Справедливости ради нужно заметить, почти каждые выборы в Турции проходят с рекордно высокой явкой, максимальным уровнем общественного порядка и безопасности. Как заметили журналисты авторитетного издания The Economist Турция оставила позади «самые важные выборы 2023 года (в мире)». Результат стал известен 28 мая, с минимальным разрывом победу одержал действующий лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган. С его именем неразрывно связаны последние два десятилетия турецкой политики. Однако в этот раз, победа далась Эрдогану, яркому лидеру персоналистского типа с определенными усилиями. Минимальный разрыв между финалистами президентской гонки — это маркер того, что турецкое общество серьезно поляризовано.
3 июня состоялась инаугурация, стартовал новый электоральный цикл, в рамках которого следует ожидать определенные шаги со стороны Турции, которая активно наращивает свое влияние.
Аналитики «Евразийского мониторинга» задались целью оценить, как будет развиваться ситуация как на внутри-, так и внешнеполитическом контуре.
Программу политических действий Эрдогана можно проанализировать исходя из содержания первого выступления после переизбрания.
В отношении внутренней политики ключевым приоритетом Эрдоган обозначил устранение последствий землетрясений 6 февраля, восстановление зоны бедствия.
Еще одной целью было заявлено устранение ущерба от роста цен, вызванного инфляцией. Старыми методами бороться с инфляцией будет достаточно сложно, понимая это Эрдоган анонсировал реализацию новой экономической системы, облегчающей доступ потребителей, увеличивающей доходы производителей, снижающей затраты аграриев и животноводов.
В части действий по внешнему контуру турецкий лидер акцентировал внимание на геополитических процессах и сотрясениях глобального миропорядка, указав на важность борьбы с угрозами национальной безопасности, в том числе борьбе с терроризмом у южных границ Турции. По его словам, негативные последствия глобальных проблем, усугубляющих нынешние трудности. Все это прямо или косвенно влияют на геополитическую среду и безопасность Турции. Соответственно нужно предложить механизмы для уменьшения последствий этих рисков и максимально использовать возможности.
Развитие ситуации нужно рассматривать, принимая в внимание то, что страна вовлечена в ряд процессов, раскачивающих стабильность начиная от российско-украинского конфликта и заканчивая хрупким миром на Южном Кавказе, от широкомасштабных массовых протестов в Иране до террористических угроз со стороны северного Ирака и Сирии.
В прошлом году на первый план вышли переговоры Турции с Сирией. Основными целями этих встреч было обеспечение добровольного возвращения беженцев и ограничение поля деятельности РПК. Определение и реализация этих целей продемонстрировали серьезность и решимость Турции обеспечить стабильность в Сирии. Победа Эрдогана на выборах повысила способность Турции усилить этот дипломатический процесс.
Турция — важный транзитный центр для России. Эрдоган активно общается с Владимиром Путиным. Из серьезных игроков, кто продолжает неформальное общение с российским президентом, он один из наиболее важных. В среднесрочной перспективе сотрудничество между Москвой и Анкарой будет развиваться. С высокой степенью вероятности продолжиться взаимодействие по газовому хабу, а также в сфере атомной энергетики. Это, наряду с закупками российских углеводородов по выгодным для Турции ценам, будет способствовать преодолению кризисных явлений в экономике страны.
В последнее время страны Ближнего Востока пытаются балансировать между углубляющимся российско-китайским альянсом и западным альянсом. Можно утверждать, что начинается период, когда страны региона будут больше сближаться друг с другом, чтобы снизить напряженность, вызванную глобальной борьбой за власть, и смягчить региональные конфликты. Именно этим можно объяснить усилия Турции по нормализации отношений со странами Персидского залива и улчшение отношений между Ираном и Саудовской Аравией.
Давление Запада на Эрдогана продолжится, но победа на выборах ему дает большую степень легитимности. При этом он является неудобным лидером для западных стран из-за своей «непредсказуемости». В обозримом будущем турецкое политическое руководство предпочтет стабильный диалог с Вашингтоном в расчете на смену власти в следующем году и вероятную победу республиканцев. На сближение с Западом Эрдоган будет вынужден идти из-за сложного экономического положения в стране, Турция нуждается в притоке инвестиций. Эрдоган рассчитывает, что в 2023 году все-таки будет принято решение инвесторами о создании до 2027 года восточно-средиземноморского трубопровода EastMed. Трубопровод должен соединить месторождения, находящиеся в акватории Средиземного моря, неподалеку от Израиля и Кипра с Европой, через Грецию, через остров Крит. Турция очень надеется на то, что все это пойдет через нее. В этом случае они поправят положение в экономике.
