Введение
Регион Центральной Азии является уникальным с точки зрения своей географии, культуры, экономического развития и геополитического значения.
Совокупный ВВП Центральной Азии по ситуации на конец 2021 года составил – 347 млрд долл. За последние 20 лет этот показатель увеличился более чем в семь раз. Растущее население региона формирует динамично развивающийся рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов. Оборот внешней торговли товарами стран Центральной Азии составил 165,5 млрд долл. в 2021 г. Взаимная торговля стран региона развивается опережающими темпами по отношению к внешней торговле.
Особенности Центральной Азии, которые определяют интерес в ней для внешних игроков.
- Центральная Азия расположена в центре Евразии, на пересечении важных торговых маршрутов между Европой и Азией. Ее границы соприкасаются с Китаем, Россией, Ираном и Афганистаном, что делает регион стратегически важным.
- Центральная Азия обладает обширными запасами нефти, газа и других природных ресурсов. Казахстан и Туркменистан являются одними из крупнейших производителей нефти и газа в регионе, а также в мире. Это привлекает внимание международных энергетических компаний и государств, заинтересованных в обеспечении собственных энергетических потребностей. Что особенно в важно в контексте продолжающегося энергетического кризиса из-за конфликта на Украине.
- Регион располагает огромным потенциалом для развития торговли за счет доступа к крупным рынкам Китая, России, Индии и других стран. Казахстан является членом ЕАЭС, а Узбекистан проводит реформы, направленные на привлечение иностранных инвестиций и улучшение бизнес-климата.
Россия и Китай обладают значительным влиянием и интересами в Центральной Азии, и их дипломатические усилия в регионе имеют большое значение для баланса сил в Евразии. При этом события последних месяцев демонстрируют, что геополитическая конфигурация начинает меняться.
Стратегические приоритеты КНР в контексте урегулирования геополитической нестабильности
Китай – очевидный лидер мирового развития. КНР в силу возрастания своей мощи усиливает риторику о необходимости создания нового миропорядка, основанного на принципах справедливости и учете интересов всех стран. По итогам 2022 года валовой внутренний продукт (ВВП) Китая составил 17,95 трлн долларов США, Среднедушевой располагаемый доход населения Китая в 2022 году вырос на 5% и составил примерно 5,4 тысяч долларов. Объем внешней торговли Китая в 2022 году вырос на 7,7%. Это позволило стране 6-й год подряд лидировать по этому показателю в мире.
Контуры нового глобального позиционирования КНР обозначены в выступлении Си Цзинпина в апреле 2022 года на открытии Боаоского азиатского форума. Именно там была озвучена инициатива по глобальной безопасности. Впервые на столь высоком уровне была озвучена идея готовности выступить гарантом мира и стабильности. Ее основной посыл выходил за привычные рамки китайского внешнеполитического позиционирования.
При этом, как указал глава китайской дипломатии Цинь Ган, независимо от того, какой уровень развития будет достигнут в будущем, Китай никогда не будет стремится к политики доминирования, что часто демонстрируют западные лидеры мнений.
Позиция Пекина состоит в стремлении покончить с конкуренцией идеологических блоков в пользу системы, которая делает упор на развитие, безопасность государств, уважение к сложному идеологическому, политическому, экономическому, правовому, социальному, историческому и культурному составу государств и их праву определять свой собственный путь модернизации.
В зависимости от того, насколько этот порядок вещей получится сделать глобальной нормой, страны смогут свободно развиваться на своих собственных условиях и в установленные сроки и разрешать споры с помощью международных механизмов, таких как Организация Объединенных Наций.
Говоря о роли Китая в Центральной Азии, то ее возрастание — долгосрочная тенденция. Очевидным процесс стал после 1999 года и выразился в развитии так называемой «go out strategy». Особый взлет присутствия Китая в Центральной Азии наблюдается с 2013 года и запуска инициативы «Пояса и Пути».
Китай заинтересован в поддержке баланса сил на евразийском пространстве, которое включает не только страны пятерки, но и Россию. КНР до последнего времени не проявлял интереса к политическим процессам в Центральной Азии, потому что это во многом противоречит традиционной политической философии Китая.
