Через несколько дней граждане Казахстана отправятся на избирательные участки, чтобы выразить свою волю и выбрать депутатов нижней палаты парламента, Мажилиса, а также депутатов маслихатов, местных органов самоуправления.
Данная избирательная кампания проходит по новым правилам. К выборам в этот раз допущены 7 политических партий, среди которых два новичка: «Respublica» и «Байтак».
С учетом того,что вновь избранный состав Мажлиса будет работать по новой схеме, его роль в законотворчестве повысится, интересно проанализировать внешнеполитический блок программ партий, для того, чтобы понять, какие вопросы могут быть подняты партийцами если они будут избраны и начнут активную политическую деятельность.
Начнем свой обзор с анализа внешнеполитического блока прграммы политического тяжеловеса партийного поля Казахстана, партии «Amanat».
«Amanat» не имеет отдельного блока, связанного с внешней политикой в рамках данной избирательной компании. Единственная линия в предвыборной программе, выводящая на внешнеполитический блок связана с поддержкой сотрудничества в рамках возврата незаконно выведенных за рубеж активов.
Сравнивая эту программу, с прошлой кампанией 2021 года видим, что тогда со стороны партии декларировалась полная солидарность с «основными приоритетами внешней политики, такими как защита национальных интересов, обеспечение безопасности, укрепление мира и взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми странами».
Также, вопросы регионального взаимодействия, связанные с евразийской интеграцией, конфликтом в Украине и прочее «Amanat» полностью солидарен с позицией, которую неоднократно высказывал МИД РК.
Демократическая партия Казахстана «Ак жол», играющая роль парламентской оппозиции в последнем созыве парламента имеет чуть более конкретизированный внешнеполитический блок в сравнении с «Amanat».
Внешнеэкономические аспекты развития Казахстана рассматривают через совершенствование торговой политики: в целях диверсификации экономики следует снизить ввозные таможенные пошлины на сырьё, материалы, оборудование и комплектующие, используемые отечественными товаропроизводителями.
Также предлагают обязать иностранных инвесторов растить казахстанские кадры, закупать отечественную продукцию и оборудование, при необходимости – создавая совместное производство, начав с освоения заменяемых узлов и деталей.
Привлечение иностранных работников должно носить исключительный характер и персонально рассматриваться на уровне министерства труда, НПП и федерации профсоюзов.
Геополитические интересы Казахстана. В отношении участия в интеграционных объединениях акжоловцы считают, что оно должно преследовать единственную цель – взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, приобщение к лучшим достижениям человечества; и не претендовать на ограничение политической правосубъектности.
В спорах и конфликтах государств считаем необходимым строго придерживаться международного права, принципов мирного сосуществования и гуманизма, избегать применения военных методов, несущих смерть и разрушения человечеству.
Интересно, что в разное время партийцы высказывали противоположные по своей точке зрения идеи по поводу того, как Казахстан будет развиваться на международной арене. С одной стороны, предлагали поставить вопрос о вступлении Казахстана в Европейский союз, ссылаясь на цитату лидера партии «Алаш» Алихана Бокейханова о том, что будущее казахов состоит в приобщении к лучшим достижениям западных государств. Далее это заявления ситуация не развивалась.
Отрицательный резонанс в казахстанском обществе имело заявление депутата от партии Азамата Абильдаев прошлого созыва о том, что он открыто поддерживает политику президента России Владимира Путина и оправдал войну в Украине, назвав руководство этой страны «нацистами». Мандат депутата был отозван. Партии пришлось предпринимать активные шаги, для того чтобы «замять» данное резонансное заявление.
Народная партия Казахстана практически не работает с внешним контуром развития Казахстана. В приоритете программы партии - повышение уровня жизни населения, борьба с бедностью, совершенствование трудового законодательства и пенсионной системы, проблемы внутренней политики.
В достаточно объемной программе партии (13 направлений, 129 мер) только одно из шести предложенных действий имеет хоть какой-то цифровой или временной показатель. Ради справедливости стоит отметить, что управление, основанное на данных – это передовой управленческий тренд. Соответственно внедряя систему показателей в свою программу НПК следует лучшим мировым практикам.
Из международной повестки выделяется идея НПК о необходимости пересмотра нефтяных контрактов с иностранными недропользователями.
«Народные партийцы», кроме прочего, предлагают ввести материнский капитал, реформировать пенсионную систему, в том числе - снизить пенсионный возраст женщин и поддерживать кандасов.
Как такового, плана действий на международной арене НПК не предлагает, ориентируясь в основном на то, что происходит в социальной сфере близких Казахстану стран и попытке переноса «лучших практик» для улучшения социальной ситуации.