ЕС стратегически заинтересован во «взаимовыгодных отношениях» с Турцией, в том числе для обеспечения стабильности в Восточном Средиземноморье. Однако глава дипломатии ЕС не упомянул в своих поздравлениях о статусе Турции как кандидата на членство в ЕС. Переговоры по присоединению Турции к ЕС с 2005 года стоят на месте.
В свою очередь генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил надежду как можно скорее приступить к совместной работе с Турцией, в том числе к подготовке саммита альянса в июле в Вильнюсе. Турция пока отказывается ратифицировать вступление Швеции в НАТО. Ожидается, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите в Вильнюсе.
Турция может углубить свою экономическую интеграцию с Европой за счет увеличения прямых инвестиций, превращения в производственную базу, развития туризма и расширения сотрудничества в сфере высоких технологий. Параллельно Турция сможет повысить свою значимость в решении таких глобальных проблем, как изменение климата, миграция и продовольственный кризис. Имея новые ресурсы природного газа, Турция может извлечь выгоду из этих ресурсов для удовлетворения своих национальных энергетических потребностей, в то же время сохраняя свою цель быть центральной страной в международных энергетических переходах.
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган продолжит усиливать свои позиции на фоне возрождения идей пантюркизма и величия османов. Не так давно он предлагал возродить халифат во главе с турками, в орбиту которого должны, по его мнению, попасть и страны Центральной Азии.
В политологическом дискурсе часто рассматривается интерес к Центральной Азии со стороны Китая, России и США, а вот Турция практически игнорируется. Но не слишком ли это недальновидно? Ведь у Турции есть серьезное преимущество перед другими центрами силами – общая со странами региона религия, тюркская идентичность. Сюда можно прибавить растущее влияние через культуру: турецкие фильмы, сериалы и музыкальные клипы пользуются огромной популярностью в Центральной Азии. Казахстан и Турция могут уверено быть названы стратегическими партнеры.
В текущей системе координат логично задаться вопросом – а что означает победа Р. Эрдогана для Казахстана? Прежде всего стоит учесть возможное углубление сотрудничества между Турцией и Казахстаном в рамках «Организации тюркских государств», дальнейшем развитии инициированного Турцией «Срединного коридора» или Транс-каспийского коридора, участка Шелкового пути, связывающего рынки Китая с ЕС через территорию Казахстана, Азербайджана, Турции, а также интенсификация военного-технического и других сфер сотрудничества между нашими странами, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.
Заметное турецкое влияние ощущается в Кыргызстане. А совсем недавно Эрдоган посетил Узбекистан, что стало свидетельством резкого разворота в сторону более тесных контактов между Анкарой и Ташкентом.
Несет ли «турецкое возрождение» для Казахстана и других стран региона риски и вызовы? С высокой степенью вероятности на этот вопрос можно ответить «нет». Несмотря на то, что Турция пытается рассматривать себя в качестве «старшего брата» центральноазиатских республик. По меткому замечанию руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде «ни одна из стран ЦА не примеряет на себя «турецкий кафтан». При этом нельзя игнорировать факт интереса к рынкам стран ЦА со стороны Турции. Кром того, в контексте баланса интересов в регионе стоит заметить, что Турецкая республика — это такой же партнер, как Россия, ЕС, США, Китай.
Радикальных изменений в отношениях Турции и Центральной Азии ожидать не стоит. Сотрудничество сохранит формы и динамику, которые существуют сейчас. Его определяют долгосрочные стратегические документы до 2030-2040-х, которые переживут ещё несколько избирательных циклов. Кроме того, эти планы по развитию сотрудничества зависят не только от воли Анкары, но и от устремлений самих центральноазиатских государств.
У Эрдогана в отличие от его менее успешного соперника на выборах, выбор международных партнеров гораздо шире. Эрдоган сможет по-прежнему привлекать в страну финансовые средства из богатых арабских монархий Персидского залива. Его политика «ноль проблем с соседями 2.0» может оказаться весьма полезна. Подобное хеджирование, безусловно, позволит Эрдогану продолжать проводить независимый внешнеполитический курс. В результате последних политических изменений в Турции, страна открывает новую главу своего развития, которая обещает интересные перспективы и вызывает надежды на процветание.
Уже сейчас становится ясно, что страна остается активным участником глобальной политики, стремясь к собственному пути прогресса и стабильности во благо своих граждан и международного сообщества.