Центральная Азия интересна своей богатой ресурсной базой и положением, которое позволяет ей быть своеобразным макро-хабом, который обеспечивает логистику товарных цепочек для Китая в ЕС и другие страны.
Рассматривать динамику позиций Китая в Центральной Азии следует в контексте анализа многосторонних отношений, и учета традиционно сильных позиций России. Нужно помнить, что Китай и Россия придерживаются разных подходов к внешней политике. Как два крупных региональных игрока Российская Федерация и Китай заинтересованы в стабильности в Центральной Азии. Любые изменения в политическом климате окажут негативное влияние на инвестиционный климат и производственную кооперацию. Для Китая экономические бизнес-интересы долгосрочно доминируют в Центральной Азии. Россия помимо активных экономических интересов выступает еще гарантом безопасности за счет участия в ОДКБ.
В новых геополитических реалиях страны ЦА тщательно мониторят динамику отношений РФ и КНР, связанную с построением новой конфигурации сил в Евразии. В настоящее время значение имеют два фактора:
- конфликт РФ и Украины, последствием стало определенное ослабление центральноазиатского вектора внешней политики РФ;
- Китай, возвращающийся в активную политику после COVID, активно обозначает свои расширенные приоритеты в регионе.
Маркерами этого выступают:
- Заявление Си Цзиньпина в сентября 2022 года в Астане о том, что китайская сторона поддерживает страны Центральной Азии в защите политической безопасности и общественной стабильности, а также в укреплении интеграционного сотрудничества,
- Заявление Си Цзиньпина и Владимира Путина в мае 2023 года, о том, что те, Россия и Китай не приемлют попытки импорта «цветных революций» и внешнего вмешательства в дела Центральной Азии.
Постепенно происходит формирование устойчивого тандема. Китай активизирует свои усилия по направлению «политика безопасности». С 2014 г. КНР увеличивает вложения в деятельность миротворческих сил ООН. С 2017 г. китайские вооруженные формирования по противодействию терроризму включены в патрули афганской армии. В 2018 г. миротворческие силы ООН на 10,25% были спонсированы КНР, что сделало Пекин вторым после США крупнейшим финансовым донором организации. После вывода войска США из Афганистана КНР активизировал военные контакты с государствами Центральной Азии. Это вполне логичный шаг, связанный с заметными опасения за сохранность своих западных рубежей из-за возможного всплеска радикализма. Инструментом по управлению данным типом рисков выступают регулярные военные учения. Некоторые из них были инициированы в рамках ШОС.
В контексте военно-технического сотрудничества растет китайский экспорт военных товаров и услуг. Важно принимать во внимание, что китайская оборонная промышленность становиться конкурентоспособной за счет ценовой привлекательности ее продукции. Кроме того, КНР использует бартерную систему военных поставок, когда странам предлагается выплачивать долгосрочный кредит в товарном эквиваленте. Заметным трендом в импорте вооружений является рост поставок вооружений из Китая в Туркменистан с 2016 года. Это обусловлено закупками противовоздушной системы the HQ-9. Она и была закуплена за счет поставок газа в Китай. Но соглашение было нарушено. К январю 2019 года Китай внес Туркменистан в «черный список» прекратив весь военный экспорт. Поставки китайского оружия в Узбекистан также лежат в русле политики диверсификации связей в сфере военно-технического сотрудничества. Тем не менее Россия остается главным партнером республик ЦА в этой области. За счет этих шагов происходит изменения конфигурации в региональном комплексе безопасности. Китай и Россия начинают действовать совместно, там, где последние десятилетия ситуация определялась двусторонними отношениями, и взаимодействием на уровне ОДКБ. Самый яркий пример, участие ОДКБ в процессе восстановление конституционного порядка во время январских событий в Казахстане.
Стоит обратить внимания, что факт визита Си Цзиньпина в РФ, с точки зрения дипломатического протокола — это уступка, принимающая сторона обычно позиционируется как более значимый игрок. Си Цзиньпин приехал в Россию и показал тем самым, что он готов к выведению отношений с Россией на новый уровень.
23-24 мая Михаил Мишустин с двухдневным визитом посетил КНР. На прошедшем в рамках визита бизнес-форуме был озвучен план для российско-китайских экономических отношений: довести взаимный товарооборот до 200 млрд долларов в года. Россия и Китай сейчас ведут работу по 79 совместным инвестиционным проектам на общую сумму более $165 млрд. И с учетом того, что помимо общей границы, активная логистика формируется и на территории Центральной Азии. В краткосрочной перспективе Китай скорее всего продемонстрирует РФ свое желание выстроить блоковые отношения.
Этот вариант развития видится наиболее вероятным в текущей системе координат. Это может найти свое проявление в построении более активных многосторонних взаимодействий между ЕАЭС-ШОС, более активным вовлечением КНР в вопросы обеспечения безопасности в регионе.
Китай, Россия и Центральная Азия, на пороге «новой эры» отношений
Если принять во внимание выраженные позиции Китая и России в Центральной Азии, то очевидным становится недостаточно сильная роль США, ЕС, Турции, Ирана и других акторов. Однако глобальные экономические интересы Китая в Центральной и Восточной Европе, на Балканах, в Турции обуславливает рост его влияния.
Расширение присутствия КНР в ЦА, это начало кампании по изменению глобальной роли Китая в части его позиции в Азии, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе. Возможно, это первые шаги к формирование нового мирового порядка. Просматривается вероятность развития сценария, итогом которого станет формирование блока РФ-КНР.
Президенты республик Центральной Азии, а также председатель КНР Си Цзиньпин подписали Сианьскую декларацию по итогам саммита «Центральная Азия-Китай», который завершил работу 19 мая. Участники договорились создать механизм общения глав постсоветских государств и Китая. Встречи будут проходить поочередно каждые два года в формате Центральная Азия – Китай. Следующая встреча запланирована на 2025 г. в Казахстане.
Итоговый документ включает 15 пунктов. Они разбиты на несколько блоков вопросов: безопасность, логистика, торгово-экономическое взаимодействие, гуманитарное сотрудничество и экология.
Хорошим сигналом видится неприятие участниками саммита попыток вмешательства иностранных держав во внутренние процессы в регионе, а также против попыток дискредитации легитимной государственной власти и провоцирования цветных революций.
Последовательное усиление интересов Китая в оборонной сфере выразилось в готовности Пекина способствовать укреплению потенциала правоохранительных органов и армий стран региона, при этом неизменным остается позиция КНР по поводу борьбы с «тремя силами зла», к которым добавляется вопрос укреплением кибербезопасности, что крайне актуально в условиях активного использования инструментов гибридных войн. Китай институционализирует свой интерес в вопросах безопасности работая над созданием регионального антитеррористического центра для обучения сил безопасности республик ЦА.
Безусловно, что именно на торгово-экономическое сотрудничество и логистику делается большой упор в Сианской декларации. По итогам 2022 г. товарооборот Китая с участниками саммита превысил $70 млрд., что делает обсуждение торгово-экономического сотрудничества вопросом стратегической важности. За первые четыре месяца 2023 г. товарооборот Китая с пятью постсоветскими странами вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более $25 млрд.
На полях саммита в Сиане китайская государственная инвестиционная корпорация CITIC Group подписала пять коммерческих документов на сумму более $1,6 млрд с казахстанскими компаниями для реализации проектов в энергетической и нефтехимической отраслях.
Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) согласилась инвестировать в расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ и увеличить пропускную способность трубопровода Казахстан – Китай.
Компания China Nonferrous Metal Mining выразила желание построить медеплавильный завод в Казахстане совместно с компанией Kaz Minerals. Huawei захотела принять участие в совместном проекте по цифровизации железнодорожной сети в Казахстане.
В вопросах логистики лидеры стран оценили значимость китайского инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». В рамках проекта стороны договорились завершить строительство железной и автомобильной дорог Китай – Кыргызстан – Узбекистан. А также отметили важность запуска казахстанско-китайской железной дороги Аягуз – Тачэн. Кроме того, договорились начать строительство автомагистрали Китай – Таджикистан – Узбекистан. Помимо этого, они выступили за ускоренное возведение четвертой линии газопровода Туркменистан – Китай.
