Современные международные отношения претерпевают ряд фундаментальных изменений, связанных как с изменением архитектуры, так и включением новых топиков, которые буквально пять-семь лет назад имели сугубо внутреннее значение. Одним из таких трендов является продовольственная безопасность.
И если страны так называемого «золотого миллиарда» сегодня борются за сохранение удобного для них мирового порядка, провоцирую конфликты и войны в различных частях света.
При этом тем, кто ежедневно сталкивается с проблемой выбора из одного из двадцати сортов йогурта в супермаркете среднестатистическому жителю города в любой из стран Евразии сложно представить, что жители примерно 20 стран мира от Азии (Афганистан) и Ближнего Востока (Сирия, Ливан) до Латинской Америки и Карибского бассейна (Гаити) страдают от физического отсутствия продовольствия. И это по самым приблизительным подсчетам это около 800 миллионов человек, это настоящий «голодный миллиард». Причем 34 млн человек вынуждены жить в шаге от абсолютного голода. Структуры ООН приводят данные, согласно которым в 2022 году около 19 тысяч человек умирало от голода ежедневно. И если сопоставить карту стран, где есть риски фактического голода для населения, с картой конфликтов, то можно увидеть пугающие совпадения.
2022 год ознаменовался историческим скачком индекса цен на продовольствие — он вырос на 23 % с мая 2021 года по май 2022 года и составил 143,7 балла (а индекс цен на зерновые культуры — на 30 %).
Примерно одно из десяти современных государств сейчас не состоятельно в обеспечении права на доступ каждого человека к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода, которое зафиксировано в «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» (1996).
Страны Центральной Азии не страдают от угрозы голода, вместе с тем, риски, связанные с влиянием продуктовой инфляции, оказывают отрицательное влияние на ситуацию, связанную с возможностями доступа населения к качественным продуктам питания. В трех странах региона – Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане – действуют отдельные законы о продовольственной безопасности. В Казахстане и Узбекистане концепции продовольственной безопасности интегрированы в программы национальной безопасности или в документы политики в области развития сельского хозяйства и сельских районов.
Во временном промежутке 2019-2021 год в Глобальном индексе продовольственной безопасности свои позиции улучшил Казахстан переместившись с 48 на 41 место и Таджикистан, поднявшись на 10 позиций, до 83 места. Узбекистан, наоборот, по сравнению с 2019 годом сместился вниз на 8 позиций. Кыргызстан и Туркменистан в данном индексе не представлен.
Казахстан, как интегрированная в глобальную экономику страна, также фиксирует рост цен на топливо, корма, запчасти и ремонт оборудования, металлы. С учетом сложности ситуации в Казахстане был разработан план обеспечения продовольственной безопасности на 2022-2024 годы.
При этом для основной массы населения играет роль ни столько, и не сколько вопрос жизни «голодного миллиарда», а то, насколько ему доступна покупка продуктов. На уровне государства, такие гарантии предоставляются через установление т.н. «потребительской корзины». Как в России, так и в странах Центральной Азии для расчета ее стоимости был использован канадский метод расчета минимальной стоимости жизни. Но, если в Канаде на основании рекомендаций Министерства здравоохранения корзина включала молочные продукты; яйца; мясо, птица, рыба; заменители мяса; зерновые продукты; цитрусовые и помидоры; прочие фрукты; картофель; прочие овощи; жиры и масло; сахар и прочие сладости. Количество наименований в корзине составляет обычно не менее 100 пунктов, в Казахстане же этот показатель мал. И серьёзных попыток для изменения ситуации не предпринимается.
Продовольственные корзины постсоветских стран – пример отрицательного влияния заниженных стандартов потребления. В Казахстане оопределить стоимость потребительской корзины возможно исходя из величины прожиточного минимума, который используется для исчисления размеров базовых социальных выплат (40 567 тенге). 55% от этой суммы составляют сумму в 22 311 тенге, что и составляет стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, проблема в том, что это средневзвешенная цена, в реальности имеет место серьезная диспропорция между планами и фактической стоимостью. Содержание потребительской корзины включает 43 наименования продуктов.
Расходы на отдельные товары в структуре прожиточного минимума внушают определенные сомнения. Гражданину Казахстана в соответствии с текущими стандартами потребления на целый месяц достаточно купить говядину на 3 тыс. тенге (1,25 кг), макароны – на 351 тенге (0,36 кг), гречневую крупу – на 56 тенге (0,17 кг), рис – на 365 тенге (0,78 кг) и так далее. Аналитики ЦАИ «Евразийский мониторинг» рассчитали, что такого рациона едва хватит на калорийность в 1200 калорий в день, что соответствует экстремальной диете для похудения. Отметим, что рекомендованная норма потребления калорий по международным стандартам составляет порядка 2000-2200 калорий.
По данным Национального бюро статистики Казахстана, по измерениям уровня жизни во второй квартале 2023 года расходы казахстанцев в среднем на душу населения за квартал составили 260 835 тенге. При этом расходы на продукты питания из них составили 51,9 процента, или 135 373 тенге. Эта сумма серьезно превышает прожиточный минимум. И, важно помнить тот факт, что нормальный показатель доли расходов на еду по Европе, который считается приемлемым и комфортным для населения, это порядка 15% от заработка. И тут, цифры опять «не бьются».
В рамках исследования ситуации в области продовольственной безопасности, имевшего место в Казахстане в текущем году, при участии экспертов ЦАИ «Евразийский мониторинг» был проведено опрос общественного мнения. Результаты его показывают, что главными факторами выбора продуктов питания выступают доступность цены и срок годности. Рисковым фактором является факт того, что 6 из 10 участников опроса указали на то, что, видя продукт по низкой цене, и зная, что там есть опасные доставки время от времени будут приобретать его.
Казахстан, сегодня не в полной мере обеспечивает себя продуктами питания по основным товарным группам. Рекомендуемый уровень 80-85%. Можно ли достичь его быстро, в текущей ситуации – нет. Хотя продовольственная безопасность является одной из основных целей аграрной и экономической политики государства. Стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для её достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики.
Продовольственная безопасность зависит от взаимодействия множества игроков (государственные органы, аграрные производители, дистрибьютеры, розничные сети, научные и исследовательские организации, неправительственные организации и потребители).
Сегодня в мире акценты перемещаются на восток — и в экономике, и в потребительской сфере, и это сегодня понимают участники инициативы «Евразийский аэроэкспресс».
Интегрированное использование транспортной инфраструктуры между странами ЕАЭС и сопредельными странами обеспечит оптимизацию затрат на логистику, расширит их возможности для международного сотрудничества, в том числе для привлечения инвестиций в трансграничные транспортные проекты стран ЕАЭС.
За последние 20 лет взаимная торговля в Евразийском регионе выросла по продовольственной продукции в 8,5 раза и достигла более чем 15 млрд долл. При этом по оценкам экспертов до 2035 года объем взаимной торговли увеличится еще в два раза и достигнет порядка 30 млрд долл.
«Евразийский агроэкспресс» зарекомендовал себя как действительно эффективная логистическая схема. Она позволяет быстро доставить продукты потребителю, сокращает издержки пути: время и стоимость.Что и показывает то, как появляются новые инструменты обеспечения стабильности в тех регионах мира, где это необходимо и актуально.