Партия «Ауыл» ограничивает свое видение внешнеполитического контура развития тем, что поддерживает проведение сбалансированной многовекторной внешней политики, участие Казахстана в различных международных институтах на евразийском, европейском и азиатском пространствах.
Общенациональная социал-демократическая партия, наиболее активный оппозиционер, неоднократно бойкотировавший выборы, в текущий электоральный период сумела сформировать в своих программных документах достаточно развернутую картину того, как Казахстан должен строить свою внешнюю политику.
ОСДП привержена традиционной для мировой социал-демократии концепции безопасного мира. С этой целью партия является твердыми сторонниками неучастия в агрессивных военных блоках, выступает за разработку и поддержание программ, способствующих ядерному разоружению и демилитаризации, повышающих эффективность противодействия международному терроризму и наркотрафику, обеспечивающих контроль над незаконной торговлей оружием и нелегальной миграцией.
В программных документах партии фиксируется ряд внешнеполитических приоритетов:
- Укреплять стратегическое партнерство со странами бывшего СССР, связанными с нами общей историей, всесторонним сотрудничеством и многообразными человеческими контактами. При этом ключевым условием участия страны в интеграционных процессах должно являться соблюдение национальных экономических интересов и обеспечение всей полноты государственной независимости Казахстана
- Укреплять многообразные связи с Китаем - при этом обеспечивая суверенные права Казахстана на землю, месторождения, добывающие предприятия, коммуникации и другую инфраструктуру которые, не должны находиться в какой-либо зависимости от внешнего инвестирования и кредитования.
- Развивать сотрудничество с европейскими государствами и США – на основе обоюдных экономических интересов, а также общности подходов к демократическим и гуманитарным ценностям.
Новички на партийном поле «Respublica» и «Байтак» попытались пусть в достаточно сжатые сроки, но также выработать позиции по поводу того, как следует развивать Казахстану свою деятельность на международной арене.
У партии «Respublica» в программных документах просматривается мысль о том, что мировое сообщество должно взаимодействовать, основываясь на принципах взаимного уважения и доверия, отказа от силовых подходов к решению международных противоречий.
Признавая приоритет национальных интересов, партия поддерживает многовекторность и прагматизм в сфере внешней политики.
Для этой партии крайне важно, чтобы интеграционные объединения, участником которых является Казахстан, не выходили за рамки экономического взаимодействия. Политический суверенитет республики должен быть сохранен в полном объеме и при любом развитии ситуации.
Достаточно громко звучит посыл о том, что решение о вступлении Казахстана в интеграционные объединения должно приниматься на основе свободного волеизъявления народа, выраженного в ходе проведения республиканского референдума.
Партия «Байтак», декларирует себя как партия борцов за экологию. По мнению представителей этой партии «зеленая экономика» объединяет экономическое процветание с высоким уровнем качества жизни населения, устойчивым и рациональным использованием природных ресурсов с наименьшим вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека. Такой концепт учитывает интересы нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами, в том числе Рио-де-Жанейрскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом, целями ООН по устойчивому развитию, Парижским соглашением и Конвенцией ООН о биоразнообразии.
В случае получения мандата доверия представители партии намерены заниматься концепцией зелёной экономики, обеспечением прав граждан на чистую окружающую среду, устойчивым использованием природных ресурсов и их равномерным распределением.
В сравнении с другими сферами, партийцы предложили 55 мер поддержки экологии — развития зеленой экономики, снижение производственного загрязнения и защиту экологии.
Именно в этом ключе формируется и внешнеполитическая повестка развития Казахстана. Партийцы анализируют экологическую повестку современных институтов глобального управления, в орбиту которых попал и Казахстан и делают вывод о том, что для Казахстана интерес и перспективу представляет развитие именно по направлению «зеленой экономики».
Предложение звучит достаточно спорно, с учетом высокой доли добывающей промышленности в структуре современной экономики Казахстана.
Но реальность будет связана с углеродным налогом, а также с необходимостью выработать общую с Россией линию, как протянуть одну из веток газопровода «Сила Сибири» через Казахстан, чтобы выполнить поручение президента о 60-процентной газификации.
Таким образом, партии не видят иной альтернативы, кроме многовекторной внешней политики. Об этом можно судить, изучив предвыборный платформы политического тяжеловеса «Amanat» и партии «Ауыл».
Очень генерализированно, но тем не менее можно выявить поддержку участия Казахстана в интеграционных объединениях, при этом достаточно четко звучит посыл о том, что интеграция должна носить исключительно экономический характер, не углубляясь до уровня политической интеграции.
При этом стоит указать на факт того, что фокус партийных программ сосредоточен в основном на внутренней политике. Это отчасти коррелируется с общественными настроениями граждан, которые формируют социальный запрос на улучшение экономической ситуации, повышение уровня жизни, совершенствования социальной защиты и пр.