Участники форума подписали меморандумы о взаимопонимании по индустриально-инвестиционному сотрудничеству ЦА – Китай, укреплению торгово-экономического сотрудничества, продвижению развития сотрудничества в области инфраструктуры и др. Си предложил расширить трансграничную торговлю и пообещал выделить $3,8 млрд безвозмездной помощи странам Центральноазиатского региона.
Ожидаемым результатом активности КНР в евразийском регионе в ближайшем будущем станет активизация действий Китай в попытке расширить Срединный коридор. Это та самая точка пересечения интересов России и Поднебесной. Достаточно посмотреть на их подход к Европе. Для РФ данный логистический маршрут необходим как инструмент противостояния экономическим санкциям. Китаю интересна возможность диверсификации логистических маршрутов, для достижения своих глобальных целей.
Ожидаемым событием стал запуск безвизового режима между Казахстаном и КНР. В планах у Кыргызстана также работать над таким соглашением. Безвизовый режим важен для Казахстана потому, что республика получает более широкий доступ к Китаю: содействие трансграничной торговле, поощрение более широкого доступа казахстанских товаров на китайские рынки.
Заключение
Китай и Россия проявляют глубокий интерес к региону Центральная Азия и признают его стратегическую важность. Сотрудничество между ними в области экономики, торговли, инфраструктуры и энергетики продолжает укрепляться, что способствует устойчивому развитию Центральной Азии. При правильном подходе обе страны смогут продолжить совместные усилия в области экономики, безопасности и устойчивого развития региона, что принесет пользу не только им самим, но и всему региону Центральной Азии.
Саммит «Китай — Центральная Азия» в Сиане формат по своей сути не новый. Так сложилось, что формула геополитики Центральной Азии после распада СССР стала определятся выражением С5+1. С одной стороны это удачная конфигурация для построения системы, взаимодействующие на паритетных отношениях блоков. С другой – это показатель слабости игроков, которые без своеобразного «балансира» не могут построить эффективных, успешно работающих геополитических конфигураций.
Активно продвигаемые в англоязычном коммьюнити нарратив о создаваемом Россией вакууме и Китае, его заполняющем, преувеличен. Если посмотреть на показатели торговли с Россией, то они растут из года в год. Отчасти это, связано с уклонением от санкций. Но есть и очевидная экономическая связь. Потоки денежных переводов, например, в Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан растут из года в год. Так что количество трудовых мигрантов увеличивается. Москва серьезно работает над тем, чтобы мобилизовать свои ресурсы для повышения привлекательности в регионе. И делает это достаточно успешно. Присутствие пятёрки лидеров в полном составе на параде в честь дня Победы в Москве 9 мая это в определенной степени подтверждает.
В России есть твердое понимание того, что расширение Китая в регионе неизбежно, и вследствие этого по итогам саммита в Сиане реакция была относительно спокойная. Ни Китай, ни Россия не хотят, чтобы ситуация в Центральной Азии обострилась и нанесла ущерб более широкому геостратегическому партнёрству, которое для них заключается, по сути, в совместном противостоянии Западу. В этом контексте нет никакой вероятности того, что со стороны Россия или Китая может развернуться какое-то соперничество Центральной Азии.
Что касается стран «пятерки» то для них поле для маневра несколько сужается, и сохранять текущий статус-кво получиться только через повышение собственной субъектности, не занимая ничью сторону в глобальной схватке. Все это потребует огромной политической воли от руководств и готовность сообща реагировать на внешние вызовы.
Странам региона пора выработать консолидированный подход определить «красные линии», пересекать которые не будет дозволено ни одной из держав, независимо от ее авторитета и мощи, создать механизм коллективной реакции на любые попытки внешнего диктата, доминирования или изменения правил игры в регионе. При этом важно продолжить и углубить процесс региональной интеграции, что позволит центральноазиатской «пятерки» стать единой политической силой, способной отстаивать общерегиональные интересы, невзирая на волю влиятельных сторон.