пересечения интересов России и Поднебесной. Достаточно посмотреть на их подход к Европе. Для РФ данный логистический маршрут необходим как инструмент противостояния экономическим санкциям. Китаю интересна возможность диверсификации логистических маршрутов, для достижения своих глобальных целей.

Ожидаемым событием стал запуск безвизового режима между Казахстаном и КНР. В планах у Кыргызстана также работать над таким соглашением. Безвизовый режим важен для Казахстана потому, что республика получает более широкий доступ к Китаю: содействие трансграничной торговле, поощрение более широкого доступа казахстанских товаров на китайские рынки.

Заключение

Китай и Россия проявляют глубокий интерес к региону Центральная Азия и признают его стратегическую важность. Сотрудничество между ними в области экономики, торговли, инфраструктуры и энергетики продолжает укрепляться, что способствует устойчивому развитию Центральной Азии. При правильном подходе обе страны смогут продолжить совместные усилия в области экономики, безопасности и устойчивого развития региона, что принесет пользу не только им самим, но и всему региону Центральной Азии.

Саммит «Китай — Центральная Азия» в Сиане формат по своей сути не новый. Так сложилось, что формула геополитики Центральной Азии после распада СССР стала определятся выражением С5+1. С одной стороны это удачная конфигурация для построения системы, взаимодействующие на паритетных отношениях блоков. С другой – это показатель слабости игроков, которые без своеобразного «балансира» не могут построить эффективных, успешно работающих геополитических конфигураций.

Активно продвигаемые в англоязычном коммьюнити нарратив о создаваемом Россией вакууме и Китае, его заполняющем, преувеличен. Если посмотреть на показатели торговли с Россией, то они растут из года в год. Отчасти это, связано с уклонением от санкций. Но есть и очевидная экономическая связь. Потоки денежных переводов, например, в Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан растут из года в год. Так что количество трудовых мигрантов увеличивается. Москва серьезно работает над тем, чтобы мобилизовать свои ресурсы для повышения привлекательности в регионе. И делает это достаточно успешно. Присутствие пятёрки лидеров в полном составе на параде в честь дня Победы в Москве 9 мая это в определенной степени подтверждает.

В России есть твердое понимание того, что расширение Китая в регионе неизбежно, и вследствие этого по итогам саммита в Сиане реакция была относительно спокойная. Ни Китай, ни Россия не хотят, чтобы ситуация в Центральной Азии обострилась и нанесла ущерб более широкому геостратегическому партнёрству, которое для них заключается, по сути, в совместном противостоянии Западу. В этом контексте нет никакой вероятности того, что со стороны Россия или Китая может развернуться какое-то соперничество Центральной Азии.

Что касается стран «пятерки» то для них поле для маневра несколько сужается, и сохранять текущий статус-кво получиться только через повышение собственной субъектности, не занимая ничью сторону в глобальной схватке. Все это потребует огромной политической воли от руководств и готовность сообща реагировать на внешние вызовы.

Странам региона пора выработать консолидированный подход определить «красные линии», пересекать которые не будет дозволено ни одной из держав, независимо от ее авторитета и мощи, создать механизм коллективной реакции на любые попытки внешнего диктата, доминирования или изменения правил игры в регионе. При этом важно продолжить и углубить процесс региональной интеграции, что позволит центральноазиатской «пятерки» стать единой политической силой, способной отстаивать общерегиональные интересы, невзирая на волю влиятельных сторон.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *